урок литературы на тему «Ночь перед Рождеством. Ночь чудес и справедливости

Урок внеклассного чтения
в 6 классе
по повести Н.В.Гоголя
«Ночь перед Рождеством»
Ночь чудес и справедливости
(урок - исследование с использованием ИКТ)

Разработала и провела
учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ №4 им. А.Я. Першина
г. Благовещенска РБ
Глухова Тамара Михайловна

Цели
обучающие:
проверить степень освоения текста повести Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством»,
научить ребят проводить самостоятельное исследование текста, познакомить их со структурой научной работы, методами анализа;
сформировать у учащихся знания об особенностях художественного мира писателя;
воспитательные: развивать умение учащихся работать в группе, осознавая личную ответственность за коллективные результаты деятельности,
повысить интерес учащихся к творчеству Н.В.Гоголя;
развивающие
развивать устную речь учащихся, читательскую наблюдательность,
развивать образное мышление и творческое воображение.

Оборудование: оформленный стенд «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя», иллюстрации к повести Гоголя «Ночь перед рождеством», мультимедийная техника с презентацией по теме урока, фонограмма пьесы П.И.Чайковского «Времена года», карточки с заданиями для групп.

I. Вводное слово учителя

Под музыку П.И.Чайковского «Декабрь» звучат строки из повести:
«Последний день перед рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле»
- Узнали строки? Так начинается повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Именно о ней пойдёт сегодня разговор - 1 слайд

Сегодня у нас уникальная возможность на некоторое время стать учёными и провести самостоятельное исследование по повести Гоголя. Чтобы провести эту работу у нас есть всё: есть предмет изучения – текст повести, наш кабинет – научная лаборатория, оснащённая мультимедийной техникой, мы – научные сотрудники, поделённые на группы, учёный совет – это гости, которые присутствуют на нашем уроке. Они получают возможность не только оценить результаты нашего научного исследования, но и непосредственно проследят за ходом нашей работы.
Итак, перейдём к делу. С чего начинается любое исследование? Сначала учёные определяют цель своей работы. Что мы должны сделать? Мы должны рассмотреть, какие чудеса происходят в повести, и как восстанавливается справедливость. А как же мы можем это сделать? С помощью каких видов деятельности? Читаем текст, характеризуем героев, сопоставляем их поступки, делаем выводы. Таким образом, мы определили методы своей работы. А статисты (2 ученика) помогут мне зафиксировать степень активности каждого из вас в нашей работе. Теперь можно исследовать.
Предлагаю окунуться в счастливый мир сказки, рассказанный известным в Диканьке Пасичником Рудым Панько.

II. Работа по содержанию повести
Проверка знания текста
Имя главной героини? (Оксана)
Вторая специальность кузнеца Вакулы (маляр)
Казак, который, согласно молве, был «немного сродни чёрту»? (Пацюк)
Что и зачем спрятал чёрт в кармане? (месяц)
Кем считали Солоху хуторяне? (ведьмой)
Что собирала Солоха в ночь перед Рождеством? (звёзды)
Кто вторым заглянул в гости к Солохе? (дьяк)
Кто помогал куму нести мешок? (ткач)
Блюдо, которое смаковал Пацюк? (галушки)
Сколько гостей Солоха спрятала в мешках? (3)
Зачем отправился Вакула в Петербург? (за черевичками)
Почему из всех своих ухажёров Солоха предпочитала Чуба? (Чуб был богат, хозяйство держал впорядке, хоть и не молод был, но ещё в добром здравии, а самое главное – был вдовец.)
Что Пузатый Пацюк сказал Вакуле?  («Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами».)
Какай продарок готовил кузнец Оксане? (Сундук с железной оковкой и росписью.)

2. Эвристическая беседа
- Назовите место и время действия повести. Какие детали на это указывают? (заголовок, зима, природа полна торжественного ожидания праздника, герои повести ходят по селу с колядками)
- Что такое Рождество? Что значит колядовать? Откуда пошла такая традиция? (сообщение учащихся) – 2 слайд
Рождество – христианский праздник, день рождения Иисуса Христа. Рождество праздновалось до Нового года, 25 декабря. Сорокадневный пост заканчивался в Сочельник, есть можно было с появлением первой звезды – рождественской. Ели кутью – зёрна злаков, замоченные в воде, с мёдом. Обычно под Рождество начинались сильные морозы, но это не мешало народу, особенно молодёжи, веселиться. Праздничная процессия шла с бумажной звездой и вертепом – ярко раскрашенным ящиком в два яруса. В нём с помощью деревянных фигурок разыгрывали сценки, относящиеся к Рождеству Христову. Колядование начинали дети, парни и девушки. Они пели под окнами изб колядки и получали за это различное угощение.
Колядки ( от лат. календы – название первого дня месяца у древних римлян). Это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Коляда – языческий бог веселых застолий, его имя образовано от слова «коло»- круг, оно символизирует вечный круговорот жизни, смену дня и ночи, вечное движение от тьмы к свету.

По народным поверьям на святках мир терял устойчивость, небо сливалось с землёй, мёртвые приходили в гости к живым, будущее приоткрывалось (гадание), и чудеса становились явью. «Если кто о чём будет молиться в полночь, о чём просить станет – все исполнится – сбудется, как по написанному», - говорит народ. В эту ночь возможно всё, поэтому люди ждут от Рождества чуда.
- Какие чудеса происходят в эту ночь в Диканьке? (Солоха летает на метле, собирает в карман звёзды, чёрт крадёт месяц, путешествие Вакулы в Петербург на чёрте, сцена у Пацюка.).
Мы можем сделать первый вывод из нашего исследования: место и время действия – реальные, а события, которые происходят в повести, – фантастические - 3 слайд
- Как вы думаете, почему не полная луна, а именно месяц освещает Диканьку перед Рождеством? (месяц – символ молодой нарождающейся жизни, символ обновления и надежд, которые всегда связывают с чудесным праздником Рождества)
- Вспомните, кто участвует в событиях, описанных Гоголем? – 4 слайд
Реальные герои: Вакула и Оксана, Чуб, Голова, Дьяк, Кум, Ткач, кумова жена, дивчины, парубки.
Фантастические существа: Солоха, чёрт, Пацюк Они помогают создать сказочно-фантастический мир в повести.
Делаем второй вывод: волшебные герои живут среди обыкновенных людей, люди их не боятся – 5 слайд

Теперь нам нужно рассмотреть события, в которых участвуют герои реальные и фантастические, чтобы понять, почему рождественская ночь является не только ночью чудес, но и справедливости.

а) инсценирование
Горница Оксаны. Девица сидит перед зеркалом.
ОКСАНА: Шо, кажите мне, я гарна дивчина чи ни? Ой, гарна, дюже гарна!
ВАКУЛА (появляется на пороге): Оксана, серденько мое, дивись, яки я тебе подарунки припер!
ОКСАНА: Ну, шо цэ такэ? Це ж железячки!
ВАКУЛА: Знамо дело, железячки! Я ж кузнец, а не ювелир!
ОКСАНА (надув губу): Мабуть бы камушек какой прифарбувал Шо ж я, лошадь, в железе гуляти?
ВАКУЛА: Ну кажи тогда, чого бажаешь
ОКСАНА: Чого жинки бажають?.. Справу какую от Версаче, доху полохмаче или вот! Дюже мени охота новы черевички!
ВАКУЛА: Черевички? Шо це такэ?
ОКСАНА: Туфли модельные, баклан! Украинского языка не понимаешь?
ВАКУЛА: Так то ж трэба в магазине шукать! Пять хвилин – и возвернуся!
ОКСАНА: Куды погнал? Мени трэба особы черевички. Якие сама Дженнифер Лопес на ногах таскаить.
ВАКУЛА: Ой, мама родна! Идэ ж я эту Дженнифер добуду?
ОКСАНА: А менэ не колышеть!

б) Рассказ о Вакуле (работа 1 группы) - 6 слайд
(Внешний вид, черты характера, его мечты, поступки героя и их причины, представить иллюстрации)
- Что помогло одолеть нечистую силу?
в) Рассказ об Оксане (работа 2 группы) – 7 слайд
(Внешний вид, черты характера, отношение к другим, представить иллюстрации)
- Благодаря чему Оксана изменилась?
В борьбу с реальными героями вступает нечистая сила. Как и в сказках, у Гоголя добро борется со злом. Что же из этого вышло?

г) Рассказ о Солохе (работа 3 группы) – 8 слайд
(внешний вид, её занятия, отличия от других, представить иллюстрации )
- Какие черты одновременно изобразил Гоголь в образе Солохи? (волшебные и бытовые)
д) рассказ о чёрте (работа 4 группы) – 9 слайд
(его поступки, их причины, описание, представить иллюстрации )
- Каким изобразил Гоголь чёрта? (смешным). Зло не страшно, потому что смешно.

Делаем третий вывод: фантастические события Гоголь изобразил как обыкновенные. Границы между реальным миром и фантастическим размыты – 10 слайд

- Почему желания фантастических героев не исполняются? За что они наказаны? (нарушают заповеди, грешат)
- Каков финал повести? Какова дальнейшая судьба Вакулы? (счастье)

III. Заключительная часть
Рождество наступило – силы добра победили. Рождественская ночь несёт в себе не только чудеса, но и справедливость. Это время, когда всем воздаётся по заслугам. Как награда за сохранённую душу посылается Вакуле созерцание красоты Пречистой Девы с Божественным младенцем.
- Могла ли по-другому закончиться рождественская ночь?
- А что для вас значит Рождество?

IV. Составление синквейна про Рождество
Рождество
Светлое, необыкновенное
Очищает, просветляет, преображает
Наполняет радостью сердца
Праздник

В рождественскую ночь в самом деле случаются чудеса и исполняются заветные желания, но исполняются они для тех, кто заслуживает этого, потому что рождественская ночь не только ночь чудес, но и ночь справедливости.

V. Подведение итогов (слово статистам и учёному совету).