Обобщение педагогического опыта «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе


«Организация исследовательской проектной деятельностиучащихся в начальной школе как средства интеллектуально-творческого развития личности»(Из опыта работы учителя начальных классовМКОУ «Гимназия №13» г.Черкесска КЧРПрудниковой Натальи Ивановны) ПрудниковаНаталья Ивановнастаж работы: 26 летдолжность: учитель начальных классовкатегория: высшаяместо работы: МКОУ «Гимназия №13» г. Черкесск КЧР
АКТУАЛЬНОСТЬРоссийское образование развивается«Мы должны научиться корректировать само содержание и методы обучения… необходимо формировать такую структуру, которая действует на проектных и сетевых принципах. Ее задачей должна стать координация подготовки образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на требования инновационной экономики»
Государственные стандарты общего образования нового поколения ставят новые цели и задачи образования: формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.Ведущую роль должны играть деятельные технологии обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектная деятельность. Портрет выпускникадошкольник - начальная школадеятельный и активныйкреативныйлюбознательныйинициативныйоткрытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивыйположительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивностьнавыки самоорганизации и здорового образа жизниисследова- тельский интерессаморегуляцияответственностьчувство собственного достоинствауважительное отношение к окружающим, к иной точке зренияУЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум; предоставь ему руководить собой.Пифагор Школа должна научить ученика развить следующие важные в современном обществе навыки:- умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему;- умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные);- умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно;- умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи;-умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области; и многое другое.КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ
ГИПОТЕЗА Метод проектов позволит наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей учащихся если:      - модель работы будет включать дидактический комплекс развития психологической готовности учащихся начальных классов, этапы его реализации (диагностический, проектировочный, организационно-деятельностный, итоговый); Теоретическое и экспериментальное обоснование модели обучения, позволяющей каждому ученику сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, формирующего ключевые компетенцииЦЕЛЬ исследования:
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Интеллектуально тренированные учащиеся ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Процесс развития ключевых компетентностей обучающихся начальных классов в условиях проектного обучения

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников ; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач
•  Стимулировать естественный интерес к науке и познаниям •  Содействовать успешной адаптации учащихся в 5-ом классе•  Формировать класс как учебное сообщество•  Развивать учебно-познавательную мотивацию•  Развивать индивидуальность каждого•  Привлечь внимание родителей•  Реализовать право ребенка на творчествоЗАДАЧИ
Проект как метод обученияУчебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта
Специфика проектной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, выбрать проблему, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя. Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает. Необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала «тоски» по интеллектуальной загрузке. Он взрослых изводил вопросом «Почему?» – Его прозвали «маленький философ».Но только он подрос, как начали емуПреподносить ответы без вопросов.И с этих пор он больше никомуНе задает вопросов «Почему?». С. Я. Маршак
ppt_yppt_yppt_y Что мне интересно больше всего?Чем я хочу заниматься в первую очередь?Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?О чём хотелось бы узнать как можно больше?Чем я мог бы гордиться? Тема может быть: фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу); экспериментальной;изобретательской;теоретической. Стадии работы над проектом
Обычно в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики; 1/3 времени затрачивается на сбор материала; не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста. Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия. Возможность максимального раскрытия своего детского потенциала;Деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы,приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результатДеятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимсяРезультат этой деятельности – найденный способ решения проблемыДля ученика проект - это Уникальный метод обучения, который можно использовать при изучении любого предмета.Форма организации учебного процесса.Философия образования: цели и деятельности, результатов и достижений.Педагогическая Технология: комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся.Дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешьДля учителя проект - это По результатам опросаЧЕМУ УДАЛОСЬ НАУЧИТЬСЯ?-РАСПРЕДЕЛЯТЬ ПРАВИЛЬНО ВРЕМЯ;-АНАЛИЗИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ;-ПРЕЗЕНТОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО ТРУДА;-ДОДЕЛЫВАТЬ ВСЁ ДО КОНЦА;-ДОСТИГАТЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ-РАССМАТРИВАТЬ ТЕМУ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ



ПРИМЕРЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

проект «Открой свой мир»Цель –воспитание личности:творческой, обладающей способностями, развитым интеллектом, стремящейся к разнообразной инновационной деятельности;гуманной, стремящейся к миру и добрососедству, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;владеющей компетентностью, грамотностью ,хозяйственными навыками ,знающей и хранящей традиции ,ведущей здоровый образ жизни;свободной и любящей свой край и свою Родину



«Мастер-класс» открытый урок по окружающему миру-2011г.«По страницам Красной книги» Мои проекты:Краткая аннотация проектаПретворение в жизнь проекта позволит учителю обратить внимание детей на связь каждого человека с историей. Учитель имеет возможность показать связь истории с происходящим, познакомить младших школьников с семейными историями и через ученика познакомить с историями семей в классе. У учеников появится возможность научиться совместной работе друг с другом, правилам общения со взрослыми.Выводы, которые сделает ученик в ходе выполнения проекта, помогут школьникам в дальнейшей учёбе. а учителю- в воспитательной работе.
Тема Моя семья в истории Отечества Тип проекта: исследовательский и творческий Предмет: ОРКиСЭАвтор: Кубанов ХасанУчебный год: 2009/2010Цель исследования: Что значит «живая история?» Как моя семья связана с историей моей Родины?Описание работы: Работа раскрывает связь истории страны с историей конкретной семьи.План :Что такое нравственные ценности?Нравственные ценности ислама.Любовь человека к Родине.Сочинение «Почему я горжусь своей Родиной?»Выступил на конференции «Моя семья» в гимназии, 1место.
Тема Моя родословная Тип проекта: исследовательский Предмет: окружающий мирАвтор: Аветисян АнгелинаУчебный год: 2012-2013Цель исследования:Описание работы: Выступила на 1 городском открытом конкурсе исследова-тельских и творческих проектов младших школьников «Что? Откуда? Почему?»,2 место.как можно полнее восстановить и изучить семейную родословную Задачи: исследовать историю возникновения фамилии Аветисян и составить своё «Древо жизни». В данной работе даётся подробный отчёт своего исследования. Была проделана большая поисковая работа о своих дедушках и бабушках, о тех, кто жил раньше: расспросы родственников о предках по линии папы записаны подробно в тетради; были собраны документы, фотографии из семейных архивов. Была изучена специальная литература по истории русских фамилий и по технологии валяния валенок в небольших семейных артелях. Итогами исследовательской деятельности стали практические результаты: 1.Представлены два вероятных способа образования фамилии Аветисян. 2.Подготовка и защита исследовательской работы на научно-практической конференции «Шаг в будущее». 3.Создание презентации на электронном носителе. 4. Создание генеалогического дерева «Древо жизни».
Моя семья

«Каждый народ-художник»принцип проекта «От родного порога- в мир общечеловеческой культуры!»2008г.-открытый урок по ОРКиСЭ (практический семинар для руководителей МО города «Введение в общеобразовательный процесс модуля «Основы мировых религиозных культур»
style.rotation
style.rotation

Тип проекта: исследовательский Предмет: литературное чтениеАвтор: Киреева АсиятУчебный год: 2009-2010Описание работы: В своей работе Ася рассказала об обычаях и традициях своего народа.Познакомила со своим дедушкой Киреевым Аскербием Суюновичем -известным ногайским поэтом ,книги которого иллюстрировала его сестра Тамара Аскербиевна Имаева. Тема: «Слово о моём народе»(ногайцы) Следуя традициям своей семьи, по стопам своего дедушки, пробует писать стихи. Её первые стихи опубликованы в четвёртом номере детского журнала «Маъметекей» за 2009год.
Цель :сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний,умений и навыков;сплотить семью и повысить уровень семейных ценостеймини-проект «Профессии твоих родителей»
ppt_yppt_yppt_y

Все профессии важны-все профессии нужны!

Отношение учеников к организации исследовательской работе«помогает лучше учиться, потому что помогает разобраться во всём» (72%), «учит дружить и помогать друг другу» (81%), позволяет «показать, что ты умеешь делать» (59%),- «заинтересовать других тем, что тебе интересно» (53,5%), - проверить свои силы» (34,7%), - подружиться с ребятами из других классов» (28,1%).









СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!