ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ РАСШИРЕНИЕМ СЕТИ ДЕТСКИХ ПЛОЩАДОК, ДЕТСКИХ САДОВ И ЭМАНСИПАЦИЕЙ в ТАССР (предвоенное десятилетие XX века)


ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ РАСШИРЕНИЕМ СЕТИ ДЕТСКИХ ПЛОЩАДОК, ДЕТСКИХ САДОВ И ЭМАНСИПАЦИЕЙ в ТАССР (предвоенное десятилетие XX века)
Развитие дошкольных учреждений напрямую соприкасалось с вопросами вовлечения женской части населения в общественную и производственную жизнь страны, соответственно «в связи с этим увеличивается потребность в общественном воспитании». Создавались и получали распространение детские комнаты, ясли (в сельской местности были и ясли-передвижки), детские площадки, детские сады. Следовательно, основной функцией детской площадки в 1930-е годы являлось освобождение женщин от забот о ребенке, семьи и привлечение ее к производству. Женщины встали на одну линию в правах с мужчинами, например, при составлении производственного плана для выполнения сроков по сбору и засеву урожая, не было большой разницы в нормах выработки. Колхозница участвовала в подготовке инвентаря, подготовке семян. Для высокой выработки трудоспособности необходимо было и соответствующее образование. Как говорила, известная деятельница женского движения в начале ХХ века, и писала в последствии в свои воспоминаниях, что «на лекциях по женским вопросам приходила очень пестрая публика- военные и чиновники, учащаяся молодежь и так называемое городские дамы….телеграфистки, работницы, даже священник..».
Поэтому стало актуальным в те годы повышение уровня заботы и охраны о здоровья матери и ребенка в первую очередь со стороны самого государства. Женщины теперь могли рассчитывать на поддержку государства, в котором жили. Это можно было увидеть в постановлении Наркомата труда (НКТ) СССР «О запрещении женского труда на особо тяжелых и вредных работах и профессиях». Вышло оно 17 мая 1930 г. Закон запрещал женщинам и детям выходить не только на особо вредные работы, но и на тяжелые. Позднее (примерно через 2 года) в связи с ростом механизации, улучшением условий работы перечень запрещенных для женщин специальностей был дополнен (Постановление НКТ СССР от 10 апреля 1932 года). Труд должен был соответствовать физиологическими, психологическим и умственным особенностям женщин и детей. В журнале «Общественная наука СССР» отмечали, что здоровье женщин в отношении «преимущественно привлечения женщин к такого рода профессиям, в которых в наибольшей мере может проявиться в их женских спецификах. Присущая женщинам импульсивность, эмоциональность делают ее незаменимой во многих сферах жизни общества».
Организация детских площадок по всей территории Татарской автономной республики разворачивалась в широких масштабах. В связи с этим стало актуальным закреплять сезонные учреждения в постоянно действующие. Число рабочих рук не сокращалось весь год. Это благоприятно отражалось на всех сферах жизни республики: социальной, экономической, культурной. Женщины могли не только весь год работать, но и участвовать в самообразовании, посещая библиотеки, музеи, возможно, даже театры. Хотя при этом ущемлялись дети, которым необходима в первые три года материнская забота в большом объеме. Не всегда хорошо для семьи то, что хорошо для государства. Ахмеров З.С. писал, что Крупская Н.К. «неоднократно подчеркивала … ясли, детские сады и площадки, интернаты и другие воспитательные учреждения гарантируют подрастающему поколению право на воспитание, а женщинам – полноценное участие в общественной жизни».
Круглосуточные дошкольные учреждения, как правило, организовывались в районах, где производство шло с непрерывным графиком работы. Теперь родителей не оправдывала их занятость работой или плохое материальное состояние, они обязаны были заниматься воспитанием и здоровьем своих детей. И, конечно, уровень квалификации самих женщин на рабочем месте, будь это инженер на заводе или воспитатель в детском саду, должен быть соответствующим, не актуально прикрываться забой о детях. Правительство тридцатых годов заинтересовалось перспективой привлечения женщин к труду в масштабах страны. Выходит постановление СНК СССР от 22мая 1931 года, согласно которому утверждается фонд на строительство дошкольных учреждений в Татарской Республике в размере 50 000 рублей. Одновременно обязали строительство жилых домов и организации при них яслей и детсадов. Из расчета на одного дошкольника 12 кв/м. Так предложили Горсовету, РИКам, Татжилсоюзу и ТСНХ в 1932 году во всех крупных жилых домах отводить жилые, чистые, светлые помещения под сеть детсадов. На практике строительство детских садов, школ и санаториев было затруднено недостатком средств, бумажной волокитой, отсутствием единой системы контроля со стороны Народного комиссариата просвещения, воровством материала среди сотрудников и многое другое. Это одна из причин развития сети детских площадок, их открыть было проще.
Дежурство на детских площадках - один из способов экономии на персонале, а, следовательно, и на заработной плате. Дело было не только в финансировании, но и в важной роли того, что женщины сами организуют своих детей, безопасное место, где находилось их ребенок. Мать, придя на работу спокойно и качественно могла выполнять работу на производстве, получать образование, пройти обследование в медицинских учреждениях, не отвлекаясь на ребенка. Таким образом, удовлетворялся главный и сильный инстинкт женщин, так называемый «инстинкт материнства». Государство возлагало на женщин обязанность трудиться на благо всего общества и не отменяло заботы о своих детях, только прибавило нагрузку в вопросе организации детских площадок. Так решалась первая проблема развития сети дошкольных учреждений в стране как метод организации детей дошкольников.
Вторая проблема была связана с нехваткой рабочих рук и быстрой индустриализацией. Решалась третья проблема - это социальное обеспечение женщин и детей в советском государстве. Это в 20-х годах ХХ века официальное разрешение абортов как один из факторов заботы о женском здоровье. Но на практике показало снижение рождаемости и разложения института семьи. Впоследствии в 1936 году 27 июня вышло постановление Совнаркома СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установление государственной помощи многодетным, расширении сети родильных домов, яслей и детсадов, усиление уголовного надзора за неплательщиками алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». На основании данного постановления детсады передавались в ведение Народного комиссариата просвещения, открепляются от предприятий, различных учреждений. Например, в городе Казани в Ленинском районе 15 октября 1936 года был совершен акт передачи детсада № 61 Конторе №3 Кинопромстроя. В том же городе Казани 3 октября Сталинским отделом Народного образования был передан детсад №2 при «Ферме» в распоряжение Народного комиссариата. В архивных документах республики Татарстан таких примеров приводится много. В книге А. Бабеля «Женщина и социализм» (1879 год) автор раскрывает «тесную связь между женщинами и вопросом потребности женщин и общественной целью рабочих». Т. М. Свердлова выражала свое отношение к постановлению от 27 июня 1936 года в следующих словах: «представляло собою одно из ярчайших проявлений культурно-воспитательной функции социалистического государства. Разумеется, часть постановления, которая имело целью улучшить демографическую ситуацию и укреплению семьи позитивным методом (пособиями на ребенка, фиксированным размером алиментов в процентах, некоторым усложнялась процедура разводов) в целом намечается положительный вектор развития».
В этом же году вышел главный закон государства - это конституция, где не только документально закреплялись права человека, но и четко прописывалось равенство между женщиной и мужчиной. Самое главное, закреплялись законом охрана интересов матери и ребенка (гл 10 ст.122). В статье 121 глава 10 объявляется всеобщее и обязательное образование. Но, несмотря на официальное закрепление охраны матери и ребенка, в районах республики были нарушения. Они были с связаны с декретным отпуском, родами и др. Например, из сведений архива НАРТ в ряде колхозов АТССР женщины не воспользовалась декретным отпуском. Хныченкова Александра после родов вышла на работу спустя 2 недели, или, к примеру, работница - свинарника Фадеева Татьяна – она работала в «деликатном положении» и только за 5 дней до родов прекратила посещать работу. Таких случаев было много. Женщины не были информированы о своих правах и поэтому не могли за себя постоять. Расчет отпуска нарушался по закону, начисление трудодней должно было быть по среднему за весь рабочий год, а на практике брали 2-3 месяца последних. В колхозе «Эшче» всего на 1935/1936 год было 17 беременных женщин, из них 7 не отпускали в декретный отпуск, хотя по документам, формально, он был оформлен. Колхозница Кузьмина А. ходила 4 дня со схватками, потому не могла добраться до родильного дома. Смертность детей раненого и дошкольного возраста в этот период остается актуальный проблемой, которую необходимо было решить. Часто председатели колхоза не придавали значения женским проблемам: открытия детских площадок, культурно развлекательных заведений для молодежи, развитию медицины в районах. На первый план выходила нехватка рабочих рук, нормы выполнения пятилетнего плана по освоению запашных земель, сдачи зерна, мяса, молока, свеклы и др. Поэтому вопрос транспорта, дорог, медицины в сельской местности был тяжелый. Для решения любой проблемы нужно время, были положены первые шаги в решении этих проблем, хотя только на бумаге. В специальном выпуске журнале «Крестьянка» в Татарии 1933 года приводятся сведения обратного характера: «в сельских больницах 250 родильных комнат, их них наполняемость от 29% до 6%, остальные пустуют – предпочитая рожать дома с бабками. Санитарные посты развернуты в количестве 5804 пункта, а пунктов первой помощи - 814».Выявились расхождения между документами архива и периодической печатью. В журнале «Дошкольное воспитание», начиная с 1930-х годов, все больше стало говориться о детских учреждениях интернатского типа, в том числе и для детей нацменов. В современном мире, а именно в ХХI веке, такие формы организации детей изжили себя.
У женщин еще проявлялись сомнения, оставить ли ребенка на весь день под присмотром воспитателя, которого она не знала и, с другой стороны, ее обязывает государство выходить на производственные и сельхоз работы.
Сезонные дошкольные учреждения к осени часто закрывались и женщины опять были заняты. Не было времени на учебу и общественные работы. Непостоянная работа дошкольных учреждений негативно отражалась на детях, которые только начали адаптироваться. Учреждения закрывались на зиму, а весной снова нужно было привыкать - это психологический стресс для маленького ребенка. Перед женщинами опять встал вопрос, как быть с детьми. Идя на работу, она рисковала жизнью своего ребенка, оставляя его со своими старшими детьми. Или работницы группировались сами и по очереди сидели с детьми, что тоже было не совсем безопасно для дошкольников. Ведь у женщин не было соответствующего педагогического образования. Постоянные детские учреждения необходимы. Особенно остро это ощущалось в животноводческих районах, где доярки, птичницы, свинарки работали в течении года, а также в свекловодческих, где широко применяется женский труд, который все больше внедрялся в связи с механизацией производства.
Необходимо было рационально рассчитывать финансовые возможности, считало правительство, например, иногда сэкономить на ставках педагогического персонала, объединяя группы в ночной смене в стационарных детских учреждениях. Так как детей в это время суток, как правило, меньше. Теоретически должны были оставаться дети у матерей одиночек или когда оба родителя на производстве и присмотреть за ребенком некому. Возможно, некоторые родители злоупотребляли этим, и дети проводили больше времени в круглосуточных детских садах и других заведениях. Позднее в1935 году появилась рекомендация по времени, сколько ребенок может находиться в детских учреждениях. Это касается в основном полных семей.
Историки отмечают, что 30 годы ХХ века сложный период, как в экономическом плане, так и в политическом. Женщин уравнивали с мужчинами в ведении домашнего хозяйства и на рабочем месте, следствием чего явилось быстрое развитие сети дошкольных учреждений, и здравоохранения в отношении матери и ребенка. С одной страны это положительный момент, но с другой на женщин возлагали еще больше обязанностей.
На сегодняшний день детские площадки изжили себя, им на замену пришли комфортабельные детские сады. Но до сих пор режим дня, питание, занятия остаются в наших детских садах, проходя через трансформацию времени. Остается актуальным вопрос о подготовленных кадрах в 2016 году. Правительство республики прилагает все усилия по развитию родного языка и культуры в жизни современных людей. Русскоязычные воспитатели обязаны пройти курсы подготовки по программе «Будущее» (2010-2015г.г.) или пройти тестирование в «АНА ТЕЛЕ» в онлайн режиме по обучению татарскому языку, предоставив в отдел образования сертификаты. Потребность в национальных кадрах выражается и в проведении конкурсов среди воспитателей дошкольных учреждений: «Радуга талантов» и «Воспитатель года». Строго стало и с профессиональной подготовкой дошкольных сотрудников. На работу не принимают без соответствующего документа об образовании. Интересно, что в дошкольных учреждениях педагогами работали, и работаю в основном женщины.
Подготовила Бадулина М.С /учитель истории/