Конспект урока Героями не рождаются, героями становятся…

Разработка классного часа по теме : « Героями не рождаются, героями становятся»


Тип занятия : систематизация и обобщение.
Цель:
формирование понятий о гражданственности, патриотизме и их основных элементах.
Закрепление навыков работы с источниками информации, участие в дискуссии.
Развивать умение мыслительного анализа, развитие речи, обобщения.
Способствовать формированию ценностей в гражданском обществе и патриотизма в современной России, чувства любви к Отечеству.
Развитие коммуникативных навыков

На доске: « Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился» Б. Шоу.
« Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» Д. Байрон.
« Россия без каждого из нас обойтись может , но никто из нас без неё не может обойтись» Тургенев И,С.
« Мужество – это бесстрашие, разум – это понимание добра и зла, сила- это способность к действию, герой- кто совмещает в себе эти три достоинства.» Водьяпати.

Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, совершающий подвиг.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к народу.

Основные понятия: патриот, герой , Отечество.

















Ход: Тема нашей встречи : « Героями не рождаются, героями становятся.»

Какие ассоциации возникают с понятием герой ? (патриот, подвиг, отечество)
Кого можно назвать героем? Что понимается под словом подвиг? Патриотизм? Отечество?
Сегодня как никогда ощущается проблема нравственности, когда рушится всё, что ещё вчера казалось незыблемым, когда теряется то, что ещё недавно представлялось прочным и светлым.
Кто может помочь решить нам эти проблемы? Только мы сами, наша память

Стоит ли былое вспоминать,
Брать его в дорогу , дальний путь?
Все равно упавших не поднять,
Все равно ушедших не вернуть,
И сказала память: « Я могу
Все забыть, но нищим станешь ты,
Я твои богатства стерегу,
Я тебя храню от слепоты»
В трудный час, на перепутьях лет,
На подмогу совести своей
Мы зовём былое насовсем,
Мы зовём из прошлого друзей.
И друзья, чьи отлетели дни,
Слышат зов- и покидают ночь.
Мы им не поможем,- но они
К нам приходят , чтобы нам помочь.




Героями, патриотами становятся не только в годы войн, но и в мирное время.
Что значит быть героем в мирное время?

Кого можно считать героем в наше время?

« Он был солдатом, наш милый Миша. БылИ вот его не стало. Он погиб как герой, погиб на посту, защищая нашу великую землю» - записано в Книге боевой славы пограничной части, где служил Михаил Константинович Дулепов, имя которого носила дружина нашей школы.

Что же сделал Михаил Дулепов в мирное время, почему в книге славы записан как герой?
Чтобы ответить на вопрос , давайте перелистаем страницы из жизни Михаила Дулепова.

Выступления ребят.

Сылва – старинный поселок, Раньше он расстраивался по низине реки. Во времена строительства Камской гидростанции эти места оказались затопленными, а жителей переселили несколько выше, на холмы. Очень красива улица, где стоит дом Дулеповых, он называлась Стрелка. С огорода Дулеповых хорошо виден стекольный завод.
Дулеповы поселились в Сылве В 60 годах. . Приехали , посмотрели домик по сходной цене. Что до условий жизни- о лучшем и мечтать нечего. Для ребят здесь раздолье: река, рыбалка, в лесу много грибов, ягод.
Детство и юность Миши проходили в деревенской обстановке. Он знал . как выращивать овощи, потому что вся семья ухаживала за огородом. Знал места, где особенно хорошо родятся грибы и ягоды, где можно взять завидный улов рыбы. Он мог в несколько секунд забраться на дерево, галопом проскакать на лошади, нырял так, что даже товарищи дивились на него: « Вот это да! Человек – амфибия»
Когда Мария Зиновьевна спрашивала его: « А к чему ты готовишься , Мишенька, кем ты хочешь быть?» он неопределенно отвечал : « Не знаю еще, мама. Вообще мужчина должен быть сильным и смелым.

После окончания семи классов Миша заявил родителям, что поступает на производство Причина одна : родители уже старенькие и им нужна его помощь. Никакие убеждения на него не действовали. Что делать? Родители видели, что Миша увлекается радиоделом, сооружает какие то аппараты. Тогда решили определить его учеником монтера на стекольный завод. Миша так увлекся работой , что вскоре стал одним из лучших мастеров своего дела. На заводе запомнился своей аккуратностью, точностью, старательностью.

Когда пришло время идти на службу в армию, Миша начал активно готовиться к этому событию. У отца расспрашивал о минувшей войне, о воинской службе. А когда родные провожая его говорили напутственные слова, отец, Константин Михайлович обняв сына сказал: « Хочу, чтобы та, сынок, был настоящим солдатом», - Миша ответил :Будьте за меня спокойны, я выполню свой долг до конца.»
Отлично неся службу, Миша раздумывает о жизни и работе после демобилизации. Он мечтает учиться, работать по любимой специальности.


1969г. Не спокойно на советско- китайской границе. Это сегодня межгосударственные отношения России и Китая строятся на основе взаимной договоренности и с учетом проявления доброй воли и уважения позиций обеих сторон. Но в те годы напряженность в противостоянии двух великих держав- СССР и Китая , их идеологическое соперничество за лидерство в коммунистическом движении достигло своего апогея . Это нередко выливалось в различного рода эксцессы и конфликты, в том числе и на совместной границе.
12 августа советский пограничный наряд заставы « Жаланашколь» заметил усиленные передвижения подразделений китайских военнослужащих. Оборудовались проводные линии связи, слышались пьяные крики и песни. Начальник погранзаставы генерал- лейтенант Меркулов передал китайской стороне предложение организовать встречу и провести переговоры. Но ответа не последовало.

В ночь на 13 августа китайские военнослужащие пересекли Государственную границу СССР , углубившись на его территорию до 400метров, и заняли ряд господствующих высот. В районе высоты « Каменной», одну из групп нарушителей обнаружил наряд во главе с инструктором службы собак сержантом Михаилом Дулеповым, проверявший контрольно-следовую полосу. Застава « Жаланашколь» была поднята в ружье. С рассветом около 5 часов лейтенант Евгений Говор через мегафон предпринял попытки убедить китайцев покинуть пределы СССР. Но тщетно. Противостояние длилось почти два часа. Завязался ожесточенный бой. При захвате высоты «Каменная» был дважды ранен сержант Михаил Дулепов, но третья пуля стала для него смертельной
Не выдержав натиска пограничников, побросав своих убитых, оружие и снаряжение, китайцы к 10 часам беспорядочно покинули советскую территорию.
Пограничники, принимавшие участие в отражении вооруженной группы китайских нарушителей, действовали умело, мужественно. Никто в бою не дрогнул. Героем был каждый..

Стихотворение. За Родину.

Работая в группах ответьте на вопрос, в чем героизм Дулепова?
(мечтал быть сильным м смелым, аккуратный, точность отличался, старательностью,)

Кого можно считать героем нашего времени ?
Создайте словесный портрет героя нашего времени?

Кто же считается истинным героем?
Что значит быть героем в мирное время?
Можно ли в наше мирное время стать героем7
Кого вы можете назвать из наших выпускников, кто стал героем в мирное время?
Составить синквейн?
Какое наследство оставляет на земле человек 19 лет, ушедший из жизни навсегда?
Что кроме личных вещей, школьных учебников и конспектов, немногочисленных фотографий?
Может быть, это молодая яблонька в саду, может подарок другу? А может нечто большее, чем просто память, то , что и обьяснить трудно словами.

А ты ?
Входя в дома любые-
И в серые и голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос ищя ответ,
Скажи:
Какой ты там оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо в след,
Или
Незримый прочный след,
В чужой душе на много лет?
.











< Заголовок 1Ў: 15т6 Основной текст> Основной текст 2USERYC:\WINDOWS\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Разработка урока по теме Дулепов.asdUSERYC:\WINDOWS\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Разработка урока по теме Дулепов.asdUSER5C:\Мои документы\Разработка урока по теме Дулепов.docМашаmC:\Documents and Settings\Маша\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Разработка урока по теме Дулепов.asdМаша[C:\Documents and Settings\Маша\Мои документы\Маша\Вера\Разработка урока по теме Дулепов.docМаша[C:\Documents and Settings\Маша\Мои документы\Маша\Вера\Разработка урока по теме Дулепов.docМаша[C:\Documents and Settings\Маша\Мои документы\Маша\Вера\Разработка урока по теме Дулепов.docМаша[C:\Documents and Settings\Маша\Мои документы\Маша\Вера\Разработка урока по теме Дулепов.docМаша[C:\Documents and Settings\Маша\Мои документы\Маша\Вера\Разработка урока по теме Дулепов.docМаша[C:\Documents and Settings\Маша\Мои документы\Маша\Вера\Разработка урока по теме Дулепов.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Times New RomanCourier NewGРазработка урока по теме : « Героями не рождаются, героями становятся»