Презентация по МХК на тему Храмовый синтез искусств (9 класс)


Храмовый синтез искусств СИНТЕЗ ИСКУССТВ Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладает удивительным сходством. Это свидетельствует об обще- человеческих законах искусства, ко- торые находят свое воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах. В архитектуре, оформле- нии храмов, музыкальном сопро- вождении богослужения отразились представления человека о мире, ми- роощущение эпохи и народа, их создавших. Дмитровский собор и фрагменты декоративного пояса ХРАМ для человека и Бога Храмы — это культовые построй-ки, которые воплощают образ миро-устройства в той или иной религии(христианство, буддизм, ислам), ееосновные ценности. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога черезмолитву, место единения с Богом че-рез таинство, место спасения души...Земной храм является образомХрама вышнего, земным жилищемБога. Поэтому образ Храма содержитв себе выходящую за пределы челове-ческого сознания идею Божественногои в то же время вбирает все представ-ления о мироустройстве. В Храме че-ловек ищет убежище от мирской суе-ты. Обращаясь в молитвенном порывек Богу, осознает единство земного инебесного. Преображенский собор в Кижах Задача религиозного искусства Певучесть Слова, строгие лики древ-них икон, величественная архитектурацерквей и храмов, монументальностьфресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с еестрогими и возвышенными мелодия-ми, предметы декоративно-прикладно- го искусства — все это вызывает высо-кие нравственные чувства, раздумья ожизни и смерти, грехе и раскаянии,рождает стремление к истине и иде-алу. Религиозное искусство обращает-ся к таким человеческим чувствам, каксострадание и сочувствие, умиление ипокой, просветленная радость и оду-хотворение. Храм Спас-На -Крови. г. Санкт-Петербург. г. Углич. Церковь Дмитрия - царевича "на крови". Церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Подольский район. с. Дубровицы. Киево-Печерская Лавра. Успенский собор. Благовещенский кафедральный собор Православный храм В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть — для божественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы в древности былисозвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках.В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основыгосударственности России.Золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся сферы. Интенсивные Красочные пятна в мозаиках придают вырази-тельность образам святых и реальных людей. Сияние огромного количества лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливаютблаголепие службы. Но внутреннее, душевно-духовное наполнение обряда молитвой есть дело находящихся в храме людей. Церковь Покрова на Нерли Владимирской области Иконы Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северные письма» и др. Появились и свои русские святые, и свои русские праздники (Покров Богородицы и др.), которые нашли свое яркое отражение в иконописи. Мозаика Мозаика, особый вид монументальной живописи, которая создается из долговечных материалов: маленьких камешков или кусочков непрозрачного цветного стекла- смальты. История существования мозаики насчитывает несколько тысячелетий. Древнейшие мозаики создавались из разноцветных глин, в греко-римских сооружениях они применялись для отделки интерьера, для них использовали гальку и разнообразные камни. Господствующее положение этот вид искусства Фреска В переводе с итальянского слово «фреска» означает «свежий», «сырой».Это живопись по сырой оштукатуренной стене красками, которые разводятся водой. Высыхая, известь плотно соединяется с красочным слоем. Можно писать и по высохшей известковой штукатурке. Тогда ее вторично увлажняют, а краски заранее смешивают с известью. Фрески Католические храмы Грандиозность и величественностьархитектурного образа католическогособора звучит особенно возвышеннов светлом, взлетающем пространствеинтерьера. Мощным потоком вверхустремляются все элементы декора:тонкие, изящные столбы, колонны,стрельчатые арки. Огромные ажурныеокна с цветными стеклами — витра-жами — делают прозрачной и легкойпреграду между интерьером собораи внешним миром. Льющийся черезстекла витражей цветной таинствен-ный свет, создавая в храме необыч-ную цветовую среду, отличную отвнешнего мира, символизирует светхристианского познания. Римско-католический храм непорочногозачатия Пресвятой Девы Марии. Москва Архитектура, скульптура, живопись,таинство литургического действа в пра-вославном храме соотносятся с хоро-вым пением без сопровождения (ака-пелла). В католическом — не только спением, но и со звучанием органа. Мечеть Мусульманский храм (мечеть) сво-им великим куполом символизируетединого Бога (Аллаха) и минаретом(башня около мечети) — его проро-ка (Магомета). Мусульманская мечетьвключает в себя два соразмерныхпространства — открытый двор и за-тененный молитвенный зал.Главные архитектурные элементымечети послужили основой для фор-мирования мусульманских понятий окрасоте. Огромный купол, парящийнад мечетью, так же как и архитек-турные «сталактиты» — ниши, нависа-ющие друг над другом, создают иллю-зию бесконечного и непостижимогонеба и символизируют божественнуюсовершенную красоту, а минарет —божественное величие. На стенах ме-чети размещаются декоративно офор-мленные изречения из Корана. Мечеть Джами Маджида Деталь арочного свода. Альгамбра. Испания Каллиграфический орнамент. Марокко Мечеть В религиозной культуре ислама извсех видов искусств преимущество по-лучили архитектура (дворцы, мечети)и поэзия, звучащая под аккомпанементструнных инструментов. Изображениебожества и любого живого существасчиталось святотатством. Поэтому ху-дожественный стиль ислама — деко-ративный, орнаментальный.Бесконечный по своей природеорнамент служит способом художес-твенного выражения исламского ми-роощущения. Именно орнамент стро-ится на ритмическом повторении ос-новных мотивов. А в мусульманствеповторение считается одним из на-дежных способов постижения истиныи выражения преданности Аллаху. Голубая мечеть (Султанахмет), Турция (Стамбул) Мечеть Тин Мал в Марокко. Мечеть в Грозном Буддийский храм Древний буддийский храм, соору-женный из мощных обтесанных кам-ней и плит, был основой для пышногои тяжелого орнаментального скуль-птурного декора, охватывающего поч-ти всю его поверхность. Своеобразнымследствием этого является отсутствиеарки и свода. В буддийских храмах накровлях висят многочисленные коло-кольчики. Они раскачиваются при ма-лейшем порыве ветра, наполняя окру-жающее пространство нежным мело-дичным звоном. Одновременно коло-кольчики были защитой святилища отпроникновения злых духов, входили всостав ритуальных предметов, которыеиспользовались в церковных обрядах.Буддийские религиозные праздникисопровождаются обычно шествиями стеатрализованными представлениями,музыкой и ритуальными танцами наоткрытом воздухе. Домашнее задание Познакомьтесь с фотографиями храмов, представляющих основные мировые религии: христианскую (католицизм и православие), буддийскую и мусульманскую, их планов и интерьеров. Опишите специфику одного из них (или сравните несколько из них). Есть ли между ними что-либо общее? Если да, то что именно? Что можно сказать о стиле этих храмов? В чем его специфичность? ИЛИ Создайте презентацию или фильм об одном из храмов (православном или католическом, или буддийском, или мусульманском).