Урок «Изготовление детских брюк»

План урока производственного обучения

Группа № 13
Профессия: «Оператор швейного оборудования»
Мастер п/о: Дудорова Ирина Филипповна
Тема программы № 7: «Изготовление швейных изделий »
Тема урока: «Изготовление детских брюк»
Тип урока: урок по выполнению сложных комплексных работ

Дидактическая цель: создать условия для формирования профессиональных знаний, умений и навыков при выполнении практических работ по обработке детских брюк.

Образовательный аспект: научить обрабатывать детские брюки из льняной ткани, соблюдая технологическую последовательность, технические условия и правила ТБ.

Коррекционно – развивающий аспект: коррекция и развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления; координация речи с движением; формирование устойчивого интереса к профессии, рационального использования рабочего времени, развитие глазомера.

Воспитательный аспект: воспитание навыков самоконтроля, усидчивости, выдержки, ответственности за выполнение задания, бережного отношения к оборудованию и инструментам, рационального расходования материалов, соблюдения трудовой дисциплины.

Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: практический, словесный, наглядный,
репродуктивный.

Средства обучения: 1. Образец изделия
2. Инструкционные карты
3. Образцы узлов
4. Схемы узлов
5. Эскизы брюк
6. Чертеж деталей кроя на доске
7. Карточки с операциями по обработке
8. Карточки для проверки знаний ТБ
9. Текстовый материал

Оснащение урока: детали кроя брюк, ножницы, булавки, мел, линейка, стачивающие машины, краеобметочная машина 51-А кл., паровой утюг, утюжильный стол.

Технологическая карта урока

Структура урока
Дидактическая
Задача
Деятельность
мастера п/о
Деятельность обучающихся
Методическое обеспечение этапа урока
Показатели реальных результатов

Организационный момент
2 минуты
Проверка наличия обучающихся и готовности их к уроку
1.Приветствует обучающихся
2.Принимает рапорт дежурного
3.Проверяет внешний вид и наличие инструментов и приспособлений
Дежурный сдает рапорт

Полная готовность группы к уроку

Вводный инструктаж
40 мин.
Целеполагание и мотивация
Принятие обучающимися цели учебной деятельнос-ти, обеспечение непосред-ственно-побуждающей мотивации
Сообщает тему и цель урока, конечный результат
Внимательно слу-шают, настраива-ются на урок
Записи темы урока на доске, образец гото-вого изделия
Готовность к учебно-производственной деятельности

Актуализация знаний
Оценка уровня сформиро-ванности знаний,
необходимых для изучения новой темы
Предлагает вспом-нить элементы ранее изученной темы, ис-пользуя образцы, задаёт вопросы
Рассматривают образцы, вспоми-нают учебный материал, отвеча-ют на вопросы
Образцы швов
Повторение опорных знаний по теме

Актуализация умений
Оценка уровня сформи-рованности умений,
необходимых для изучения новой темы
Предлагает воспро-извести приемы вы-полнения швов
Демонстрируют приемы выполнения швов
Образцы швов, булавки
Повторение опорных умений по теме

Инструктирование (формирование ориентированной основы действий обучающихся по новой теме)
Обеспечение усвоения и активного закрепления зна-ний и умений
Повторение цели урока, демонстрация образца изделия, инструментов и приспособлений для выполнения задания, подробно инструкти-рует о ходе выпол-нения задания, де-монстрирует приемы труда, задает вопросы обучающимся, отве-чает на заданные вопросы
Внимательно слушают объяснения мастера, рассматривают образ-цы готового изделия, инструкционные карты, запоми-нают алгоритм действий, делают пробное выпол-нение приемов, отвечают на во-просы, при необ-ходимости задают вопросы мастеру п/о
Инструкционные карты по последо-вательности обработ-ки детских брюк, детали кроя брюк, булавки, ножницы, линейка, стачива-ющая и краеобме-точная машины, утюг, гладильная доска
Формирование устойчивых знаний и умений по новой теме

Самостоятельная работа и текущее инструктирование
5 часов.
Обеспечение устойчивого отчетливого понимания алгоритма выполнения действий под руководством мастера п/о
Наблюдения за выполнением само-стоятельной работы. Выполнение целевых обходов рабочих мест, дополнительное индивидуальное и коллективное инст-руктирование, прове-дение дополнитель-ного показа приемов труда, оценивание работы обучающихся
Самостоятельно вы-полняют задание, осу-ществляют самоконт-роль
Детали кроя брюк, булавки, ножницы, линейка, стачива-ющая и краеобме-точная машины, гла-дильная доска, утюг
Формирование умений и навыков по обработке детских брюк

Заключительный инструктаж
18 мин
Подведение итогов урока
Делает анализ и дает оценку успешности достижения цели.
Проводит рефлексию, оценивает и коммен-тирует выполненные работы, задает до-машнее задание
Осмысливают деятельность на уроке, анализи-руют полученные результаты, запи-сывают домашнее задание, приби-рают рабочие места
Записи на доске
Открытость обучаю-щихся в осмыслении своих действий и самооценке


План-конспект урока
производственного обучения

Тема по программе: «Изготовление швейных изделий»
Тема урока: «Изготовление детских брюк»

Элементы структуры урока
Элементы дидактической структуры урока
Содержание деятельности мастера п/о на уроке
Содержание деятельности обучающихся на уроке

Организационный момент
2 мин.
Организация внимания и готовности к уроку
Приветствую обучающихся и проверяю их наличие
Проверяю внешний вид (соответствие одежды требованиям ОТ и ТБ)
Проверяю наличие инструментов и приспособлений
Рапорт дежурного о наличии обучающихся

Вводный инструктаж
40 мин.
Целеполагание Мотивация
Задаю вопросы обучающимся для активизации внимания, подвожу к самостоятельному определению темы урока.
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите три рисунка. Какой ассортимент одежды их объединяет? - Правильно, это брюки. Дайте определение брюк.


- Правильно, это предмет одежды, который покрывает нижнюю часть тела. Это классическое, профессиональное определение брюк. Но кроме этого определения существуют и другие – непрофессиональные. Прочитайте их.
- Вы согласны, что и эти определения имеют право на существование в повседневной жизни?
- Вы видите на доске три рисунка. Чем отличаются друг от друга представленные на них брюки?
- Правильно, эти брюки предназначены для людей разного возраста. Как вы думаете, они выполнены из одинаковых тканей?
- Как вы думаете, сможете ли вы самостоятельно изготовить женские брюки?
- Почему?
- А какие из этих брюк сложнее сшить и почему?

- Вот поэтому мы начнем учиться шить брюки с самых простых – детских. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Молодцы! Сегодня мы будем шить детские брюки.
Они самые простые в обработке, поэтому с них и начнем.
- Чему мы должны научиться на уроке?
- Правильно, мы научимся обрабатывать детские
брюки в соответствии с техническими условиями, соблюдая технологическую последовательность обработки и правила ТБ; а также
-закрепим знания и умения по обработке соединительных и краевых швов.
- Пригодятся ли вам полученные на уроке умения?


Воспринимают тему урока, внимательно слушают, настраиваются на урок

- Брюки.

- Брюки – это предмет одежды, который сейчас очень популярен, и они есть в гардеробе каждой девушки и женщины.




Читают определения брюк.
- Да.


- Они разные по форме, для разного возраста.

- Нет, они могут быть сшиты из разных тканей.


- Нет.
- Потому что мы ещё не умеем и не знаем как.
- Взрослые брюки сшить сложнее, потому что они больше, сложнее ткани и нужна хорошая посадка.
- Тема урока – изготовление детских брюк.





- Мы должны научиться шить детские брюки.






- Да, мы сможем сшить брюки младшим братьям или сестрам.


Актуализация знаний и умений
Знакомлю обучающихся с предстоящей работой: демонстрирую образец детских брюк, даю их описание:
- Посмотрите, вот такие детские брюки мы должны сшить за сегодняшний урок. Это прямые брюки на резинке с карманами в отсечном бочке.
Задаю вопросы:
- Скажите, для какого времени года предназначены такие брюки?
- Можете определить, из какой ткани выполнен образец?
- Почему для летних детских брюк выбрана именно льняная ткань?
- А какими технологическими свойствами обладает льняная ткань?

- Можно ли сказать, что льняная ткань достаточно простая в обработке?
Внимательно рассматривают образец детских брюк




Отвечают на вопросы:
- Брюки предназначены для лета.

- Брюки из льняной ткани.

- Потому что льняная ткань обладает хорошими гигиеническими свойствами.
-Она не тянется, не прорубается, утюжится при высокой температуре, но сильно осыпается и мнется.
- Да, льняная ткань в обработке не очень сложная.





Демонстрирую образец брюк.

Задаю вопросы.
- Посмотрите внимательно на образец предстоящей работы. Какие швы применяются для обработки брюк?
- Почему боковые швы обработаны именно стачным швом взаутюжку?
- Почему низ изделия обработан швом в подгибку с закрытым срезом?
- Расскажите последовательность обработки стачного шва взаутюжку.

- На каком этапе обработки стачного шва взаутюжку у вас возникают сложности?
- Расскажите и покажите, как правильно выполнить ВТО стачного шва взаутюжку.


Рассматривают образец и отвечают на поставленные вопросы.
Правильные варианты ответов:
- Стачные швы взаутюжку для обработки боковых и шаговых срезов, шов вподгибку с закрытым срезом для обработки низа изделия.
- Стачной шов взаутюжку, т.к льняная ткань сильно осыпается.
- По той же причине.

- Детали складывают изнаночными сторонами внутрь и стачивают ш/ш 1,0-1,2 см, затем срезы шва заутюживают и обметывают.
- На этапе ВТО.

- ВТО производят в три этапа: сначала утюжат на ребро, затем швы разутюживают, потом заутюживают на нужную сторону.



Инструктирова-ние (формирова-ние ориентиро-ванной основы действий учащих-ся по новой теме урока)
Повторяю цель урока:
- Итак, сегодня на уроке мы должны научиться изготавливать детские брюки из льняной ткани, соблюдая ТУ, технологическую последовательность обработки и правила ТБ.
Демонстрирую образец детских брюк:
- В брюках, которые мы должны сегодня изготовить, уже обработаны карманы и заготовлен пояс. Нам осталось произвести сборку брюк.
Задаю вопросы.
- Какие инструменты и приспособления вам понадобятся и для чего?



- Какое оборудование вы будете использовать?



Даю инструктирование по обработке детских брюк:
называю операции технологической последовательности, предлагаю рассмотреть инструкционную карту, демонстрирую приёмы выполнения операций.
- А сейчас посмотрите инструкционную карту по обработке детских брюк. В ней описана вся последовательность обработки, указаны технические условия на выполнение отдельных операций и критерии качества каждой операции. Итак, давайте подробно разберем последовательность сборки брюк.
1). Первая операция - проверка деталей кроя.
Крой брюк состоит из следующих деталей:
- передняя половинка брюк - 2 дет.
- задняя половинка брюк – 2 дет.
- пояс -1 дет.
На доске начерчены детали кроя. Предлагаю подписать наименование срезов.
2). Вторая операция - обработка боковых швов стачным швом взаутюжку.
3). Третья операция - обработка шаговых швов стачным швом взаутюжку.
- Для экономии рабочего времени эти операции целесообразно производить последовательно друг за другом: сколоть все швы, стачать, проверить качество, провести ВТО и обметать срезы.
4). Четвертая операция - обработка среднего шва стачным швом на ребро.
5). Пятая - обработка верхнего среза брюк поясом.
6). Шестая - обработка низа брюк швом в подгибку с закрытым срезом.
7). И последняя, седьмая операция - окончательная отделка изделия.
- Сейчас я покажу вам, как правильно обработать боковые и шаговые швы.
Показываю прием обработки боковых и шаговых швов;
- Подойдите, пожалуйста, к машине. Внимательно смотрите и слушайте. Если у вас будут возникать вопросы, задавайте их по ходу демонстрации приема.

Показываю следующие приемы:
среднего шва;
соединение пояса с изделием;
обработку низа изделия.

Указываю на рациональную организацию рабочего места при выполнении операций, влияние её на качество изделий и производительность труда.
Отмечаю типичные ошибки и способы их устранения:
- не совмещение срезов деталей;
- складывание деталей не по рассечкам;
- изменение размеров изделия, так как изменена ширина шва.
Для повторения правил БТ предлагаю карточки с началом предложения:
- Перед началом работы нужно
- Волосы необходимо убирать, потому что они
- Иглы и булавки должны находиться
- Булавки нельзя брать в рот, потому что

- Моховое колесо нельзя тормозить рукой, потому что
- Если тянуть ткань при стачивании, можно

- Ножницы нельзя класть на изделие, потому что
- При работе на утюге под ногами должен лежать. для обеспечения
- На педали машины должен лежать
- По окончании работы необходимо.

Проверяю уровень усвоения нового материала
- А сейчас уберите инструкционные карты, и мы повторим последовательность обработки. Перед вами карточки с операциями по обработке. Расставьте их в правильной последовательности, а потом вместе проверим.
На доску крепятся названия операций, параллельно повторяем, какими швами обрабатывается тот или иной участок.
Задаю вопросы, предлагаю показать приемы.

- С чего начинаем сборку брюк?
- Как обрабатываем боковые срезы?



- Почему целесообразно обрабатывать боковые и шаговые швы вместе, а не делить их на разные этапы?
- Как обрабатываем средний шов?




- Как соединяем пояс с изделием?



- Расскажите, как будете обрабатывать низ изделия.







- Какие операции входят в окончательную обработку изделия?

Отвечаю на вопросы обучающихся, возникшие во время объяснения и пробного выполнения приемов.
Разъясняю задание на урок:
- Каждый обучающийся должен изготовить в течении практического занятия детские брюки, соблюдая ТУ, технологическую последовательность и требования к качеству.
Сообщаю критерии оценок выполненных работ:
Оценка «5» - изделие выполнено с соблюдением ТУ и правил БТ;
Оценка «4» - изделие выполнено с незначительными нарушениями ТУ, с соблюдением правил БТ;
Оценка «3» - изделие не соответствует требованиям
ТУ, нарушения правил БТ не было.
- Есть ли у вас вопросы? Если вопросов нет, то приступайте к работе. Желаю успехов!










Отвечают на вопросы.
- Линейка для измерения ширины швов и намеловки линии низа.
- Мел – для проведения линий.
- Ножницы – для обрезания ниток.
- Булавки – для скалывания частей изделия.
- Стачивающую и краеобметочную машины для обработки срезов.
- Утюг и гладильную доску – для выполнения ВТО.
Внимательно слушают объяснения мастера п/о, рассматривают детали кроя брюк, инструкционную карту на обработку детских брюк, делают пробное выполнение приемов обработки.












Находят, называют и подписывают срезы брюк, начерченных на доске

















Внимательно наблюдают за выполнением приема, задают вопросы.

















Повторяют правила ТБ, продолжая предложение:
- Надеть спецодежду, проверить оборудование
- Они могут намотаться на нитепритягиватель.
- Должны находиться в игольнице.
- Можно их проглотить, уколоться и тем самым нанести вред здоровью.
- из-за большой скорости вращения главного вала можно повредить ладонь.
- Сломать иглу, она может отскочить, нанести травму.
- Можно повредить ткань.
- Резиновый коврик для обеспечения электроизоляции.
- Резиновый коврик
- Прибрать свое рабочее место.

Воссоздают последовательность обработки перед собой и на доске







Отвечают на вопросы мастера п/о
Правильные ответы на вопросы:
- С проверки деталей кроя.
- Складываем лицевыми сторонами внутрь, совмещая надсечки и срезы, скалываем булавками, стачиваем ш/ш 1,0-1,2 см со стороны передней половинки, производим ВТО, обметываем.
- Потому что это экономит рабочее время.

- Выворачиваем одну брючину на лицевую сторону, вкладываем одну в другую, совмещая срезы и шаговые швы, скалываем булавками, стачиваем двумя строчками, обметываем, производим ВТО.
- Накладываем пояс на изделие, совмещая контрольные надсечки, прикалываем булавками, притачиваем ш/ш 1,0 см, обметываем, производим ВТО.
- На лицевой стороне намечаем две линии. Первая – линия перегиба, вторая – линия, определяющая величину подгибки низа. По первой линии изделие перегибаем на изнаночную сторону и закалываем булавками. Подгибаем припуск по второй линии и застрачиваем по кругу ш/ш 0,1 см, начиная от шагового шва, делая закрепку в конце строчки. Производим ВТО с изнаночной стороны.
- Вдергивание резинки и окончательная утюжка.


При необходимости задают вопросы мастеру по новому материалу
Рассматривают инструкционные карты, образец изделия.
Производят пробное выполнение приемов по обработке детских брюк.



Самостоятельная работа и текущее инструктирование
5 часов

Наблюдаю за самостоятельной работой обучающихся, которые выполняют и отрабатывают новые приемы труда.
Делаю целевые обходы для корректировки выполнения задания обучающимися, проверки соблюдения ТУ, последовательности обработки и выполнения правил безопасности труда.
Провожу индивидуальное консультирование обучающихся на рабочем месте.
Провожу коллективное консультирование (при необходимости).
Провожу повторный показ новых трудовых приемов (при необходимости).
Выдаю дополнительное задание сильным и успешным обучающимся в виде усложненных методов обработки (например, предлагаю настрочить боковые швы двумя параллельными строчками с шириной между ними 0,5 см)
Осуществляю прием результатов работы.
Оцениваю выполнения производственного задания.
Выполняют самостоятельную работу по обработке детских брюк.

Следят за соблюдением ТУ и технологической последовательности, соблюдением правил безопасности труда (проводят самоконтроль),












Сдают готовые изделия мастеру п/о.



Заключительный инструктаж
20 мин
Подведение итогов
- Вспомним тему урока.
- Чему вы должны были сегодня научиться?
- Что узнали нового?
Сообщаю цель урока и результаты достижения цели.
Задаю вопрос:
- Сможете самостоятельно, без моей помощи, обработать подобные брюки в соответствии с ТУ, соблюдая технологическую последовательность и требования к качеству?
- Какие трудности возникли при выполнении работы?
Провожу анализ работ обучающихся: демонстрирую лучшие работы, указываю на типичные ошибки, анализирую соблюдение правил ОТ и БТ и правильную организацию рабочего места.
Сообщаю и комментирую оценки за выполнение задания.
Сообщаю тему следующего урока: «Пошив детской кофточки»
Выдаю домашнее задание:
- повторить обработку застежки на петли и пуговицы.
Внимательно слушают мастера п/о о результатах достижения целей.



Отвечают на поставленные вопросы.















Выполняют уборку рабочих мест.



Мастер п/о: _____________ И.Ф.Дудорова









ђ Заголовок 115