ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»


Выполнила: Заичкина Ирина Викторовна,учитель начальных классовМБОУ «СОШ № 34»г. Кемерово ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» между необходимостью воспитания у младших школьников нравственных чувств и недостаточным вниманием к данной проблеме при организации процесса обучения в современной школе; между богатым потенциалом исторического материала в воспитании у младших школьников нравственных чувств и неразработанностью методики его реализации в учебном курсе «Окружающий мир». Противоречия: Проблема: каковы педагогические условия воспитания нравственных чувств младших школьников в процессе использования исторического материала на уроках по курсу «Окружающий мир»?Цель исследования: выявить, научно обосновать и проверить экспериментально эффективность педагогических условий воспитания нравственных чувств младших школьников в процессе использования исторического материала на уроках по курсу «Окружающий мир». Объект исследования: воспитание нравственных чувств младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия воспитания нравственных чувств младших школьников в процессе использования исторического материала на уроках по учебному курсу «Окружающий мир». Гипотеза исследования: воспитание нравственных чувств младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир» будет результативным, если:учитываются возможности использования исторического материала в воспитании нравственных чувств младших школьников; в процессе изучения исторического материала учителем используются различные методы и формы воспитания нравственных чувств младших школьников. Задачи исследования: 1. Определить психолого-педагогическую сущность воспитания нравственных чувств младших школьников. 2. Проанализировать педагогический опыт воспитания нравственных чувств младших школьников. 3. Определить критерии и средства диагностики уровня сформированности нравственных чувств младших школьников. 4. Выявить, научно обосновать и проверить экспериментально результативность педагогических условий воспитания нравственных чувств младших школьников в процессе использования исторического материала на уроках по курсу «Окружающий мир». Нравственные чувства – это психические состояния, выражающие отношение человека к другим людям, к окружающей действительности; они связаны с нравственным развитием человека. 1. Когнитивный критерий, определяющий наличие у учащихся знаний о таких нравственных чувствах, как чувство долга, отзывчивость, доброжелательность, патриотизм, гражданственность, знаний о собственных качествах и возможностях.2. Мотивационно-потребностный критерий выявляет отношение учащихся к проявлению чувства долга, отзывчивости, доброжелательности, патриотизма в поведении людей, стремление соответствовать требованиям нравственности, уровень нравственного отношения к себе: чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к самосовершенствованию.3. Деятельностный критерий помогает оценить проявление нравственных чувств в поведении учащихся: чувства долга, патриотизма, гражданственности, отзывчивости и доброжелательности в отношении к окружающим – взрослым и сверстникам. Критерии оценки сформированности нравственных чувств младших школьников Тестирование (тест «Что я знаю о нравственных чувствах?»)Анализ продуктов деятельности(сочинение «Какой я человек и каким хочу стать?»)Педагогическое наблюдениеМетод проблемных ситуаций.Средства диагностики: Средние показатели сформированности нравственных чувств младших школьников (констатирующий этап эксперимента) (%)  рассказ учителя;проблемная беседа, беседа-обсуждение, проблемный диалог;использование межпредметных связей; экскурсии исторического содержания;поисковая работа;метод проектов ;проведение нетрадиционных уроков.Методы и формы способствующие формированию нравственных чувств Характеристика уровня сформированности нравственных чувств младших школьников (итоговый этап эксперимента) Сравнительная характеристика уровней сформированности нравственных чувств младших школьников Спасибо за внимание!