Урок литературного чтения на тему: Н.А. Некрасов Дедушка Мазай и зайцы


Урок литературного чтения
4 класс.
Учитель Бурдюгова М.Н.
Тема: Николай Алексеевич Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».
Цель урока: Познакомить со стихотворением Н.А.Некрасова “Дед Мазай и зайцы”. Выявить причины возникновения стихийных бедствий. Повторить правила поведения при стихийных бедствиях.
Задачи урока:
1. Формировать умение работать с текстом. Раскрыть нравственный смысл произведения: Любить природу – значит любить Родину. Охранять природу – значит охранять Родину.
2. Воспитывать чувство прекрасного и другие морально – этические качества личности учащихся.
3. Развивать память, внимание, мышление.
Ожидаемый результат:
Тип урока: урок усвоения навыков и умений;
Методы преподавания:
ЛНСЕ, ИКТ, «6 шляп»
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый;
Форма работы: групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование: Интерактивная доска, презентация, учебник по литературе, тетрадь, таблица.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Сегодня такой прекрасный день,
И трудиться нам совсем не ….(лень)
Работать будем….(дружно)
Возьмём с урока всё что нужно!
А проведём мы сегодня урок литературного чтения в виде игры «Информационный центр». Это такой центр , куда поступает вся информация о событиях происшедших во всём мире и ведётся обработка всей информации. Называться он у нас будет «Вчера и сегодня»(Слайд-1)
А сейчас я предлагаю вам выбрать ручку с пером такого цвета ,какой вам нравиться. У кого совпали цвета, прошу сесть рядом. Представителям белого пера даю вам белые шляпы. Вам нужно представлять сегодня на уроке только факты.
Представители черного пера получают черные шляпы. Вы сегодня говорите о плохом.
Представители красного пера, получают красные шляпы и ваша задача раскрыть причины происходящего.
Представители желтого пера получают желтые шляпы и ваша задача раскрыть всё хорошее, светлое и доброе.
Представители зеленного пера, получают зелёные шляпы и ваша задача принять решение «Что нужно делать»
А я ваш руководитель центра и у меня будет синяя шляпа, синее перо. Я буду наблюдать, прислушиваться к вам и возможно даже спорить с вами.(Слайд-2)
Посмотрим как это у нас получиться.
2.Актуализация знаний.
( слайды-3,4,5,6,7) Что же происходит в мире.(Картинки пожара, Цунами, Смерч, землетресение, наводнения)
-Что вы увидели?
Это всё называется стихийные бедствия.(Слайд-8)
Я предлагаю вам подумать 3 минуты и дать информацию по этим событиям.
Представители белых шляп –факты. Черные – всё плохое.
Красные – причины. Желтые – доброе и хорошее. Люди всего мира помогают пострадавшим. Кто –то отправляет деньги, вещи. Делятся продуктами. Некоторые люди пускают жить к себе домой. Горе сплачивает людей.
Зеленые –«Что нужно делать» При пожаре: звонить в пожарную часть 101.Представиться, сообщить адрес где пожар. При землетресении нужно находиться по дальше от домов. Если дома – встать в угол , залезть под стол или встать в дверной проем , по дальше от окон.
В случае наводнения - нужно забраться по выше и ждать когда придёт помощь.
Учитель: Как вы оцениваете работу представителей «Белых шляп», и т.д.
Вы все молодцы! Стихийные бедствия приходят внезапно. Иногда виноваты люди , но чаще всего это происходит в результате природных изменений. Мы всегда должны приходить на помощь тем, кто пострадал, кто нуждается в нашей помощи.
Давайте вместе прочитаем вот такие замечательные слова: (Слайд-9)
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверя внутри себя». (Е.Евтушенко)
-Как вы понимаете эти строки?
- О каких зверях внутри нас говорит автор?
-К чему призывает автор?
Сегодня мы остановимся на наводнении.
3.Ввод новой темы.
Наводнения –это стихийное бедствие , которое происходит сейчас, но оно было и раньше (Слайд -10 Портрет Н.А. Нкрасова) И свидетельством этого является произведение Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» . Николая Алексеевича Некрасов жил почти два столетия назад. Это замечательный русский поэт. Стихи у него разные: веселые, если он пишет о детстве, серьезные, если он пишет о жизни народа, о Родине.
(Слайд-11)Стихотворение «Дед Мазай и зайцы» описывает жизнь дедушки Мазая, который жил в деревне Малые Вежи. (Слайд-12,13)Он был одинокий , добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках.
- Что вы знаете о весеннем разливе рек – половодье? (Слайд14)
Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его неизменным спутником был дед Мазай. Мазай знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и , пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал “Дедушка Мазай и зайцы”.(Слайд-15)
4.Развитие творческого воображения.(Слайд-16)
Словарная работа Так как стихотворение написано очень давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Вам встретятся такие слова: силки (силок), багры (багор), тягота, потеха, лопочут, лопочут ушами, гинуть, аршин, сажень, гуторить, зипун. Я предлагаю вам найти объяснение этих слов в Интернете ваших телефонах или планшетниках. Вот вам ромашка .Вы берёте лепесток и то слово которое вам достанется , находите его.
(Работа детей с Интернетом)
Проверка работы уч-ся.(Слайд-18)
Силки(силок) – петли для ловли птиц и мелких животных.
Тягота – тяжесть, груз.
Потеха – забава, веселье.
Лопочут – говорят быстро, много, неясно.
“Лопочут ушами” (в стихотворении) – шевелят ушами, выражая испуг, беспокойство.
Ухнул (от слова “ух!”) – издал резкий, громкий звук.
«Сотнями гинут» – сотнями погибают.
Багор – шест с металлическим крюком и остриём.
Аршин – старая русская мера длины, равная о,71 см.
Сажень – старинная русская мера длины, равная трём аршинам.
Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.
5. Чтение учителем. Вот сейчас мы можем познакомиться со стихотворением. (Слайды19-23)
-Вам понравилось стихотворение?
- Почему дед Мазай отправился за дровами в лодке?
- Как дед спасал зайцев ?- Как дед относился к зверькам , которых он спасал?
Верно, многие строчки в тексте этого произведения говорят, что Мазай хорошо знает повадки зайцев, любит природу, бережно , по-доброму относится ко всему живому.
Я хотела бы узнать какие строки в стихотворении вам понравились больше всего? Какие строки вызывали тревогу? Радостные моменты? Нехорошие поступки? Что-то новое узнали? Для этого вы сейчас будите читать стихотворение и рядом со строчками ставит следующие знаки: !- понравилось.? –надо подумать. «-« -отрицательный момент. «+» -узнал новое. V- Переживал.
После чтения вам нужно будет заполнить таблицу и представить нам свою точку зрения.Слайд-25)
Тема:Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
!-Понравилось. ?- надо подумать. «-« плохое. «+» Узнал новое. V- Переживал.
Почему? Почему? Почему? Что? Почему?
6.Чтение стихотворения детьми.
7.Заполнение таблицы.
8 Презентация. Опираясь на таблицу и пометки в учебнике, вам нужно поделиться своими впечатлениями . (Слайд-26)
Представители белого пера и белых шляп представят нам факты происходящих событий в этом стихотворении . Представители красного пера и шляп дадут нам информацию о причинах происходящего. Представители черного пера и шляп расскажут нам об отрицательных моментах. Представители желтого пера и шляп расскажут нам, что было доброго и хорошего в этом стихотворении. Представители зеленных шляп поделятся с нами, что они узнали нового.
Итоговая ситуация. На следующем уроке мы продолжим свами работу по этому произведению. А сейчас я хочу узнать как вы оцениваете свою работу на уроке? Как оцениваете работу друг друга? Поставьте оценки в паре друг другу и напишите на стикире. Передайте мне.
(Слайд-7)Наблюдение. Я весь урок была вашим наблюдателем.
И вот что я заметила:
Вы все молодцы! Отлично справлялись с заданиями. Сегодня работа в «Информационном центре» прошла на отлично, и мне повезло с такими сотрудниками как вы.
Рефлексия. Если вам понравился урок?(Слайд-27,28)
Похлопайте в ладоши.
Если все наоборот
Потопайте калошами.
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение (Слайд-29)