Коспект классного часа по профориентации Выбор профессии — выбор будущего


Методическая разработка внеклассного мероприятия
по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего»
для учащихся 8 «Б» класса
Цели данного внеклассного мероприятия:
содействие профильному и профессиональному самоопределению подростков.
формирование профессиональных интересов, склонностей к определенным видам деятельности.
Задачи мероприятия:
расширение детских представлений о мире профессий и людях труда.
развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.
Мероприятие состоит из конкурсов, викторины и профориентационных игр. Участники распределяются на 2-4 команды по 3-5 человек.
Конкурс «Анаграммы-профессионалы».
Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получилось название профессии.
рвач - (медицинский работник)
сопло- (дипломат)
терка - (театральная и кино-профессия)
кулон - (веселая цирковая профессия)
марля - (разноцветный рабочий)
авдотка - (юридическая профессия)
томат + голос - (зубной врач)
кредитор - (руководитель предприятия)
Конкурс «Начни пословицу».
Задание: назвать начало пословицы.
«… не знают скуки» (ответ: умелые руки)
«…такие плоды» (какие труды)
«… , а лень портит (труд человека кормит)
«…, того люди чтут» (кто любит труд)
«…, не сиди на печи (хочешь есть калачи)
«…, тот не ест» (кто не работает)
«…, спать неохота» (если есть работа)
«…потехе – час» (делу – время)

Конкурс «Чем пахнут ремесла?»
Задание: определить профессию по запаху.
тестом и мукой пахнет … (пекарь)
стружкой и доской … (столяр)
краской и скипидаром … (маляр)
бензином … (водитель)
рыбой и морем … (рыбак)
лекарством … (врач)
пирогами и супом … (повар)
землей и полем … (пахарь)
Конкурс «Самая – самая»
Задание: участникам предлагаются необычные характеристики профессий, а участники игры должны по очереди называть те профессии, которые больше всего подходят данной характеристике.
Предлагается первая характеристика, представители поочереди от каждой команды предлагают свои варианты. Команда дает один ответ после минуты на обсуждение.
Выигрывает та команда, которая дала наиболее точные ответы на заданные характеристики.
самая денежная профессия.
самая красная профессия.
самая сладкая профессия.
самая волосатая профессия.
самая детская профессия.
самая смешная профессия.
самая горячая профессия.
самая благородная профессия.
самая умная профессия.
самая современная профессия.
самая модная профессия.
самая воздушная профессия.
самая добрая профессия.
самая болезненная (для пациента) профессия.
самая опасная профессия.
самая утонченная профессия (обоняние).
самая фантастическая профессия.
5. Конкурс «Профессии – синонимы»
Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий.
педагог – (ответ: учитель, преподаватель).
врач – (доктор, лекарь).
стоматолог – (дантист, зубной врач).
портной, портниха – (швец, швея).
сторож – (охранник).
воспитатель – (наставник).
летчик – (пилот).
шофер – (водитель).
голкипер – (вратарь).
солдат – (боец, воин).
торговец – (продавец).
фокусник – (факир, иллюзионист).
экскурсовод – (гид).
адвокат – (защитник).
6. Упражнение «Объявление».
Задание: в течение 5 минут команды должны составить объявление о своих услугах при поиске работы, которое должно отражать профессиональную уникальность выбранной специальности и включать нечто такое, что не может предложить другой специалист.
Вариант 1: дается одна профессия обеим командам (например, программист, продавец, учитель, врач, дрессировщик, парикмахер) Вариант 2: команда сама выбирает профессию.
Примерный план ответа: образование, стаж работы по данной специальности, что может делать по данной профессии, и далее плод фантазии автора объявления.
Команды и жюри могут задавать вопросы по содержанию объявления, чтобы удостовериться, чье объявление красочнее или профессиональнее, и кого лучше взять на работу из кандидатов.
7. Конкурс «Угадай профессию».
Задание: представители команд невербально показывают друг другу людей разных профессий, конкуренты должны угадать – какая это профессия.
8. Конкурс « Он – Она»
Задание: прочитать название профессии и написать соответственно в мужском или женском роде.
Она - балерина, он - … (ответ: танцовщик)
Она - стюардесса, он - … (стюард)
Она - медсестра, он - … (медбрат)
Он - доктор, она - … (доктор)
Он - водолаз, она - … (водолаз)
Он - гимнаст, она - … (гимнастка)
Он - поэт, она - … (поэтесса)
Он - штукатур, она - … (штукатур)
Он - повар, она - … (повар)
Он - портной, она - … (портниха)
9. Профи – викторина.
Задание: правильно ответить на вопросы викторины, очки присуждаются команде, которая первая дала верный ответ.
Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)
Как звали первую женщину - летчицу? (Баба-Яга)
Назовите орудие труда оперного певца? (голос)
Какой водитель смотрит свысока? (летчик, пилот)
Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении С.Михалкова? (милиционером)
Без чего не могут обойтись математики, охотники и барабанщики? (без дроби)
Сидит дед, в сто шуб одет – кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)
Кто обслуживает и корову и ЭВМ? (оператор)
Кто использует тонометр в своей работе? (врач)
Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (кучеру, сегодня шоферу).
10. Игра «Интервью».
Первая команда становится журналистами, а вторая – дает им интервью. Журналисты готовят 5-10 вопросов по теме занятия, интервьюируемые отвечают. Затем команды меняются ролями.
Примеры вопросов журналистов:
Зачем нужно трудиться?
Как сложится жизнь человека, который не стремится работать?
Может ли человек быть счастливым от своего труда?
Какого человека можно назвать успешным в жизни?
Как вы думаете, бывают ли профессии хорошие и плохие? Почему?
Занятие заканчивается подведением итогов, поздравлением и награждением команды - победительницы.
Литература
Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения. – М., 2005.
Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. – М., 2006.