Конспект урока по чтению на тему: Н. А. Некрасов Дедушка Мазай и зайцы.


Конспект урока по литературному чтениюв 3 классе 
«Дедушка Мазай и зайцы»Н.А. Некрасов

УМК «Школа России»  Класс:  3. 
Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.
Цель: совершенствовать навык вдумчивого и выразительного чтения на основе изучения отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Задачи:
1. Обучающая: познакомить учащихся с новым произведением; учить детей делить текст на части, анализировать содержание прочитанного.
2. Развивающая:
развивать умение слушать художественное слово, способствовать развитию устной речи, наблюдательности, обогащать словарь учащихся;
3. Воспитывающая:
создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению, бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Тип урока: комбинированный урок.
Используемые методы и приемы:
 1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
 2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.
Используемый материал: сюжетные картинки к произведению, карточки с заданиями для парной работы, учебник «Литературное чтение» для 3 класса, выставка книг Н. А. Некрасова, карточки со словарными словами «половодье», «багор», «аршин», «сажень», «зипун»; «рабочая карта» для оценивания учащихся. Ход урока.
Организационный момент.
1.Рапорт дежурных.
-Сегодня……ноября. День недели…. Время года…... На улице…погода. Осадки… .Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
2.Рефлексия.
-Я сегодня молодец.
На уроке удалец.
Спинку ровненько держу.
Всё я знаю, всё скажу.
Всем всю правду расскажу.
Речевая разминка.
-Прочитайте медленно стихотворение Е.Евтушенко.
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
-Как вы понимаете эти строки?
-О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это зависть, жадность, злость, лень).
-К чему призывает автор?
3. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над морем…».
(Работа в парах. Дети оценивают друг друга, ставят баллы по критериям:
1)правильное чтение слов; 2) соблюдение знаков препинания; 3)эмоциональное чтение.)-Молодцы!
4. Сообщение темы и цели урока. (Парная работа).
-Сегодня мы познакомимся с новым произведением. А что будем изучать, узнаете, если расшифруете запись.

4 11 2 9
7 8 15 17
16 1 13 5
3 18 6 14 10 12
у а е а
а м а ц
й д и ш
д ы к з з й Дедушка Мазай и зайцы.
5. Работа над новым материалом.
1. Вступительная беседа. Рассказ учащихся об авторе.
-Кто автор этого произведения?
-что вы знаете о нём из предыдущего урока?
2. Физминутка.
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по полю бежит
В дверь к нему стучит.
Эй, дружок, дверь открой!
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка, забегай
Лапу мне давай!
3.Слово учителя.
-С наступлением весны солнце начинает светить всё ярче и ярче. Оно
растапливает снег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Ручьи бегут в
реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню. В таких
случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это называют- половодьем.
-Один такой случай о прловодье описал в своём стихотворении Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
4. Чтение стихотворения учителем.
(По ходу чтения проводится словарная работа).
-Как понимаете выражение «сотнями гибнут»? 9Очень много).Багор- шест с металлическим крюком и остриём.
Аршин- старая русская мера длины, равная 0,71 м.
Сажень- старинная русская мера длины, равная трём аршинам.
Зипун- крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.
5. Проверка первичного восприятия.
- Понравился ли вам дедушка Мазай?
- Как Мазай относился к бедным зверькам?
- Как вы думаете, кто Мазай по профессии?
- Можем ли мы сказать, что он очень умный охотник?
- Как нужно помогать животным весной во время половодья?
- Почему он отправился за дровами на лодке?
(Во время половодья река много дров нагоняет. он их собирал.)
- Из каких слов ясно, что деду Мазаю, по настоящему очень жаль зайцев?
- Какую находку было жаль бросать Мазаю? Прочитайте.
6. Чтение стихотворения учащимися по «цепочке».
(Читают по 4 строчки. Самооценка.)6. Творческая работа. Закрепление материала.
- Сейчас будем работать в группах. На доске сюжетные картинки к произведению.
Задание 1: Расположите картинки по порядку.
Задание 2: 1 группа.
-Найдите и прочитайте отрывок, который относится к первой
картинке.
2 группа.
- Найдите и прочитайте отрывок, который относится ко второй
картинке.
3 группа.
- Найдите и прочитайте отрывок, который относится к третьей
картинке.
4 группа.
- Найдите и прочитайте отрывок, который относится к четвёр-
той картинке.
- Поставьте себе 5 баллов за групповую работу, если выполнили задание правильно.
- Посчитайте общее количество баллов. Заполните рабочую карту.
7. Подведение итогов урока.
1. Обобщающие вопросы.
- Какое произведение читали сегодня на уроке?
- Кто автор стихотворения?
- Достигли ли мы своей цели на уроке?
2. Выставление оценок.
Рабочая карта

п/п Этапы урока Оценка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Проверка д/з.
Работа в парах (по карточкам).
Дополнительный материал.
Фронтальный опрос.
Выразительное чтение стихотворения (по «цепочке»).
Творческая работа 9работа в группах).Общее количество баллов.
Итог урока. ………..
……….
……….
……….
……….
……….
……….
……….
Критерии оценок.
18-16 баллов – «5»
15-10 баллов – «4»
9-6 баллов – «3»
8. Домашнее задание.
Выучить наизусть понравившийся отрывок.