Разработка урока по математике в 5 классе по теме: «Приближенное значение чисел, округление чисел»

Разработка урока по математике в 5 классе по теме: «Приближенное значение чисел, округление чисел»

Литвиненко Валентина Романовна,
учитель математики
МОУ «Колотиловская ООШ»

Цели:
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению округления чисел, приближенного значения числа с недостатком и с избытком;
- содействовать закреплению правила округления десятичных дробей;
- содействовать формированию умения у учащихся при округлении чисел и умения записывать приближенное значение числа с недостатком и с избытком;
- содействовать развитию у учащихся логического мышления и вычислительных навыков.
Тип урока: 1 (изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности).
Оборудование: сигнальные карточки у учащихся «>», «<», «=»; карточки с заданиями, презентация «Округление десятичных дробей», «Ромашка».
Ход урока
Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Устные упражнения.
1. Вместо звездочки поставьте знак <, = или > так, чтобы получилось верное равенство или неравенство:
а) 0,483 * 0,479; б) 95,3 * 95,300;
в) 4,781 * 4,79; г) 0,045 * 0,0045.
2. Используя рисунок, найдите число а:

3. Повторить название разрядов в записи десятичных дробей и натуральных чисел (Приложение 1).
Работа с учебником (работа в группах). № 1264 Разложите по разрядам числа: 41,87;0,6098;13,5401  № 1265 Запишите десятичные дроби в которых:  а) 21 целая,2 десятых, 8 сотых  б) 0 целых,0 десятых,3 сотых,5 тысячных.  № 2. Запишите число, в котором:  а) 9 сотен 0 десятков 3 единицы;  б)5 сотен 8 десятков 0 единиц;  в)3 тысячи 2 сотни 4 десятка 1 единица;  г) 3 единицы 4 десятка 5 сотен 6 тысяч;  д) 9 сотен 5 десятков 0 единиц 3 тысячи. (Взаимопроверка) III. Изучение нового материала.
Ребята, вы часто вместе с родителями делаете покупки в супермаркетах, и многим из вас очень нравится взвешивать различный товар на электронных весах, потому, что это удобно и быстро – вы сразу получаете чек с массой и стоимостью товара. А задумывались ли вы, что значения массы и стоимости часто оказываются не точными, а приближёнными?
Как вы понимаете  понятие  «приближённым». Обсуждение, высказывание учащихся.
Подготовительная работа:
 Измерить длину отрезка АВ, заключённую между двумя соседними натуральными числами, записать результат с использованием двойного неравенства определить приближённые значения с избытком и недостатком [4] (Приложение 2).  

Работа с текстом учебника.
Какие числа называют приближенными значениями с недостатком? С избытком?( Если а < x < b, то a называют приближенным значением числа x с недостатком, а b – приближенным значением х с избытком)
Десятичную дробь можно округлить как до целых, так и до разрядов дробной части: десятых, сотых, тысячных и т.д. [4]
Работа с текстом учебника. Знакомство с правилом округления десятичной дроби [1].
Работа с учащимися со слайдами презентации [2] слайды (1-15).
Физкультминутка.
Кто быстрей? Найди правильный ответ? ( По периметру класса расклеены карточки с ответами на задание)
Округлите:
а) 6,713; 2,385; 16,051; 0,849; 49,25 до десятых;
б) 0,526; 3,964; 2,408; 7,663 и 8,555 до сотых.
IV. Закрепление.
1. Работа с учебником
Выполните в тетрадях номера заданий № 1271 (а), 1274 (а).
V. Итог урока.
Карточки на столе:
Округлите:
Заданное число
Результат округления
до десятых
Результат округления
до сотых

0,07268
1,35506



2. Заполните пустые клеточки цифрами так, чтобы получилось истинное высказывание:

Проверка заданий по цепочке.
VI. Рефлексия (лепестки ромашки).
Я на «отлично» усвоил этот материал.
Я хорошо усвоил этот материал.
Я недостаточно усвоил этот материал, но попытаюсь справиться сам.
Я недостаточно усвоил этот материал, попрошу помощь товарища.
Я недостаточно усвоил этот материал, попрошу помощь учителя.
VI. Домашнее задание: п. 33; № 1299, 1300 (а, б), 1301.

Список использованных источников
Презентация по математике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], свободный. Загл. с экрана.
Презентация по математике Округление десятичных дробей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], свободный. Загл. с экрана.
Приближенные значения чисел. Округление чисел. Правила [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]=okruglenie_chisel, свободный. Загл. с экрана.
Приближенные значения чисел. Округление чисел. Правила [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], свободный. Загл. с экрана.
Математика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Виленкина Н.Я. и др. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], свободный. Загл. с экрана.

Приложение 1  


Разряды



Приложение 2
      На рисунке видно, что значение длины отрезка 8,3см.   Значит 8см  это   приближенное значение длины отрезка с недостатком, а 9см  это  приближенное значение с избытком. В данном случае длина отрезка   ближе к 8, чем к 9,   значит 8  это округленное значение длины отрезка   до целых.  

Рисунок 1Рисунок 3как округлить десятичную дробьРисунок 1как округлить десятичную дробь