Урок ОБЖ на тему Пожарная безопасность (8 класс)

Разработка урока по Основам безопасности жизнедеятельности
8 класс, 16.09.2016, ОБЖ
Тема урока: «Пожарная безопасность».
Тип урока: обобщение изученного материала.
Вид урока: урок-путешествие.
Цель урока: пропаганда пожарно-технических знаний среди учащихся общеобразовательных учреждений, формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности и привлечение внимания детей к вопросам личной и пожарной безопасности.
Задачи урока:
1. Формировать нравственные ценности, уважительное отношение к себе самому и людям, которые тебя окружают, способствовать процессам самораскрытия, самоанализа, самовыражения личности.
2. Воспитывать культуру общения, желание способствовать взаимопониманию и сплочению коллектива.
3. В игровой форме закрепить знания по теме «Пожарная безопасность», привить им навыки правильных действий при возгорании и оказании помощи при спасении людей, научить быстро и правильно оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для ее преодоления, побудить учащихся к глубокому изучению курса ОБЖ.
4. Создать условия для развития логического мышления.
5. Формировать у детей навыки общения и сотрудничества.
6. Воспитывать чувство ответственности за себя и за окружающих людей.
7. Воспитывать умение общаться, слушать собеседника, дополнять ответы товарищей.
Оборудование:
1. боёвка
2. огнетушитель
3. РЛО
4. плакаты
5. мультимедиа проектор

Знают все – человек без огня
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите ребята вокруг:
Нам огонь – повседневный наш друг.
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.


Ход урока:
№п/п
Этапы урока
Организация этапа, оборудование
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1
Организационный
1. Приветствие учителя.
2. Определение цели урока
3.Представление гостей.
4. Деление на команды. Деление производится по цветным фишкам, которые ребята произвольно брали при входе в кабинет.
Учитель: Сегодня на уроке мы должны выбрать лучшую команду, которая будет представлять нашу школу в соревнованиях «Юный пожарный» в мае следующего года.

Сейчас мы с вами проведем путешествие по станциям. Членами жюри являются победители соревнования «Юный пожарный», которое состоялось в прошлом году.

Определяют цели урока, приветствуют гостей, делятся на команды.

2
Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Станция «Умники и умницы»: проверочный тест «Правила пожарной безопасности»
Раздает листы с тестом каждой команде
Работают в команде

3
Проверка домашнего задания.
Защита проектов «Профилактика пожаров в моей усадьбе». (В это время члены жюри проверяют результаты теста)
Оценивает проекты совместно с учащимися
Проводят защиту проектов, используя мультимедиа проектор

4
Работа в группах.

Станция «Смекалка».
Каждой команде предлагается одинаковый набор пословиц, разрезанных на две части. Кто быстрее правильно сложит пословицы.
Раздает каждой команде одинаковые наборы
Работают в команде

5
Найти выход из сложившейся ситуации (кейс метод).

Станция «Находчивость».
Командам выдаются рисунки, которые нужно проанализировать и представить. Обратить внимание на плакат с алгоритмом вызова пожарной охраны.
Вместе с членами жюри оценивает работу каждой команды
Работают в команде, затем один человек от команды выступает

6
Мастер - класс
Мастер класс проводят победители конкурса «Юный пожарный»
Наблюдает вместе с учащимися
Наблюдают, задают вопросы

7
Станция «Творчество».
Исполнение «Марша пожарных».
Поет вместе с учащимися
Поют хором.

8
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Сейчас вы выразите свои впечатления об уроке.


Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

9
Заключительный этап урока


Д/з: взять интервью у пожарных, разработать памятку «Профилактика пожаров в жилых помещениях». Первая команда идет в пожарную часть, вторая подготавливает текст памятки, третья – оформление.
Записывают задание


ПРИЛОЖЕНИЕ.
Станция «Умники и умницы»
Проверочный тест.
1. Как называется профессия человека, который тушит пожары?
А. пожарный
Б. пожарник
В. спасатель
2. Назовите условия, при которых может возникнуть пожар?
А. горючее вещество и восстановитель
Б. горючий материал, источник огня или тепла, кислород
В. теплообмен между веществами
3. К поражающим факторам пожара относятся:
А. интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей
Б. токсичные продукты горения, высокая температура
В. образование облака угарного газа
4. Если в твоей квартире или доме случился пожар, кого ты должен оповестить после вызова пожарных?
А. полицию
Б. скорую помощь
В. соседей
5. Какова правильная последовательность действий при быстро распространяющемся пожаре?
А. попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения, открыть окно для удаления дыма
Б. немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь, позвать на помощь взрослых и сообщить в пожарную охрану
В. позвонить на работу родителям и сообщить о пожаре, попытаться потушить огонь, используя подручные средства
6. Чем лучше всего укрыться в целях безопасности, преодолевая зону огня?
А. мокрым пальто
Б. простыней
В. плотным одеялом
7. Первичные средства пожаротушения используют:
А. для ликвидации пожара в начальной стадии возникновения
Б. для тушения большого пожара
В. для локализации стихийного бедствия природного характера
8. Вечером, придя домой, вы почувствовали запах газа. Каковы будут ваши дальнейшие действия?
А. включить свет, позвонить родителям или в аварийную службу
Б. перекрыть основной вентиль подачи газа, открыть окна и двери, пойти к соседям, позвонить родителям или в аварийную службу
В. открыть окна и зажечь спичку, чтобы проверить, откуда идет газ
9. Каким средством невозможно потушить горюче-смазочные материалы?
А. пеной
Б. песком
В. водой
10. Пассажирам общественного транспорта запрещается перевозить:
А. габаритные грузы
Б. легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества
В. тяжелые грузы
11. Как потушить загоревшуюся на человеке одежду?
А. направить на него струю огнетушителя
Б. повалить человека на землю и накрыть плотной тканью
В. сорвать с него одежду
12. Каким из перечисленных веществ нельзя растапливать печку?
А. дровами
Б. углем
В. легковоспламеняющимися жидкостями
13. Для чего белят дымовые трубы печного отопления?
А. чтобы были видны трещины и повреждения
Б. для красоты
В. для улучшения тяги
14. При движении поезда в вашем вагоне появился запах гари и дыма. Как вы будете действовать?
А. пойдете по соседним купе и будете сообщать пассажирам
Б. сообщите проводнику, соберете вещи и будете ждать дальнейших указаний в купе
В. дернете за рукоятку стоп-крана
15. Какие условия способствуют распространению пожара?
А. отсутствие естественного освещения
Б. отсутствие проемов (окна и двери) для удаления продуктов горения
В. отсутствие или неисправность средств пожаротушения
16. При возникновении пожара вам нужно покинуть квартиру, находящуюся на 10-м этаже. Вы:
А. воспользуетесь лифтом
Б. спуститесь по внешним пожарным лестницам
В. прикрывая дыхательные органы рукой, выйдете через подъезд
17. Вернувшись с прогулки, вы открыли дверь своей квартиры и обнаружили сильное задымление. Ваши дальнейшие действия?
А. войдете в квартиру и будете искать источник задымления
Б. откроете окна, чтобы проверить квартиру
В. плотно закроете дверь и вызовете пожарных
КЛЮЧ к тесту «Правила пожарной безопасности»
1а;2б;3б;4в;5б;6а,в;7а;8б;9в;10б;11б;12в;13а;14б;15в;16б;17в

Станция «Смекалка».
Каждой команде предлагается одинаковый набор пословиц, разрезанных на две части. Кто быстрее правильно сложит пословицы.
От маленькой искры тот скоро обожжётся.
Огонь – не вода лишь огня добавлять.
Вода и огонь – хорошие слуги беду отводи до удара.
Огонь маслом заливать большой пожар бывает.
Искру туши до пожара охватит – не выплывешь.
Кто огня не бережётся но и страшные господа.
От маленькой искры тот скоро обожжётся.
Огонь – не вода лишь огня добавлять.

V этап. Найти выход из сложившейся ситуации (кейс метод).
Станция «Находчивость».
Командам выдаются рисунки, которые нужно проанализировать и представить. Обратить внимание на плакат с алгоритмом вызова пожарной охраны.
VI этап. Мастер - класс
Когда мир горит и плавится,
Задыхаясь в едком дыму,
Только смелые смогут справиться,
Побеждая огонь и тьму.
Не сломаются, не отступятся,
Не забудут про долг и честь,
Только смелые, только лучшие,
Служба первых была и есть!
Мастер класс проводят победители конкурса «Юный пожарный»

15