Выступление на тему:Самостоятельная работа учащихся на уроках географии как форма подготовки к итоговой аттестации

Самостоятельная работа учащихся на уроках географии как форма подготовки к итоговой аттестации
Полиектова Людмила Львовна
учитель географии
МБОУ «Лицей №159» города Казань

Народная мудрость гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Одна из задач школы в современных условиях развитого общества - формирование навыков самостоятельного приобретения знаний. Сегодня актуален вопрос: как эффективно учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации к самоопределению личности. Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили.
Одним из видов самостоятельной работы является составление тезисов. Учебник- важнейшее средство для работы с тезисами. Ученикам предлагается прочитать весь изучаемый на уроке текст и сосредоточить внимание на его сущностной и содержательной стороне. Далее текст рассматривается анализируется по абзацам. В каждом абзаце выделяются важнейшие смысловые единицы, вычленяется главный материал, отсеивается второстепенный. Ученики конструируют и формулируют утверждения в виде тезисов. Важно, чтобы каждый ученик участвовал в составлении конкретных тезисов и формулировку записывал в тетрадь. Главное в работе с тезисами – их доказательства, обоснование. Целесообразно выделять причинно-следственные связи. Само содержание тезиса обычно бывает следствием, причину же необходимо найти и обосновать его.
Успех доказательства тезиса зависит от выполнения ряда правил: 1.Тезис должен быть суждением ясным, точно определенным.
2.Тезис должен оставаться тождественным,т.е. одним и тем же на протяжении всего доказательства.
3.Тезис не должен содержать в себе логическое противоречие. Например, нельзя признать одновременно истинным два следующих тезиса: «В экваториальном климатическом поясе выпадает большое количество осадков в течение всего года»и «В экваториальном климатическом поясе выпадает малое количество осадков в течение всего года», имея в виду одно и то же время и одно и то же отношение.
4.Тезис должен быть обоснован фактами. Факт – не только наилучший аргумент доказательства, но и самый надежный аргумент для опровержения. Для экваториального климатического пояса характерны следующие данные: расположен по обе стороны от экватора, преобладает экваториальный воздух,
восходящие токи воздуха, пониженное атмосферное давление, приток влажных океанических воздушных масс с пассатами. Здесь наблюдается вечное лето,
температура в течение года колеблется от +25 до +27С, количество осадков более 2000 мм в год. Все перечисленные данные необходимо взять в единое целое, в их связи и определить доказательную базу для них, т.е. обосновать фактами.
.
Следующим видом самостоятельной работы учащихся на уроках географии является составление тестов. После прохождения темы учащимся предлагается составить тестовые задания. Обязательное условие- предлагаются 4 варианта ответа как в ГИА и ЕГЭ, один из которых верных. Поначалу не все получалось: составляли некорректные задания, предлагали некорректные ответы. Затем стали практиковать выполнение данных тестовых заданий соседям по парте.
Все промашки составленных тестов выявлялись, шлифовались и на сегодня уже учащиеся имеют определенный опыт.
По тому же принципу учащиеся составляют описание объекта: девятиклассники описывают территории России, одиннадцатиклассники описывают государства мира. Тем самым набираются опыта выполнять соответствующие задания в ГИА и ЕГЭ.
Зачет как вид самостоятельной работы способствует подготовки к итоговой аттестации. Первая часть зачета отведена для проверки основных географических понятий темы и курса и называется «Знаешь ли ты?» Учащимся предлагается самостоятельно оценить с степень усвоения определенных географических понятий, используя в качестве критериев умение дать определение понятию с учетом практической деятельности.
Вторая часть зачета служит для проверки сформированности практических умений по выбранной теме. Нужно составить схему или дать описание географического объекта.
Третья часть служит для проверки умения объяснять географические явления, устанавливать причинно-следственные связи.
Географическая карта- одно из наиболее значимых и своеобразных средств обучения географии. Своеобразие ее в том, что размещение. состояние и связи природных и социально-экономических объектов показаны очень компактно при помощи цвета, линий, значков, цифр и слов. Современный школьник должен знать и уметь читать карту. Как писал В.П.Буданов: «Читать карту- это значит научиться по сочетанию символов видеть местность такой, как она есть на самом деле, научиться оживлять карту, мысленно населяя ее живыми существами, наполнять движением, свойственным изображенной на карте местности». Самостоятельная работа учащихся на уроках географии по географической карте- важный момент подготовки к ГИА и ЕГЭ.
В контрольно-измерительных материалах 2014 года отмечается момент использования атласов 7,8,9 классов. Но в заданиях нет прямого указания на использование карт атласа. Учащиеся сами должны определить, какие карты атласа и для выполнения каких заданий целесообразно использовать.
Подводя итог, можно сказать, что самое трудное для учителя-научиться организовывать самостоятельную деятельность учащихся , постепенно передавая им многие свои функции и роли, и, не подавляя инициативы, руководить самостоятельной работой учащихся. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, подготовку к итоговой аттестации.
Любой учитель, в том числе и я, постоянно находится в
поиске разнообразных форм и методов обучения. Только творчески работающие учителя могут добиться хороших знаний учащихся, любви к предмету, а значит и хороших результатов ГИА и ЕГЭ.