Занятие по психологии профилактика суицида Как прекрасен этот мир


«КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»
Цели: учить ценить жизнь в любых её проявлениях;   развивать навыки выражения собственной позиции; способствовать формированию позитивного отношения к окружающему;
Форма проведения: путешествие
Наглядный материал: презентация, сувенир-сердечко, воздушные шарики, разноцветные ленточки, цветы, лист бумаги, фломастеры, атрибуты к сценке, записи песен.Ход занятия:
Организационный момент (тихо звучит песня «Как прекрасен этот мир» группы «Веселые ребята»)
- Здравствуйте дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на занятии. Присядьте на стулья (стулья стоят по кругу), мы сели в круг, что означает доверие и открытость в общении.
     - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по миру. Вы увидите, как прекрасен этот мир (обратить внимание на тему занятия). (Слайд 1.) Но сначала мы выработаем определенные правила работы на занятии: уважительное отношение ко все присутствующим, активное участие во всех упражнениях. (Слайд 2.)
Для начала проверим наше эмоциональное состояние. Перед вами лежат красные, жёлтые и синие цветы. Если у вас радостное настроение, то прикрепите красный цветок, если приятное – жёлтый, если грустное – синий. Есть дети, выбравшие другие цвета. Наверное, у них в жизни произошло что-то не очень хорошее.
Тренинг «Эмоциональная разгрузка»:
- Перед вами лежат воздушные шарики. (Слайд 3.) Вы, ребята, сначала вспомните, что плохое было у вас в жизни, затем надуйте их, наполните всех отрицательной энергией, которая в вас накопилась,  а потом  постарайтесь лопнуть его и освободиться от плохой энергетики.
-Теперь в вашей памяти только хорошее осталось. Попробуем ещё больше поднять себе настроение, отправившись на станцию «Моё имя» (звучит песня «Этот мир придуман не нами» А.Пугачевой)
2. Станция «Моё имя» (Слайд 4.)
- Передаем это красное сердечко - символ жизни, рядом стоящему и при этом называем хорошее качество человека на ту же букву, что и его имя. Например, я передаю сердечко доброму Денису.
  -Думаю, что настроение чуть улучшилось, ведь рядом с нами самые аккуратные да артистичные, замечательные, красивые, талантливые, честные, скромные, искренние- в-общем, самые лучшие ребята.
3. Станция «Страна мудрости» (Слайд 5.)
-В этой стране жил когда-то мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её омертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
-Каждый, кто попадает в эту страну, становится чуточку мудрее. И этот человек многое понял. Как вы думаете, какой вывод он сделал для себя? - А что вы поняли?
- Слова мудреца «все в твоих руках» имеют глубокий смысл. Каждый человек творит свою судьбу. Я думаю, что мы не зря побывали в этой стране, что вы тоже стали чуточку мудрее. Все в ваших руках! И вы будете строить себе прекрасное будущее. А теперь отправимся дальше.
4. Станция «Позитивная» (Слайд 6.)
Задание: Ребята стоят в кругу, ведущий в центре, бросает мяч и задает ситуацию. Ребенок дает позитивный ответ и бросает мяч обратно ведущему.
-Получил двойку…
-Поскользнулся и упал в людном месте…
-Хочет на дискотеку, а надо сидеть с младшим братом (сестрой)…
-Хотел подарить подарок, а денег нет…
-Конфликт с учителем…
-Стал жертвой зависти, строят козни, наговаривают…
-Дали кличку…
-Провоцируют на драку…
-Потерял большую сумму денег или дорогую вещь…
-Потеря друга, близких…
Ведущий должен сделать вывод : «Не бойтесь трудностей. У каждого из вас всегда есть выбор делать что-то легкое или что-то потрудней. Но главное, чтобы ваше решение вело вас вверх, а не тянуло вниз. Чтобы после каждого, даже маленького решения, вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужны только осознание необходимости самосовершенствования и уверенность в своей способности изменить себя».
5. Станция «Самая главная…» (Слайд 7.)
А теперь сядьте поудобнее, можете закрыть глаза, послушайте сказку.
Давным-давно (Слайд 8.) в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей. Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая - ни красоты, ни проку… Как ей было обидно!
Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику. «Счастливчики... », - думала Коряга, завидуя этим деревьям, - «Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании...».
Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут... Но, не смотря на это, она была счастлива!
В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств …
В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. (Слайд 9.) Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась! О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю..., но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза).
Она упала в море. «Что это? Куда я попала? Что со мной будет?» - думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью... Через некоторое время на море начался шторм. (Слайд 10.) Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец... Но вот шторм начал потихоньку стихать… на небе показалось солнышко... (Слайд 11.) Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны... Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу… Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого, с кем можно было бы ее сравнивать... Здесь она была одна такая..., единственная... И на душе у нее стало радостно и спокойно (Пауза)
Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. (Слайд 12.) Опять безнадежность - так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики…
Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: «Это просто чудо! Настоящее чудо!». На нее никто не смотрел с такой любовью..., (Пауза)...и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес..., (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза). Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком.
Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, (Слайд 13.) ее неповторимостью, ее художественной ценностью... (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью «Дар моря» и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы.
«Сколько бедствий я перенесла, - думала Коряга, - и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно».
Обсуждение в круге: - Какой сюжет вызвал наибольший отклик в вашей душе?
- Чему она учит?
- Какой вывод вы можете сделать из этой сказки?
- Какую вы придумали концовку? Почему именно такую?
    Психолог: «Это история про открытие уникальности Коряги. Она учит нас самопринятию. А, что такое самопринятие, по вашему мнению? (Ответы подростков  с последующим обобщением психолога).
Обсуждение.
6. Станция «Игровая»
-Игра «Капкан» (Слайд 14.)
Предлагаю вам встать в круг: кто стоит в центре – люди, а кто образует круг - это капкан. Сцепите руки.Задача людей – выбраться из капкана приемлемыми способами.
Задача капкана – держать людей и выпустить только при определенных обстоятельствах.
Вывод: так происходит и в жизни. Одни люди могут в трудной, и, казалось бы, нерешаемой, ситуации пройти стену недоверия, проявить смелость, уверенность, возможно силу, а другие - искренность, доброту и любовь, просят о помощи. И в жизни всегда найдется человек, который протянет руку помощи, поможет в трудную минуту, только нужно попросить.
7. Тренинг «Пять хороших качеств»
 - Сейчас я предлагаю каждому положить ладонь на листок бумаги, обвести кисть, написать в центре имя своё, а на каждом пальчике какими хорошими качествами вы наделены, за что вас любят и ценят ваши родные, друзья.. -Я чувствую, как от этих рук исходит доброта, нежность, любовь, искренность, храбрость, сила. Вот такие ребята учатся в нашем классе.И я хочу, чтобы вы все были  для своих семей, для нас, учителей, маленькими звездочками, которые радуются жизни, которые счастливы и никогда не унывают. Вы все сегодня молодцы!
8. Тренинг «Ленточка пожеланий» (Слайд 15.)
-Давайте друг другу похлопаем и завяжем ленточку пожеланий. Напоминаю, что красная ленточка-пожелание любви, желтая- хорошего настроения, зеленая- удачи в жизни, синяя- успехов в учебе.
Рефлексия.
- Что вызвало у вас наибольший эмоциональный отклик? Что нового для себя узнали?
- Что для вас оказалось трудным, а что легким?
- Какой вывод вы для себя сделали в завершении этого занятия?
Подведение итогов.
Обратите внимание на свои цветы, которые вы прикрепили в начале занятия, изменилось ли ваше эмоциональное состояние? Если, да вы можете поменять цветок и объяснить почему.
Спасибо вам большое за активное участив на занятии. До новых встреч.