Технологическая карта на тему Мы-алфавит

игра
ОБЖ. 10 класс.

Тема: «Виды и средства Вооружённых Сил РФ».

Цель: Раскрытие индивидуальных способностей учащихся на фоне проверки уровня знаний по заданной теме.

Задачи: 1. Проверить уровень знаний учащихся по теме.
2. Научить учащихся систематизировать изученный материал.

Материальное обеспечение урока:
Комплекты карточек по числу команд. (Таблица № 1)
Отличительные знаки команд (по цвету).
Рабочие карточки по числу команд. (Таблица № 2)
Оценочный лист. (Таблица № 3)
Листок – ответ для третьего этапа. (Таблица № 4)

Время проведения : 40 минут.

Проведение урока
В кабинете желательно сгруппировать мебель так, чтобы каждая из команд размещалась отдельно. Это очень важно для проведения данной игровой формы.
Учащиеся делятся на команды и прикрепляют знаки различия. Урок проходит в три этапа.

Первый этап.

Каждой команде дается набор карточек, в котором отсутствуют карточки с названиями войск. Затем выдается задание, в котором указан вид войск. Лист с заданием при выдаче должен быть помечен тем же цветом, что и цвет команды. Перед учащимися ставится задача выбрать из общего числа карточек только те, которые относятся к заданному виду войск. Соответственно на столах должна остаться стопка «ненужных карточек». Выбранные карточки могут быть разложены или собраны также в стопку. Далее ученики должны распределить отобранные карточки «по средствам» и «силам» и записать название карточек в лист задания. На этом первый этап закончен.
Во время первого этапа преподавателю необходимо отслеживать наиболее активных участников команды, ибо они действительно владеют материалом. Также нужно зафиксировать время, за которое команды справляются с заданием. Группе, закончившей первой, в оценочном листе в графе «+» ставится один балл.

Второй этап.
Группы меняются местами так, чтобы цвета команд и карточек не совпадали. На листе задания указывается цвет группы, ведущей проверку. Задача учащихся - проверить работу предыдущей группы. Они должны сверить:
правильно ли выбраны карточки (соответствуют ли они данному виду ВС);
все ли они вписаны в лист задания;
правильно ли распределены по видам и родам «силы»и «средства».

Условия оценивания


· Если карточка выбрана правильно и записана в лист задания в нужную категорию, то в обе графы напротив названия ставится «+».
Если карточка выбрана правильно, но не записана вообще, то ее вписывают, но ставят «-» в одну графу и «+» в другую.
Если карточка выбрана правильно, но занесена в другую категорию, то ставят «-» в одну графу и «+» в другую.
Если карточка выбрана неправильно и записана в лист задания, то ставится «-» в обе графы.
Если карточка выбрана неправильно и не указана в листе задания, то она не учитывается.

Далее в соответствующих графах указывается количество «+» и «-». Лист сдается преподавателю. Группе, закончившей задание первой, в оценочном листе в графе «+» ставится один балл.
Группа сдает не только лист задания, но и все карточки, которые лежат на столе. Задача преподавателя добавить к уже имеющимся карточкам карточки с названиями других войск.

Третий этап

Учащиеся должны отсортировать карточки с названиями других войск от карточек, в которых указаны силы и средства видов ВС, и записать на листе ответы на следующие вопросы:

Почему вы считаете, что эти войска относятся к другим войскам?
Как вы предполагаете, какими средствами они располагают?

Ответы должны быть указаны по всем другим войскам. Таким образом, при правильной организации работы группы каждый из членов команды должен будет самостоятельно оформить лист, в котором должна быть шапка: дата, класс, ф.и.о., цвет группы.
Во время проведения третьего этапа преподаватель заканчивает проверку, заполнив оценочный лист.
Если на листе задания не найдено преподавателем ошибок в проверке, то команда, осуществлявшая проверку, получает один балл за правильность, который фиксируется в оценочном листе. Суммарно количество «+» не может превышать 19 (16 за карточки, 2 - за скорость, 1 - за правильность). Заполнив колонки «+» и «-», преподаватель складывает количество «+» и «-». Таким образом выявляется группа победителей.
Преподаватель в конце урока объявляет результаты игры, реализует выбранный заранее вид поощрения победителей и собирает листы с ответами на вопросы, которые станут предметом рассмотрения на следующем уроке.








Таблица №1


Таблица №2
Сухопутные войска

Цвет группы, выполняющей задание: Цвет группы, выполняющей проверку:
Силы входящие в состав СВ
Средства, используемые СВ











































Число «+» Число «-»
Число «+» Число «-»

Общее число «+» Общее число «-»


Военно-воздушные силы

Цвет группы, выполняющей задание: Цвет группы, выполняющей проверку:

Силы входящие в состав ВВС
Средства, используемые ВВС











































Число «+» Число «-»
Число «+» Число «-»

Общее число «+» Общее число «-»

Военно-морской флот

Цвет группы, выполняющей задание: Цвет группы, выполняющей проверку:

Силы входящие в состав ВМФ
Средства, используемые ВМФ











































Число «+» Число «-»
Число «+» Число «-»

Общее число «+» Общее число «-»

Другие войска

Цвет группы, выполняющей задание: Цвет группы, выполняющей проверку:

Силы входящие в состав самостоятельных родов войск
Средства, используемые в самостоятельных родах войск











































Число «+» Число «-»
Число «+» Число «-»

Общее число «+» Общее число «-»




Таблица №3
Сводный оценочный лист

Дата__________2006

Класс_________

Цвет группы
Количество «+»
Количество «-»
Присвоенное место






















































Таблица №4

Дата__________________

Класс_______

Фамилия_______________________

Имя___________________

Отчество_______________________

Цвет группы____________________

Ответ:
















15