Программа по дополнительному образованию в ДОУ по музыке «Здравики»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 95 – ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ










ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ДОУ
«ЗДРАВИКИ»


(для детей 6-7 лет)





Составитель:
Глухова Елена Владимировна
музыкальный руководитель




Пояснительная записка


Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
Сочетание направлений: «физическое развитие» и «художественно-эстетическое развитие» обеспечивает полноценное физическое развитие и оздоровление дошкольников, так как в музыкальной деятельности (танец, пение) содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях, эмоциональном выражении исполнения песен.
Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Программа «Здравики» составлена в соответствии с видом дошкольного образовательного учреждения – детский сад присмотра и оздоровления, в котором приоритетным направлением является сочетание физкультурной и оздоровительной работы, сохранение и укрепление здоровья детей, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Программа «Здравики» разработана с учетом требований: Закона РФ «Об образовании» от 26.06.2010 г. (новая редакция), СанПиНа 2.4.1.2660-10 (с изменениями от 20.12.2010 г.), в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (пр. Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г. № 655) и к условиям её реализации (пр.Минобрнауки РФ от 20.07.2011 № 2151).
Программа «Здравики» разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 95, примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, программы музыкального образования детей дошкольного возраста «Камертон» под редакцией Э.П. Костиной.
Данная программа направлена на развитие у детей творческой активности в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (вокально-слуховой координации, ритмических движений, исполнительского мастерства, самовыражения в движении под музыку).
Программа рассчитана на один год обучения, предназначена для детей 6-7 лет.
Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая (в январе – зимние каникулы), количество учебных недель 36. Основная форма работы с детьми – непосредственно образовательная деятельность. Длительность одного занятия 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня по подгруппам в количестве 10 человек в каждой, один раз в неделю. Во время зимних (с 09 по 15 января 2013 г.) и летних каникул занятия не проводятся.
На первом занятии, во время зимних каникул и на последнем (36-м) занятии проводятся контрольные срезы (диагностирование).
Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
При отборе детей учитывается желание ребенка, с предварительным собеседованием и согласием родителей (законных представителей), оформленном в заявлении и в родительском договоре на текущий учебный год.
Цель – содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами вокально-танцевальной деятельности.
Создание двигательного режима, положительного психологического настроя способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, его физическому и умственному развитию.



Программа включает подразделы:
Развитие музыкальности (вокального и танцевального искусства):
Развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер, понимать ее содержание.
Формирование интереса к вокальному искусству.
Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового, координации слуха и голоса), чувства ритма. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон. Развитие певческого дыхания и артикуляции. Развитие эмоционально – выразительного исполнения песен.
Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков.
Развитие музыкальной памяти.
Определение видов танцевальных движений (танец, пляска, упражнение, игра).
Развитие двигательных качеств и умений:
2.1. Развитие ловкости, точности, координации движений.
2.2. Развитие гибкости и пластичности.
2.3. Воспитание выносливости, развитие силы.
2.4. Формирование правильной осанки, красивой походки.
2.5. Развитие умения ориентироваться в пространстве.
2.6. Обогащение двигательного опыта разнообразными элементами русских народных, классических, современных танцевальных движений.
2.7. Выражение в движениях развитие музыкальных образов, согласование движений с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
Развитие творческого воображения и фантазии.
Формирование эстетического вкуса.
Развитие способности к импровизации (придумывание «своего» игрового образа, персонажа, пляски, комбинируя танец и вокал);
Развитие эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности.
Развитие и тренировка психических процессов:
Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике, пении, передавая характер музыки.
Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов.
Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
Воспитание умения сопереживать друг другу.
Воспитание чувства коллективизма.
Использование собственной самооценки в работе, оценка работы товарища.

Итоговые результаты освоения программы «Здравики»
Развитие музыкальности (вокального и танцевального искусства):
- имеет достаточный кругозор в области вокально-танцевального искусства (жанры песен и танцев, знаменитых композиторов), выполняет ритмические упражнения с музыкальным заданием;
- выполняет построения и перестроения в танцах и плясках;
- различает простейшие музыкальные понятия, понимает характер музыкального образа;
- проявляет устойчивый интерес к вокальному искусству, воспринимает музыку, чувствует её настроение, характер, понимает содержание;
- поёт напевно, легко, светло, без форсирования звука, соблюдает при пении певческую установку.
- исполняет песни и вокально-хоровые упражнения;  
- воспринимает песни разного характера;
- поет с музыкальным сопровождением и без него;
- выразительно произносит песенный текст.

Развитие двигательных качеств и умений:
- правильно, точно, скоординировано и выразительно выполняет основные движения под музыку, танцевальные элементы, характерные и образные движения;
- уметь ориентироваться в пространстве;
- развита гибкость и пластичность;
- сформирована осанка и походка;
- знает движения русских, классических и современных танцев;
-выполняет движения согласованно с характером музыки, используя наиболее яркие средства выразительности.

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
- сочиняет собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации на предложенную музыку;
- выразительно двигается в соответствии с характером и ритмом музыки;


Развитие и тренировка психических процессов:
- испытывает чувство эмоционального удовлетворения;

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- умеет общаться в социуме в процессе концертной деятельности.



Программа «Здравики» способствует:
- стимулированию детей к двигательной активности;
- развитию физических и музыкальных качеств;
- решению физкультурно-оздоровительных и коррекционных задач вместе с педагогами и медицинскими работниками;
- развитию творческих способностей личности;
- поддержанию стремления к самостоятельной деятельности;
- творческому использованию жизненного опыта детей;
- самоопределению ребёнка в рамках ведущей деятельности.





Все занятия кружка «Здравики» строятся по схеме: 1. Прослушивание музыкального произведения; 2. Разбор текста песни; 3. Работа с труднопроизносимыми словами; 4. Разучивание музыкального произведения; 5. Работа над выразительностью исполнения песни;      6. Знакомство с формой танца;
7. Моделирование движений танца;
8. Соотношение характера музыки и движений;
9. Работа над выразительной передачей сюжета и характера персонажей с помощью движений.



Формы проведения занятий:
1. Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально. 2. Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские
способности детей.
3. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Движение и пение под музыку дают выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимают нервное напряжение; создают приподнятое настроение; развивают активность, инициативу; певческие навыки, слуховое внимание, развивают координацию движений, способность произвольно ими управлять.





ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ПО ПРОГРАММЕ «ЗДРАВИКИ»
Оценка знаний, умений и навыков детей по программе «Здравики» проводится три раза в год в соответствии с общим диагностированием детей в детском саду: в начале года, по итогам первого полугодия учебного года (в дни зимних каникул) и второго полугодия на итоговом занятии.
При диагностировании дошкольников используются высокий, средний и низкий уровни.

1. Развитие музыкальности

Высокий уровень – ребенок в полном объеме освоил программу детской музыкальной культуры слушания произведений народной классической и современной музыки:
- хорошо разбирается в области вокально-танцевального искусства, знает жанры песен и танцев, знаменитых композиторов;
- сформирован интерес к вокальному искусству, воспринимает музыку, чувствует её настроение, характер, понимает содержание;
- поёт напевно, легко, светло, без форсирования звука, соблюдает при пении певческую установку.
- самостоятельно исполняет песни и вокально-хоровые упражнения;  
- воспринимает песни разного характера;
- поет с музыкальным сопровождением и без него;
- выразительно произносит песенный текст.

Средний уровень – ребенок в полном объеме освоил программу детской музыкальной культуры слушания произведений народной классической и современной музыки:
- в достаточной мере разбирается в области вокально-танцевального искусства, знает жанры песен и танцев, знаменитых композиторов;
- не плохо сформирован интерес к вокальному искусству, воспринимает музыку, чувствует её настроение, характер, понимает содержание;
- поёт напевно, легко, светло, без форсирования звука, соблюдает при пении певческую установку.
- исполняет песни и вокально-хоровые упражнения, иногда с помощью воспитателя;  
- воспринимает песни разного характера;
- поет с музыкальным сопровождением и без него;
- выразительно произносит песенный текст с помощью взрослого

Низкий уровень – ребенок не достаточно освоил программу детской музыкальной культуры слушания произведений народной классической и современной музыки:
- имеет представление о жанрах музыки, но распознает, чаще с помощью взрослого;
- с трудом определяет музыку, чувствует её настроение, характер, понимает содержание;
- исполняет песни и вокально-хоровые упражнения, иногда с помощью воспитателя;  
- не различает песни разного характера;
- поет с музыкальным сопровождением и без него с помощью взрослого;
- выразительно произносит песенный текст с помощью взрослого

2. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

- сочиняет собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации на предложенную музыку;
- выразительно двигается в соответствии с характером и ритмом музыки;
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

3. Развитие и тренировка психических процессов:

- испытывает чувство эмоционального удовлетворения;
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

4. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

- умеет общаться в социуме в процессе концертной деятельности.
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915