ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК УСЛОВИЕ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ.


ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК УСЛОВИЕ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ.
Иванов В.В. ст.гр.ПиП-102(м)
Руководитель – к.п.н. кафедры педагогики и психологии Семенова Л.А.
Инновационный Евразийский Университет г. Павлодар.
В настоящее время остро ощущается дефицит программ учебных курсов вариативного компонента. Это является значительным препятствием в их реализации. Учебные курсы вариативного компонента базируются на знаниях и умениях школьников, сформированных при изучении соответствующих общеобразовательных предметов, а также могут дополнять возможности базового или профильного курса в удовлетворении образовательных потребностей старшеклассников, реализуя внутрипрофильную специализацию.
Разработка учебных курсов вариативного компонента учебного плана, как и любого учебного предмета, предполагает определение его содержания и структуры. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо выявить систему положений, определяющих роль оснований, учет которых позволит отобрать учебный материал курса.
Процедура отбора содержания образования представляет собой установление соотношений деятельностей, извлекаемых из социального опыта, и функций, к выполнению которых надо готовить учащихся, системы ценностей, которую предстоит освоить.
Рыночные отношения, возросшие в последнее время дают возможность для подготовки конкурентоспособного ученика.
Для выбора будущей профессии в школах страны проводиться профориентационная работа. Она может включать следующие элементы: круглый стол, игра- путешествие, игра профессий, дискуссии, дебаты по выбору той или иной профессии. Поэтому профессиональная ориентация является проблемой и социальной и педагогической. В связи с этим педагогам школы стоит уделять огромное внимание профориентационной работе, которая должна опираться на учебный план школы и в частности на вариативный компонент, который определяет профессиональные намерения учащихся и готовность к труду. На сегодняшний день профессиональной ориентации отводиться особая роль – это создание профессиональных интересов учащихся, склонностей, определение их учебных возможностей, пропидефтика по предметам изучаемых в старших классах. Например, предмет химия начинает изучаться с 8 класса. Согласно вариативному компоненту в 7 классе на ученический компонент отводиться 1 час, который можно использовать для пропидефтики по предмету химия, с чем связано в последствии поднятие мотивации на уроках химии, высокая результативность в качестве знаний по четвертным оценкам и по итогам контрольных работ. В 7 классе при изучении основ химии ученики могут получить знания об основах химии, о законах и о химических уравнениях. В связи с этим существенно возрастает значение допрофильной подготовки и профильного обучения, где профессиональная ориентация является одним из важных компонентов.
Главную роль в формировании профориентационной работы в школе уделяется вариативному компоненту рабочего учебного плана. Так напримере Октябрьской СОШ можно проследить вариативный компонент по классам в 2015-2016 учебном году.
№ Образовательные области и учебные предметы Количество часов в неделю по классам Нагрузка, час
1 2 3 4 Недельная Годовая
2. Вариативный компонент
2.1 Школьный компонент
Занятия по выбору 1 1 2 2 6 203
1. Выразительное чтение 1 1 2 2 6 203
2.2 Ученический компонент
Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного характера - - 1 1 2 68
1. «Умелые ручки» 1 1 2 68
Вариативная учебная нагрузка 1 1 3 3 8 271
№ Образовательные области и учебные предметы Количество часов в неделю по классам Нагрузка, час
5 6 7 8 9 Недельная Годовая
2. Вариативный компонент
2.1 Школьный компонент
Факультативы, курсы по выбору 3 - 1 1 1 6 204
1. Религиоведение - - - - 1 1 34
2. Путешествие по Казахстану 1 - - - - 1 34
3.Поэтическая мастерская - - - 1 - 1 34
4.Цветоводство2 - - - - 2 68
5.Краеведение - 1 - 1 34
2.2 Ученический компонент
Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного характера 1 - 1 1 1 5 170
1. Абайтану- - - - 1 1 34
2.Сөз шебері 1 - - - - 1 34
3.Вокруг света - - 1 - - 1 34
5. «Мода. Стиль. Дизайн» - - - 1 - 1 34
Вариативная учебная нагрузка 4 - 2 2 2 10 340
№ Образовательные области и учебные предметы Количество часов в неделю по классам Нагрузка, часы
10 11 Недельная Годовая
Вариативный компонент Школьный компонент Прикладные курсы 3 3 6 204
1.Биогеография Казахстана 1 - 1 34
2.Решение химических задач 1 - 1 34
3.Некоторые вопросы географии - 2 2 68
4.Культурное наследие Казахстана 1 1 34
5.План нации: «Сто конкретных шагов дальнейшего государственного строительства» - 1 - 34
2.2 Ученический компонент
Курсы по выбору 1 1 2 68
1.Абайтану 1 1 2 68
Вариативная учебная нагрузка 4 4 8 272
Из вариативного компонента учебного плана можно сказать, что для конкурентноспосоного гражданина ученикам нужны такие профессии как: химия, география для развития естественно-математического склада ума. Так же Абайтану, Поэтическая мастерская, Умелые ручки, Сөз шебері для развития творческих способностей учащихся и будущей молодежи страны.
Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но популярностью пользуются из года в год одни и те же (экономист, юрист, программист). Большинство молодого поколения выбирают профессию не, потому что его привлекает содержание данной профессии, а больше выбирают образ жизни, где профессия является престижем и популярностью в обществе. [1]
Основные компоненты системы профориентации школьников.
Психологический аспект профориентации изучение психологических сторон способностей профессиональной пригодности.
Педагогический аспект предполагает поиск воспитательного решения, методов и задач.
Экономический аспект предполагает демографическую структуру трудовых условий рынка.
Социальный аспект это выявление общественного мнения, удовлетворенность работой в определенной профессиональной деятельности.
Основные ступени и этапы управления  системой профориентации в школе.
 Первая ступень общего среднего образования.
1. Начальная школа (1-4 классы).
 С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.
II ступень общего среднего образования
 II.1. Основная школа (5-7 классы).
 Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
 II.2. Основная школа (8-9 классы).
 Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
 Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.
III ступень общего среднего образования
1. Старшие классы (10-11(12) классы).
 Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.[3]
 В среднем звене учащимся предоставлена возможность включиться в допрофильную подготовку. В школе открыты гимназические классы, классы технологического профиля, углубленного изучения иностранного языка; работают группы повышенного уровня изучения математики, информатики, иностранного языка. Учащиеся имеют право выбора факультативных занятий и курсов по выбору.[3]
 Учащиеся 11 классов делают первые шаги в профессию через «Дни дублера», которые проводятся в школе. Выпускники на практике знакомятся с профессией учителя-предметника, педагога-психолога, педагога социального, лаборанта, педагога-организатора, делают первые шаги в управленческой деятельности, практикуются экскурсии в профессионально-технические училища, расположенные в ближайших районах. На старшей ступени с учетом выбора учащихся открыты полипрофильные классы.
Список литературы:
Скутнева, С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи /.: Социологические исследования (СоцИс). - 2003. - № 11.
Словарь гендерных теминов / Под ред. А.А Денисово. / М.: Информация – XXI  век, 2001. 256 с.
Бордуков, М.И., Гендин, А.М., Иванов, В.П., Майер, Р. А., Пинаев, В.А., Рыбаков, А.С., Сергеев, М.И Состояние и эволюция ориентации студентов педиститута на учительскую профессию (конкретно социологический анализ / Учебно методическое пособие. – Красноярск: КГПИ, 1992. – 222 с.
Гендерный подход в психологических исследованиях и консультировании: Мат-лы конференции / Под ред. Е.И. Крукович и Ю.Г. Фроловой. /.:  Минск: ЕГУ, 2002. - 100 с.