Конспект урока литературы в 5 классе на тему Патриотизм и народный дух в стихотворении М.Ю. Лермонтова Бородино


Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС
«Патриотизм и народный дух в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»(5-й класс)
Тип урока: ознакомительный урок.
Форма урока: традиционная.
Метод: комбинированный.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о понятиях патриотизм и народный дух на основе стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Задачи урока:
развивать умение формулировать определение понятий;
формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков грамотного прослушивания и осознания произведения, работы с учебником;
развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
развитие умения работы в парах.
развитие коммуникативных УУД:
Оборудование:
Ноутбук, словари и справочники;
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физминутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
- Доброе утро, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
Приветствие учащихся.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2. Обобщение ранее изученного3.Актуализация
знаний
3. Постановка учебной цели.
Проверка домашнего задания.
Класс разделён на две группы. Определён консультант в каждой группе. Учащимся предоставляется возможность продемонстрировать результат поисковой информационной деятельности по творчеству М.Ю.Лермонтова и событиям, связанным с периодом Отечественной войны 1812 года.
- Задайте своим товарищам вопросы по представленному материалу.
(Например:- О чём мечтал в детстве М.Ю.Лермонтов?
- В чём видел смысл жизни поэт?
- Почему Лермонтов обратился к теме Отечественной войны 1812 года?
- Почему события Отечественной войны 1812 года до сих пор в памяти русского народа?
- Оцените ответы ваших одноклассников по пятибалльной системе. Старайтесь быть объективны.
Прослушайте в аудиозаписи чтение стихотворения «Бородино» в актёрском исполнении и подумайте, о чём будет вестись речь на уроке и как чтецу удалось передать атмосферу событий, происходивших на Бородинском поле?
- Давайте сформулируем тему.
- Итак, тема урока: « Патриотизм и народный дух в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» (Запись в тетрадь)
- Исходя из темы урока, сформулируйте главную цель нашего урока. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, в течение этого урока мы должны ответить на вопрос: «Как поэту удалось отразить тему патриотизма в своём стихотворении и выявить особенности народного духа во время сражения?»
Выступления информаторов
Ответы на вопросы
Комментирование выступлений товарищей.
Усвоение новых знаний.
1)Словарная работа.
Работа в группах. Давайте для начала выясним значение слова патриотизм и словосочетания народный дух
1 группа работает со словом патриотизм
2 группа – со словосочетанием народный дух
Выступление групп:
Патриотизм – бескорыстная любовь к Родине
Народный дух – сплочение воли, решительности и самоотверженности в результате военного противостояния.
Работа с текстом.
1 группа: Найдите и прокомментируйте в стихотворении те строки, которые выявляют истинный патриотизм русских солдат в момент Бородинского сражения. Выпишите их в тетрадь.
2 группа: В каких строках стихотворения автор особенно подчёркивает народный дух? Выпишите и проанализируйте.
Учащиеся 1-й группы должны сделать акцент на следующие цитаты:
«Не будь на то господня воля, / Не отдали б Москвы»; « Уж мы пойдём ломить стеною,/ Уж постоим мы головою/ За родину свою»; «Заутра бой затеять новый/ И до конца стоять…»
Учащиеся 2-й группы, безусловно найдут подтверждение народного духа в таких строках: «Уж мы пойдём ломить стеною…»; «Ребята! Не Москва ль за нами?/ Умрёмте ж под Москвой…/»; «Изведал враг в тот день немало,/ Что значит русский бой удалый…»; «Заутра бой затеять новый/ И до конца стоять…»
- Почему некоторые примеры из текста у вас повторились?
(Учащиеся должны прийти к пониманию, что понятия: патриотизм и народный дух - взаимосвязаны между собой.Работают со словарями.
Осмысление понятий, записи в тетрадь
Самостоятельная работа учащихся с дальнейшим выступлением.
Ребята обосновывают проблемный вопрос, делают выводы
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
Первичное закрепление знаний.
Закрепление изученного материала
Физминутка (пауза релаксации)
1)Работа с учебником Чтение и выполнение задания №9 (стр.155)
Заполните таблицу. Ответы можно подтверждать примерами из текста
Как ведут себя солдаты до сражения
Как меняется поведение солдат во время сражения и что этому способствует

- Опираясь на материалы таблицы, расскажите друг другу о том, что способствовало поднятию духа солдат и как поэту удалось представить атмосферу патриотизма в стихотворении?
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем. Руки сложили назад.
2)Литературная лаборатория. Повторим средства выразительности языка. Соотнесите средство выразительности и его определение. Проверьте себя
Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета
Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.
Инверсия – необычный порядок слов в предложении
Гипербола – образное преувеличение
3)Работа в группах. Найдите средства выразительности в стихотворении «Бородино». С какой целью автор испульзует данные средства в стихотворении?
1 группа – олицетворения, эпитеты
2 группа – инверсию, гиперболу
Выступление групп.
Работают со статьёй учебника. Заполняют таблицу.
Отвечают на вопросы.
Выполняют физкультминутку
Работают с терминами
Работают в группах, находят предложенные средства выразительности, объясняют.
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
Рефлексия деятельности.
Повлияла ли атмосфера патриотизма и народного духа стихотворения на ваше отношение к этим понятиям?
Рефлексия. Продолжите фразу:
На уроке я узнал……
Осталось непонятным…..
Было интересно…..
Хотел бы узнать….
Консультанты в каждой группе оценивают работу участников группы. Комментируют оценки.
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок
УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
Домашнее задание.
- Выучить стихотворение «Бородино» (при затруднении – отрывок)
- Сделать в литературном альбоме иллюстрацию к одному из эпизодов стихотворения, подготовиться к обоснованию выбора.
- Выполните на выбор одно из заданий, представленных на странице 156.
Запись учащимися задания в дневники.