Урок математики по теме Многоугольники


Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Многоугольники»
Цели урока:
Обучающие:
углублять и систематизировать знания учащихся о многоугольниках;
совершенствовать умение правильно и аккуратно чертить геометрические фигуры;
работать над понятиями вершина, сторона и угол многоугольника;
Коррекционно – развивающие:
коррекция логического мышления, внимания, памяти через выполнение геометрических заданий;
развитие мелкой моторики рук через работу с ножницами и письменные работы;
развитие математической речи учащихся;
развитие навыков взаимопроверки, самопроверки и самоконтроля;
Воспитательные:
воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, набор геометрических фигур, набор карточек с коррекционными упражнениями, наборы: солнышек, тучек, лучиков, капелек, карточки с индивидуальными заданиями, презентация.Ход урока:
Организационный момент:
- Ребята, давайте все красиво и ровно встанем, тем самым приветствуя гостей, которые у нас сегодня будут присутствовать на уроке.
- А теперь сядет тот, кто ответит на вопрос:
Какое сегодня число?
Какой идёт месяц?
Какой день недели?
Какое было число вчера?
Какое будет число завтра?
Какое время года на дворе?
- Ребята, мы начинаем урок математики. Я желаю вам удачи и успехов. У всех ли хорошее настроение? Улыбнитесь! Ваше хорошее настроение – залог успеха в любом деле!
Выполним упражнение, которое улучшит ваше внимание и речь. Вы должны мягко завернуть ушки от верхней точки до мочки -3 раза.
Можно выполнить упражнение на внимание по карточкам (Сколько синих фигур? И т.д.)Сообщение темы и целей урока.
Посмотрите на слайд. Как одним словом можно назвать предметы, которые изображены. (Геометрические фигуры)
Посмотрите, какая фигура лишняя? (Круг).
Как одним словом можно назвать оставшиеся фигуры? (Многоугольники)
Так звучит тема нашего урока.
- Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем свои знания по теме «Многоугольники».
III. Мотивация.
- У каждого на парте лежит солнышко и тучка. Но солнышко без лучей, а тучка – без дождевых капелек. За каждое выполненное правильно задание или правильный ответ вы будете получать солнечный лучик. Если при выполнении задания будет допущена ошибка – получаете дождевую капельку. Я вам желаю удачи! Чтоб в конце урока у всех засветило солнышко, а если тучка и заплачет, то лишь одной капелькой.
IV. Актуализация знаний
Устная работа.
- Расположи фигуры в пространстве (работа в парах)
Проводит Штрель Э.
Коррекционное упражнение «Фигуры в пространстве»
Найдите фигуру и расположите её на цветном листе:
Квадрат – в правом нижнем углу,
Шестиугольник – в левом верхнем углу,
Треугольник – посередине листа,
Прямоугольник – в левом нижнем углу,
Пятиугольник – в правом верхнем углу.
- Назови фигуру с предлогом: на, в, под.
- Назови числа, которые расположены в желтых фигурах
- Назови числа, которые расположены в зеленых (голубых) фигурах в порядке возрастания
- Назови числа, которые расположены в серых (малиновых) фигурах в порядке убывания
- Молодцы, справились с заданием, получите лучики.
Пальчиковая гимнастика.
- Перед тем, как начать писать, подготовим руки к письму
( выполняем с речевым сопровождением)
Зарядка для пальчиков.
Вот помощники мои.Их как хочешь, поверни. По дороге белой, гладкой, Скачут пальцы как лошадки. Чок - чок-чок-чок. Скачет резвый табунок.

Раз- два- три- четыре – пять
Вышли пальчики играть
Раз в ладошки хлопнем
Два закроемся в замок.
Три сыграем в барабан
А четыре – как в баян
Ну , а пять – мы начнём писать.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
VI. Графический диктант проводит Ионина Лия.
Графический диктант «Ключик»
Отступи 4 клетки слева, 7 клеток сверху, ставь точку и начинай рисовать.
8 клеток – вправо,
2 клетки – вверх,
4 клетки – вправо,
5 клеток – вниз,
4 клетки – влево,
2 клетки – вверх,
4 клетки – влево,
3 клетки – вниз,
1 клетка – влево,
1 клетка – вверх,
1 клетка – влево,
1 клетка – вниз,
1 клетка – влево,
3 клетки – вверх,
1 клетка – влево,
1 клетка – вверх.
Что получилось? Маленький, а все двери открывает. Ключ.
Нарисуй по клеткам отверстие в головке ключа.

И наш ключ нам откроет дверь, за которой новые знания.
- Молодцы, справились с заданием, получите лучики.
VII. Офтальмотренинг. (слайд )- Скажите, какое время приходит за зимой? Весна. Давайте сядем удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щеки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное.
Вы на лесной поляне, ярко светит солнце, тает снег, журчат ручьи, Весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до пяти. Когда я скажу “пять”, вы откроете глаза: 1, 2, 3, 4, 5.
- А теперь под журчание ручья выполним гимнастику для глаз. Внимание на экран!
Зрительная гимнастика
Упражнение 1
Крепко закройте глаза на 3–5 секунд. Повторите 6–8 раз.
Упражнение 2
Не меняя положения головы, начинайте медленно переводить взгляд с потолка на пол, справа налево и обратно. Повторите действие 8-12 раз.
Упражнение 3
Положите пальцы на виски и слегка сдавите их подушечками. После этого 10 раз моргните в быстром темпе, но не зажмуривайтесь. Затем закройте глаза и расслабьте веки, глубоко вдохните 2-3 раза. Повторите действие 3 раза.
Упражнение 4
Быстро поморгайте 2 минуты, но не зажмуривайтесь. Это способствует улучшению кровообращения.
Упражнение 5
Положите три пальца соответствующей руки на верхние веки и слегка нажмите. Через 1-2 секунды можете убрать пальцы с век. Повторите действие 3 раза. Это необходимо для улучшения циркуляции внутриглазной жидкости.
VIII. Постановка проблемы
- Какую фигуру можно сложить из трех палочек? (Треугольник)

IX. Открытие новых знаний”. Практическая работа
1. Возьмите в руки лист бумаги. Поставим 3 точки в разных местах. Сгибаем лист так, чтобы линия сгиба проходила через каждые две точки. Соединим линейкой все точки. Вырезаем фигуру. Какая фигура получилась? Сколько поставили точек? Это вершины треугольника. Покажите стороны треугольника. Сколько их? Сколько углов?
Рассмотрите фигуры, которые я вам буду показывать. (Набор цветных фигур из картона)
Покажите четырехугольник. Его стороны, вершины, углы. Дайте название этой фигуре.(Четырехугольник).
 Найдите, покажите и расскажите о пятиугольнике.
- Какое название дадим этой фигуре? (Шестиугольник)
- Можно ли к этим фигурам добавить круг? (Нет, нет углов)
- Как мы называем все фигуры с углами? Как их можно назвать, одним словом.(Многоугольники)
- Какую закономерность вы обнаружили? (У каждой следующей фигуры увеличивается количество углов и сторон на 1)
(Молодцы! Возьмите мой солнечный луч!) 
X. Работа с рубрикой “Обрати внимание!” (чтение правила)
В любом многоугольнике одно и тоже количество углов, сторон и вершин.
- Сколько же углов в семиугольнике?
- Сколько углов в десятиугольнике?
- Сколько сторон в пятнадцатиугольнике?

А теперь попробуйте ответить на более сложные вопросы: бывают ли одноугольники? Двуугольники?
- Как называется многоугольник, у которого 100 вершин?
XI. Знакомство с показом элементов многоугольника
- Давайте научимся показывать элементы многоугольника: вершины, стороны, углы. (На слайде - рисунок треугольника)
Вершины - это точки. (Указкой показать каждую точку треугольника)
Теперь покажем стороны. Сторона многоугольника - это какая фигура? (Отрезок) Показываем стороны как отрезки. (Конец указки движется от вершины, далее по отрезку до другой вершины)
Углы будем показывать вращением указки. Один конец указки должен находиться в вершине треугольника, сама указка - вдоль стороны, выходящей из этой вершины. Далее, не отрывая указки от вершины угла, двигаем указку по направлению к другой стороне, пока указка не совместится с этой стороной. (Продемонстрировать обучающимся, как это правильно делать)
- Вершины треугольника обозначают буквами латинского алфавита. Читать обозначения можно разными способами, начиная с любой вершины. (Например: треугольник АВС, ВСА и т.д.)

XII. Обобщение и систематизация знаний
Начертить 4 - , 5- , 6- угольники. Обозначить вершины. (вспомогательная табличка с латинскими буквами)
Вывод: существуют многоугольники с разным количеством вершин, сторон и углов.
Работа по карточкам
- Словарная работа – карточки с названием фигур с пропущенной буквой.
- Поменяйтесь карточками, проверьте. (Проверка по ключу на слайде)
- Молодцы, справились с заданием, получите лучики.
Работа в группе (обязательно)
- Составить геометрический рисунок

XIII. Домашнее задание:
- 1 группе – карточка «Найди закономерность»
- 2 группе – карточка «Продолжи ряд»
( карточки каждому ученику индивидуально).
XIV. Подведение итогов.
- Ребята, наш урок подходит к концу.
- Сосчитайте, сколько лучиков и капелек вы получили за выполнение заданий на уроке?
Оценки за урок.
XV. Рефлексия:
- Каждый из вас сегодня получил много лучиков и капелек. Давайте их сложим, что получится?
- Вот из таких лучиков состоит солнце, а с маленького успеха начинается большой успех в освоении математики.
- Спасибо всем за работу на уроке. (Слайд 15)
Резерв: карточки с индивидуальными заданиями.
Карточки для домашнего задания:
группа. Найди закономерность. Заполните пустую клетку.







группа. Найди закономерность. Продолжи ряд.



Тр_угольникЧ_тырехугольникП_тиугольникШ_стиугольникКв_дратЛатинская
буква А В С D N K L M
Произношение а бэ цеде эн ка эль эм