Конспект занятия по ручному труду на тему: Рисование пластилином


Муниципальное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской области.
Конспект занятия по ручному труду
Тема: «Рисование пластилином»
Тип: практический
Форма: забавные поделки
Класс: 5
Воспитатель: Патрунина Ольга Алексеевна

2013 год, п. Светлополянск
Тема занятия: «Рисование пластилином»
Цели: научить приемам работы в технике пластилиновой живописи.
Задачи:
развитие навыков и умений в работе с пластилином и стеками;
развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
развитие пространственного мышления и творческих способностей;
эстетическое воспитание средствами изобразительного и декоративного искусства;
воспитание у детей художественного вкуса;
разработка моторики пальцев рук детей.
Оборудование: ТБ при работе с ножницами, пластилином, лаком; пластилин, шаблоны для изготовления картин, тряпочка для вытирания рук и стеков; клеенка для рабочего стола, бумага А 4, фоторамки.
Тип: Практический
Форма: Забавные поделки
Ход занятия
Организационный момент
История лепки. - Ещё в глубокой древности люди заметили, что при увлажнении глина становится мягкой и податливой. Тогда из неё удобно лепить различные предметы. Свою первую посуду человек лепил, раскатывая глину в лепёшку и загибая её края. Скатывали также длинный глиняный жгут, а потом сворачивали его в спираль. После того как изобрели гончарный круг и печь для обжига, посуда стала более прочной и красивой. Такую посуду делали в Древней Греции.- Как вы думаете, для чего она была предназначена?
- Из глины были и первые таблички для письма. Острой палочкой по влажной глине писали такие значки.
- Как ты думаешь, что они обозначали?
-Глина служила и строительным материалом. В сирийских селениях и сейчас строят такие глиняные жилища.
Начните задуманную композицию с эскиза на листке бумаги. Выберите цвета изображения и фона, не забывая о контрастности и сочетании цветов: жёлтый предмет будет казаться более ярким на зелёном, синий на жёлтом фоне и т.п. Затем подберите нужный формат картины и вырежьте из оргалита прямоугольную пластину нужного размера с учетом ширины полей. Затем вырежьте прямоугольник из цветной плёнки по размеру будущей картины и наклейте ее на оргалит. Перенесите изображение с эскиза на плоскость картины, например, с помощью координатной сетки и детских мелков. В зависимости от выбранного сюжета, решаем, что будет являться фоном для изображения: сама плёнка или нанесённый на нее пластилиновый слой. Рекомендуемые цвета самоклеющейся плёнки для фона - все оттенки синего и, зелёного; серый; чёрный. Главное в картине - это не фон, а задуманное вами изображение, поэтому фон не должен быть, слишком ярким и бросающимся в глаза. То же самое относится и к полям картины - их цвет должен сочетаться как с основными цветами изображения, так и с цветом фона. Универсальные поля - белые. Поля тоже нужно изготовить из самоклеющейся плёнки и наклеивать после полного завершения работы.
В: Итак, вы уже подготовились к главной работе - изготовлению картины.
Основная часть:
Виды пластилина: Выпускаются следующие виды пластилина; парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость. Рисование пластилином — все чаще встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука — мозг”. Факторы для развития художника — это постоянная практика, совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий подход в процессе деятельности. Совокупность этих качеств, при изготовлении пластилиновых изделий, может способствовать созданию новых, неповторимых произведений искусства. Чем это интересно. Во-первых, своей новизной. С другой стороны, такой материал позволяет находить новые решения в изображении. И самое главное: этот материал позволяет, переносит часть себя на полотно своих работ, передавать часть своего тепла.
Ее основа – сочетание твердых поверхностей и пластилина, создание изображения нанесением пластилина на поверхность по особой технике, использование нехарактерных для живописи вспомогательных материалов. Какие существуют техники и приемы рисования пластилином?
В: рассмотрим презентацию «пластилиновая живопись», как работают дети и преподаватели с пластилином и какие картины получаются из пластилина. (просмотр презентации)
Правила техники безопасности по ручному труду
- при работе с ножницами
1. соблюдать осторожность при работе с ножницами;
2. хранить ножницы в определенном месте (коробке);
3. Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми, класть их сомкнутыми остриями от себя.
4. Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.
5.не резать ножницами на ходу. Не подходить к товарищу во время резания.  
6.не держать ножницы концами вверх.
Правила безопасного труда при работе с красками, лаками  и клеем:
1. Работать с красками, лаками и клеем следует только в хорошо проветриваемом помещении. Проветривать помещение до и после работы.
 2. Не работать вблизи открытого огня.
 3. Будьте осторожны и аккуратны при использовании клея,  красок и лака. Работать на столе, покрытом целлофановой клеенкой.
 4.  После работы убрать клей, краску и лак, убедившись в том, что их упаковка герметично закрыта.
 5.  При попадании клея на руки тщательно вымыть их водой. При попадании краски и лака на кожу очистить руки при помощи ватного тампона, пропитанного растительным маслом, а затем тщательно вымыть водой с мылом.
 
В: После повторения правил техники безопасности выполняем работу. Воспитатель раздает шаблоны картин для работы.
Практическая работа. Творческая деятельность.
– Определим план действий.
Определиться с выбором картинки.
Выбрать пластилин нужного цвета.
Работать стекой.
– Приступили к работе. Удачи.
Актуализация знаний и оценка результатов деятельности.
– Мы закончили выполнять свои работы.
– Понравилось ли вам работать пластилином?
– Какая тема работы у нас была? Что нового мы узнали о лепке?
Молодцы!!! Хорошо справились с работой.
Самоанализ занятия: «Рисование пластилином»
Цели: научить приемам работы в технике пластилиновой живописи.
Задачи:
развитие навыков и умений в работе с пластилином и стеками;
развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
развитие пространственного мышления и творческих способностей;
эстетическое воспитание средствами изобразительного и декоративного искусства;
воспитание у детей художественного вкуса;
разработка моторики пальцев рук детей.
Тип: Практический
Форма: Забавные поделки
Ведущие методы, приёмы: упражнение, повторение, похвала, одобрение, ситуация успеха.
Оборудование: ТБ при работе с ножницами, пластилином, лаком; пластилин, шаблоны для изготовления картин, тряпочка для вытирания рук и стеков; клеенка для рабочего стола, бумага А 4, фоторамки.
Конспект занятия по ручному труду соответствует возрасту и психологическим особенностям детей. Соблюдается охранительный режим. Дети психологически были готовы к началу занятия. На протяжении всего занятия выдерживалась основная цель занятия. Все части занятия были логически связаны между собой. В начале занятия была проведена беседа об истории лепки, была показана презентация картин, которые изготовили дети других школ из пластилина. Также изучили виды пластилинов и повторили правила техники безопасности по ручному труду. После повторения правил техники безопасности определили план действий:
1. Определиться с выбором картинки.
2.Выбрать пластилин нужного цвета.
3.Работать стекой.
В конце занятия был проведен итог занятия в виде вопросов. Воспитанники отвечали полным ответом, дети активны и им было интересно на занятии, проведена проекция на будущее.