Рабочая программа по столярному делу 6 кл. в школе 8 вида.


Министерство образования Иркутской области
Государственное общеобразовательное казенное учреждение
"Специальная коррекционная школа №1 г.Иркутска"
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей-предметников
руководитель МО________ /Крючкова Е. И ./ _______сентября 2016 г.
СОГЛАСОВАНО: заместитель директора по УВР
________________ /Обедина Н. Л/
___ сентября 2016 г.
УТВЕРЖДЕНО: Директор ГОКУ «СКШ № 1 г. Иркутска»
____________/Лебедева А.В./
Приказ от __.09.2016 г. № ______


Рабочая программа учителя
Исаев Леонид Георгиевич
по профессионально-трудовому обучению (столярное дело)

6 класс



Срок реализации 1 год



2016 - 2017 учебный год



Пояснительная записка
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) в 6 классе разработана в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программы(АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) ГОКУ «СКШ № 1 г. Иркутска» и на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы. Сборник 1 / под редакцией В.В. Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001г.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по столярному делу.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и др.предметов.
Программа рассчитана на 204 часа.

Цель: Подготовка учащихся к освоению профессии столяра и выполнению элементарных видов работ

Достижение цели предполагает решение ряда задач:
формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
развитие мышления, способности к пространственному анализу;
формирование эстетических представлений и вкуса;
воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.


Коррекционная работа включает следующие направления:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие восприятия, представлений, ощущений;
развитие памяти;
развитие внимания;
развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
выделять сходство и различие понятий;
умение работать по инструкциям, алгоритму;
планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование адекватности чувств;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция развития речи:
коррекция монологической речи;
коррекция диалогической речи;
обогащение словаря.

Программа составлена с учетом уровня обученности учащихся, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
В процессе обучения обучающиеся усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности знания и умения по швейному профилю, на этом материале формируются общетрудовые умения на уровне, доступном данному контингенту обучающихся. Вместе с тем предлагаемый учебный материал может служить базой для последующего овладения профессиями столярного производства.
Тема «Разметка рейсмусом» встречаются при выполнении разметки изделия. При их изучении выполняются тренировочные упражнения, с использованием пиломатериалла, фанера.
Теоретическое обучение рабочей программы направлено на формирование у воспитанников знаний основ материаловедения, устройства сверлильных строгательных станков, технологии изготовлении столярных изделий.
Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений. На практических занятиях изучаются приемы выполнения операций по обработке деталей и узлов столярных изделий из различных материалов.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.
Принципом построения уроков профессионально-трудового обучения (столярное дело) в 6 классе является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
Программа для 6 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в 5 классе, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, биологии, истории, и рассчитана на 204 часа учебного времени (6 час. в неделю).
Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного времени.
Обучение столярному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение столярных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.


Учебные дисциплины
Уровни освоения предметных результатов


Минимальный уровень
Достаточный уровень


Профильный труд

знать название материалов, процесс их изготовления; изделия, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
знать свойства материалов и правила хранения;
санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами;
подбирать материалы, необходимые для работы;
принципы действия, общее устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);
подбирать инструменты, необходимые для работы;
руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работы;
знать сущность базовых способов воздействия на предметы труда (механических, химических, биологических, энергетических и т. п.);
знать принципы, лежащие в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т. д.);
овладеть основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; читать техническую (технологическую) документацию, применяемую при осуществлении изучаемого технологического процесса;
составлять стандартный план работы;
представление о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно- картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);
определять утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;
понимать значение и ценность труда;
понимать красоту труда и его результатов;
заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и родной природе;
использовать эстетические ориентиры /эталоны в быту, дома и в школе;
понимать значимость эстетической организации школьного рабочего места как готовность к внутренней дисциплине;
умение эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе;
осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
комментировать и оценивать в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
принимать посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.


осознанно определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с их физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономно расходовать материалы;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки материалов;
создавать материальные ценности, имеющие потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;
самостоятельно определять задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
овладеть некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.);
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; обладать способностью к самооценке;
понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
осознавать общественный долг, т. е. обладать готовностью к труду в тех сферах, которые особенно нужны обществу.




Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.
Исходя из структуры содержания курса, учитывая психофизиологические возможности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, можно определить следующие задачи в обучении столярному делу:
- формировать ЗУН посредством отработки и тренировки практических умений сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно;
- формировать трудолюбие, аккуратность посредством организации самостоятельных практических работ по выбору учащихся;
- обучать учащихся рациональным способам организации работы;
- развивать воображение, фантазию у детей, используя наглядные средства обучения;
- развивать двигательные возможности пальцев рук, посредством выполнения несложных швейных операций;
- обучить работать измерительными инструментом
- формировать у обучающихся потребность в занятии столярным делом путем предоставления ребенку право выбора;
- корректировать нарушение координации движений обучающихся посредством определения определенного темпа трудовой деятельности;
- корректировать нарушения психических процессов, недостатки мыслительных операций, недоразвитие эмоционально- волевой сферы;
- воспитывать интерес к изучению предмета;
- воспитывать бережное отношение к результатам труда других людей;
- прививать полезные привычки аккуратность и опрятность во внешнем виде на основе формирования умений ухода за одеждой

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
1.Личностные учебные действия
- осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность; - осознанно относиться к выбору профессии;
- бережно относиться к культурно- историческому наследию родного края и страны.
2.Коммуникативные учебные действия
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс;
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. оценку событий;