Применение информационных технологий на уроках физики, математики в малокомплектной сельской школе: проблемы и перспективы


Ирина Дмитриевна Ленская,
учитель физики, математики 1КК
МБОУ «Тюгурюкская ООШ»
Тема: Применение информационных технологий на уроках физики, математики в малокомплектной сельской школе: проблемы и перспективы
Исследование: применение информационных технологий в сельской малокомплектной школе: проблемы и перспективы
Цель: раскрыть основные проблемы применения ИКТ на уровне малокомплектной сельской школы, предложить способы их решения.
Актуальность. Данная тема очень актуальна на современном этапе развития так введение ФГОС подразумевает использование информационно -коммуникационных технологий и доля малокомплектных сельских школ в России очень велика.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это общее понятие, включающее в себя различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:


Основные проблемы применения информационных технологий в малокомплектных школах
Низкая оснащенность компьютерной техникой
По программе модернизации в школу поступили компьютеры и ноутбуки, интерактивные доски, проекторы, но проблема заключается в нехватке техники для проведения полноценных уроков с применением ИКТ. И решить такую проблему на школьном уровне практически невозможно, так нет финансовых средств. В лучшем случае возможно привлечение спонсоров для приобретения недостающего оборудования.
Ограниченный доступ к сети Интернет
Интернет в современной школе имеет огромное значение. Использование ЦОР, ЭОР как правило осуществляется на Интернет – сайтах. В связи с чем необходима достаточная скорость соединения, которое как правило отсутствует в отдаленной сельской школе.
Но решить данную проблему можно через создание тематического плана уроков с применением информационных технологий и ссылок на Интернет – ресурсы. По приготовленным заранее ссылкам можно заблаговременно загрузить нужную информацию и приготовить материал для использования на уроке. Также каждому учителю- предметнику необходимо создание собственной коллекции презентаций, видеофильмов, записанных на диски или другие электронные носители. Создание образа такой библиотеки как правило занимает один учебный год. В дальнейшем данный ресурс можно дополнять и корректировать, что тоже облегчит подготовку к урокам и сделает их интереснее, и наиболее мотивирует учеников. Также, на мой взгляд создание единой информационной среды:
ШКОЛА – МУНИЦИПАЛИТЕТ – РЕГИОН - ГОСУДАРСТВО
Низкий уровень компьютерной грамотности педагогических работников
Данная проблема актуальна для многих малокомплектных школ и ее решение возможно только при желании самого педагога научиться новому, чтобы не отставать от веяний времени. Сейчас проводиться огромное количество курсов как очных, заочных так и дистанционных. Но преподавание осуществляется старыми методами о новом… Необходимо больше практических работ, для отработки навыков работы на компьютере и использовании новых технологий. Больше должно проводиться мастер- классов, показывающих возможности современной компьютерной техники и современных технологий. В данном случае, мотивировать необходимо и учителей тоже. Способы мотивации могут быть различными, например, включение критерия «умение использовать информационные технологии» в расчет стимулирующей части
В заключении хотелось бы сказать, что проблем много… но решать их необходимо, так этого требует современное общество, такие требования к выпускникам предъявляет ФГОС. Данные проблемы решаемы, было бы желание учителей решать их. Самые главные качества учителей – умение учиться самому и любить детей. Будет любовь к детям будут и силы для преодоления препятствий, будет желание их преодолевать и будет терпение.. Здесь хорошо подходят следующие строки:
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель»Лев Николаевич Толстой
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Вестник образования России. – 2002. - № 6. – С. 11-40.
2. Темербекова А.А., Информационно-коммуникационные технологии в образовании - УМК, Горно-Алтайск РИО Горно-Алтайского университета, 2010