РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Менеджмент для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)


Министерство образования Тверской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Тверской химико-технологический колледж»
Цикловая комиссия социально-экономических дисциплин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Менеджмент
для специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Тверь, 2016
Рассмотрено
цикловой комиссией социально-
экономических дисциплин
Протокол № _____
«___»__________ 201__ г.
Председатель ЦК
__________ Н.А. Щеголева Принято
методическим Советом
Протокол № _____
«___»__________ 201__ г.
Зам. директора по МР
__________ З.И. Макарьева
Разработчик: Зенцова Т.О., преподаватель дисциплин профессионального цикла
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
условия реализации учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15

1. Паспорт РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее – программа) является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) базовой подготовки в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Программа учебной дисциплины предназначена для изучения в образовательных организациях среднего профессионального образования, реализующих ППССЗ по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании с целью повышения квалификации, переподготовки и при освоении МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.
Программа учебной дисциплины, а также методические материалы, обеспечивающие ее реализацию, подлежат ежегодному обновлению с учетом запросов работодателей и особенностей развития региона.
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина относится к профессиональному циклу (ОП.03. Менеджмент).1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
- анализировать организационные структуры управления;
- проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
- учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
- методы планирования и организации работы подразделения;
- принципы построения организационной структуры управления;
- основы формирования мотивационной политики организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- методику принятия решений;
- стили управления, коммуникации, принципы делового общения.
Дисциплина способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК З. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 51 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 50
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 34
в том числе: практические занятия 20
Самостоятельная работа обучающихся (всего) 16
в том числе: рефераты 10
опорные конспекты 2
презентации 4
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов
и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень
освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента. Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации. Содержание 14 1. Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия. Национальные особенности менеджмента. Менеджмент как человеческий фактор, специальность и система. Организация как объект менеджмента. Органы управления. Основные принципы построения организационных структур. Типы структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная и др. Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации: факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия. 2 2
Практические занятия 2 1. Построение схемы организационной структуры управления (на конкретном примере). Самостоятельная работа обучающихся10 1. Реферат на одну из тем:
1) Факторы внешней среды прямого воздействия: поставщики, потребители, конкуренты, государственные органы.
2) Факторы внешней среды косвенного воздействия: состояние экономики, международные события, научно-технический прогресс. Раздел 2. Цикл менеджмента. Планирование в системе менеджмента.
Содержание 6 1. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) – основа управленческой деятельности. Основные составляющие цикла менеджмента. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла. Роль планирования в организации. Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Стратегическое планирование. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ и выбор стратегии, ее оценка. Тактическое (текущее) планирование, его этапы. 2 2
Практические занятия 2 1. Определение целей, стратегии, тактики предприятия (на конкретном примере). Самостоятельная работа обучающихся2 1. Опорный конспект «Текущее планирование, его этапы». Раздел 3. Мотивация и потребности. Система методов управления. Самоменеджмент. Содержание 4 1. Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Правила работы с группой. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Мотивация и иерархия потребностей. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования, правила и принципы делегирования. Основные методы управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические, их достоинства и недостатки. Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические и социальные измерения и др. Самоменеджмент. Планирование и организация работы менеджера. Улучшение условий и режима работы. 2 2
Практические занятия 2 1. Сравнительный анализ методов мотивации. Раздел 4. Коммуникативность и управленческое общение. Деловое общение. Содержание 8 1. Понятие общения и коммуникации. Информация и ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Трансакты, три формы трансакта: параллельный, перекрестный, скрытый. Эффективная коммуникация. Функции и назначение управленческого общения. Условия эффективного общения. Два закона управленческого общения. Правила ведения бесед, совещаний. Планирование проведения данных мероприятий. Абстрактные типы собеседников. Факторы повышения эффективности делового общения. Техника телефонных переговоров. Фазы делового общения. 2 2
Практические занятия 6 1. Использование приемов аттракции в заданных условиях при работе с подчиненными. 2. Составление планов проведения совещаний, переговоров, бесед. Раздел 5. Процесс принятия решений. Содержание 4 1. Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения. 2 2
Практические занятия 2 1. Разработка управленческого решения. Раздел 6. Контроль и его виды. Содержание 2 1. Контроль, понятие и сущность; этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция. Контроль и его виды: предварительный, текущий, заключительный. Итоговая документация по контролю. 2
Практические занятия 2 1. Составление плана-схемы проведения контроля. Раздел 7. Управление конфликтами и стрессами. Руководство: власть и партнерство. Содержание 10 1. Сущность и классификация конфликтов. Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Причины и виды конфликтов. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов. Природа и причина стрессов. Взаимосвязь конфликта и стресса. Методы снятия стресса. Власть и влияние. Виды власти: власть, основанная на принуждении, власть, основанная на вознаграждении; законная власть; власть примера (харизма); экспертная власть. Методы влияния, их содержание. Лидерство и власть. Стили руководства в управлении. Двухмерная трактовка стилей. Имидж менеджера. 2 2
Практические занятия 4 1. Решение заданной конфликтной ситуации. 2. Определение стиля управления по «Решетке менеджмента» в заданной ситуации. Самостоятельная работа обучающихся4 1. Презентация по одной из тем:
1) Стили руководства, их сильные и слабые стороны.
2) Имидж менеджера.
3) Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации. Дифференцированный зачёт 2 Итого 50 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета менеджмента.
Оборудование учебного кабинета менеджмента:
- посадочные места обучающихся – 30;
- рабочее место преподавателя – 1;
- персональный компьютер – 1;
- мультимедийный проектор с экраном – 1;
- коллекция электронных обучающих ресурсов;
- набор плакатов;
- стенды;
- комплект нормативной и учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов
3.2.1.Основные источники:
Грибов В.Д. Менеджмент. – М.: КноРус, 2011.
Казначевская Г.Б. Менеджмент. – М.: Феникс, 2011.
Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В., Косьмина Е.А. Менеджмент. – М.: Академия, 2014.
Лукичева Л.И., Егорычева Е.В. Менеджмент организации. Теория и практика. – М.: Омега-Л, 2014.
Песоцкая Е.В., Русецкая О.В., Трофимова Л.А. Менеджмент. – М.: Юрайт, 2015.
Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. – М.: КноРус, 2014.
3.2.2.Дополнительные источники:
Веснин В.Р. Менеджмент. – М., 2013.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2013.
Иванов А.П. Менеджмент. – СПб., 2013.
Кнышова Е.Н. Менеджмент. – М., 2014.
Мазур И.И. и др. Корпоративный менеджмент. – М.: Омега-Л, 2011.
Орлов А.И. Менеджмент. – М., 2013.
Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент. – М., 2014.
Смольский А.П. Деловой менеджмент. – М.: Современная школа, Мисанта, 2015.
3.2.3.Интернет-ресурсы:
Административно-управленческий порта «Менеджмент и маркетинг в бизнесе»: www.aup.ruКадровый менеджмент: www.hrm.ruКорпоративный менеджмент: www.cfin.ruФедеральный образовательный порта «Экономика. Социология. Менеджмент»: www.ecsocman.edu.ru4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка качества освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем и включают в себя:
- текущий контроль успеваемости по учебной дисциплине (по результатам тестирования, аудиторных практических работ, самостоятельной работы);
- промежуточную аттестацию по учебной дисциплине (по результатам дифференцированного зачета).
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: - использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения; Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях.Оценка результатов самостоятельной работы обучающихся.
- анализировать организационные структуры управления; Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях.Оценка результатов самостоятельной работы обучающихся.
- проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала; Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях.- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях.- принимать эффективные решения, используя систему методов управления; Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях.- учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях.Оценка результатов самостоятельной работы обучающихся.
Знания: - сущности и характерных черт современного менеджмента, истории его развития; Тестирование.
- методов планирования и организации работы подразделения; Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях.Оценка результатов самостоятельной работы обучающихся.
- принципов построения организационной структуры управления; Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях.Оценка результатов самостоятельной работы обучающихся.
- основ формирования мотивационной политики организации; Тестирование.
Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях.- особенностей менеджмента в области профессиональной деятельности; Проверочная работа.
- внешней и внутренней среды организации; Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях.- цикла менеджмента; Проверочная работа.
- процесса принятия и реализации управленческих решений; Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях.- функций менеджмента в рыночной экономике: организации, планирования, мотивации и контроля деятельности экономического субъекта; Тестирование.
- системы методов управления; Тестирование.
- методики принятия решений; Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях.- стилей управления, коммуникации, принципов делового общения. Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях.Оценка результатов самостоятельной работы обучающихся.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.