Методическая разработка Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности.


Методическая разработка:
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности.
Предметная область: психология.
Автор: Дремова Наталия Вадимировна
Оглавление
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413LINK \l "_Toc448165795"14Введение. 13 PAGEREF _Toc448165795 \h 1421515
13LINK \l "_Toc448165796"14Индивидуальные особенности личности. 13 PAGEREF _Toc448165796 \h 1431515
13LINK \l "_Toc448165797"14Флегматический темперамент. 13 PAGEREF _Toc448165797 \h 1461515
13LINK \l "_Toc448165798"14Меланхолический темперамент. 13 PAGEREF _Toc448165798 \h 1471515
13LINK \l "_Toc448165799"14Сангвинический темперамент. 13 PAGEREF _Toc448165799 \h 1481515
13LINK \l "_Toc448165800"14Холерический темперамент. 13 PAGEREF _Toc448165800 \h 14101515
13LINK \l "_Toc448165801"14Особенности темперамента и умственные способности. 13 PAGEREF _Toc448165801 \h 14111515
13LINK \l "_Toc448165802"14Заключение. 13 PAGEREF _Toc448165802 \h 14151515
13LINK \l "_Toc448165803"14Список литературы. 13 PAGEREF _Toc448165803 \h 14161515
15
Введение.
Успешность обучения ребенка в школе зависит от многих факторов. И немалую роль в этом играет такая природная особенность, как темперамент. Он закладывается генетически, и именно на его основе формируются многие привычки, особенности поведения, стиль деятельности и прочее.
Темперамент – это характерная для определенного человека совокупность психических особенностей, которые связаны с эмоциональной возбудимостью. Другими словами, темперамент – это природная особенность каждого человека, которая определяет его эмоциональное реагирование в той или иной ситуации: как быстро возникает эмоция, какую силу и знак (положительная/отрицательная) она имеет. Именно эта характеристика будет обуславливать медлительность или энергичность человека.
Идеи и учение о темпераментах в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные виды темпераментов, дал им характеристики, однако связал темперамент не со свойствами нервной системы, а соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи.
Утверждение о столь прямой зависимости темперамента от жидкостей в нашем организме с современных научных позиций выглядит, конечно, довольно наивно. Однако древние греки очень точно подметили характерные типы людей по их реакциям на происходящее вокруг. Поэтому отмеченные ими четыре типа темперамента до сих пор используются при описании психологических различий между людьми.
Не обусловливая, с одной стороны, уровень конечного результата обучения, психологические особенности темперамента, с другой стороны, в определенной степени могут затруднять процесс обучения. Вот почему важно учитывать особенности темперамента школьников при организации учебной работы.
Индивидуальные особенности личности.
Природной основой темперамента являются типы высшей нервной деятельности, образующиеся путем разных сочетаний основных свойств нервной системы. Согласно теории Павлова И.П. к таким свойствам относятся сила слабость, подвижность инертность, уравновешенность неуравновешенность нервных процессов. Павлов высказывал пессимистические взгляды на представителей «слабого типа». Однако не все его последователи разделяли эту точку зрения. Б. М. Теплов писал: «При любом типе нервной системы человек может иметь высокие социальные достижения».
Сочетания крайних степеней этих свойств образуют четыре типа комбинации, или четыре типа высшей нервной деятельности: живой тип сильный, уравновешенный, подвижный (соответствует сангвиническому темпераменту); безудержный тип сильный, неуравновешенный в сторону возбуждения (соответствует холерическому темпераменту), спокойный тип сильный, уравновешенный, медленный (соответствует флегматическому темпераменту),слабый тип низкая работоспособность, быстрая истощаемость (соответствует меланхолическому темпераменту).
В чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у человека преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту. Однако для правильного индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания, т. е. для практических нужд, вполне можно исходить из общей оценки темперамента, ориентируясь на его основную характеристику, не вдаваясь в основные тонкости и детали, выяснение которых порой требует специальных экспериментальных методик, которыми учитель не располагает. Условно можно считать, что каждый ученик тяготеет к одному из четырех указанных выше типов темперамента.
Надо учесть также, что темпераменты нельзя оценивать как плохие или хорошие темпераменты, каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. На основе каждого темперамента при неправильном воспитании могут сложиться отрицательные проявления.
Объективно учебный процесс организован так, что отдельные учебные задания, ситуации являются неодинаково трудными для школьников, различающихся по своим типологическим особенностям, и для учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед учениками со слабой и инертной нервной системой. На уроке чаще возникают ситуации, более благоприятные для сильных и подвижных по своим нейродинамическим особенностям учащихся. По этой причине ученики со слабой и инертной нервной системой чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих. Изменение школьного расписания, замена одного урока другим, требование быстрого переключения во время урока с одного задания на другое также по-разному воздействуют на учеников с разным темпераментом, при этом большие затруднения испытывают дети, характеризующиеся инертностью нервных процессов. Наоборот, у детей с высокой подвижностью нервных процессов именно частые смены деятельности поддерживают рабочее состояние на уроках.
То, что школьникам с инертными нервными процессами, то есть флегматикам, труднее приходится в школе, замечено давно. «Ни одному разряду учеников не приходится в наших школах так плохо, как тем вялым тугопонимающим мальчикам которых учителя часто называют бездарными и бестолковыми. В отношении к ним всего более погрешает современное воспитание. А между тем они-то и заслуживают самого тщательного внимания и попечения со стороны воспитателя. Большею частью в них скрываются такие духовные силы, которые далеко превосходят так называемых талантливых, бойких учеников... Весьма многие из знаменитых людей, впоследствии отличившихся в науке, часто в школе играли роль таких непонятливых голов и нередко заставляли потом бывших учителей своих восклицать: кто бы мог в них это предполагать!»
Какие же психологические особенности присущи каждому из типов темперамента? (Акимова, Козлов)
Флегматический темперамент.
Паспорт флегматика. Если вы:
1.   Спокойны и хладнокровны.
2.   Последовательны и обстоятельны в делах.
3.   Осторожны и рассудительны.
4.   Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.
5.   Молчаливы и не любите попусту болтать.
6.   Обладаете спокойной, равномерной речью, бурно выражаете эмоции, жестикуляций и мимики.
7.   Сдержаны и терпеливы.
8.   Доводите начатое дело до конца.
9.   Не тратите попусту сил.
10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.
11. Легко сдерживаете порыв.
12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.
13.Незлобивы, проявляете снисходительное отношения к колкостям в свой адрес.
14. Постоянны в своих отношениях и интересах, умеете ждать, ладить с друзьями.
15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.
16. Ровны в отношении со всеми.
17. Любите аккуратность и порядок во всем.
18.  С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.
19. Инертны, малоподвижный, вялы.
20. Обладаете выдержкой, - то вы вне сомнения флегматик.

Сухомлинский В. А. писал про учеников-флегматиков: «А ведь такие молчаливые тугодумы ой как страдают на уроках. Учителю хочется, чтобы ученик побыстрее ответил на вопрос, ему мало дела до того, как мыслит ребенок, ему вынь да положь ответ и получай отметку. Ему и невдомек, что невозможно ускорить течение медленной, но могучей реки. Пусть она течет в соответствии со своей природой, ее воды обязательно достигнут немеченого рубежа, но не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку березовой лозинкой отметки ничего не поможет».
 Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречается ошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе.
Но и самая инертная нервная система не лишена некоторой пластичности, поэтому эта медлительность может быть до некоторой степени преодолена, и лучше всего путем активизации двигательной сферы ребенка, тесно связанной с умственной сферой, а именно: организацией подвижных игр. Кроме того, необходимо вырабатывать такие личностные качества, как собранность, организованность, умение не тратить лишнего времени на «раскачку». Полезно посадить такого ученика за одну парту с одноклассником с более подвижными нервными процессами.
Меланхолический темперамент.
Паспорт меланхолика. Ели вы:
1.   Стеснительны и застенчивы.
2.   Теряетесь в новой обстановке.
3.   Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми.
4.   Легко переносите одиночество.
5.   Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах.
6.   Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
7.   Склонны уходить в себя.
8.   Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах.
9.   Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающееся до шепота.
10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.
11. Впечатлительны до слезливости, тревожны.
12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
13.Предъявляете высокие требования к себе и к окружающим.
14. Склонны к подозрительности, мнительности.
15.Болезненно чувствительны и легко ранимы.
16.Чрезмерно обидчивы.
17. Скрытны и необщительный, не делитесь ни с кем своими мыслями.
18.  Малоактивны и робки.
19. Безропотно покорны.
20.Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих, - то вы меланхолик.
У учеников - меланхоликов быстро возникает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с много предметностью и кабинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у учеников - меланхоликов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач. Они производят на таких детей тормозящее, дезорганизующее влияние. Наоборот, систематическое ободрение, внушение веры в собственные силы, раскрытие еще не использованных резервов и т. п. дает ученику – меланхолику возможность проявлять в учебной работе преимущества своего темперамента (повышенную аккуратность, старательность, тщательность), что позволяет добиваться хороших успехов в учебе.
Сангвинический темперамент.
Паспорт сангвиника. Если вы:
1.   Веселы и жизнерадостны.
2.   Деловиты.
3.   Часто не доводите дело до конца.
4.   Склонны переоценивать себя, свои возможности.
5.   Способны быстро схватывать новое.
6.   Неустойчивее в интересах и склонностях.
7.   Легко переживаете неудачи и неприятности.
8.   Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.
9.   С увлечением беретесь за любое новое дело.
10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.
11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.
12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работы.
13.Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности в общении с новыми людьми.
14. Работаете быстро, увлеченно, ровно, нуждаетесь, в перерывах реже других.
15.Выносливы и работоспособны.
16.Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью,  сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.
17.Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.
18. Прибываете преимущественно в бодром настроении.
19.Быстро засыпаете и пробуждаетесь.
20.Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях, - то вы сангвиник.
В качестве положительных сторон этих учеников отмечаются энергичность, быстрая реакция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами.
К числу недостатков учеников с сангвиническим темпераментом относятся поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, «разбросанность» и многообразие увлечений.
Это о таких учениках А. Л. Барто написала стихотворение «Болтунья».
Учеников-сангвиников следует убеждать в необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения учебного материала обращать их внимание на интересные аспекты задания, которые ученик не заметил. Их надо подбадривать, рассказывать о перспективах работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчивости в труде.
Холерический темперамент.
Паспорт холерика.       Если вы:
1.   Неусидчивы, суетливы.
2.   Не выдержаны, вспыльчивы.
3.   Нетерпеливы.
4.   Резки и прямолинейны в отношении с людьми.
5.   Решительны и инициативный.
6.   Энергичны
7.   Находчивый в споре.
8.   Работаете рывками.
9.   Склонны к риску.
10.         Не злопамятный и не обидчивый.
11.         Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями, речью.
12.         Неуравновешенны и склоны к горячности.
13.         Агрессивны..
14.         Нетерпимы к недостаткам.
15.         Обладаете выразительной мимикой.
16.         Способны быстро действовать и решать.
17.         Неустанно стремится к новому.
18.         Обладаете резкими, порывистыми движениями.
19.         Настойчивы в достижении поставленной цели.
20.  Склонны к резким сменам настроений, - то вы чистый холерик.
Учеников - холериков характеризует вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение. Важная задача в работе с ними предупредить появление аффектов. Для этого нужно переключить внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции, на какой-либо«нейтральный» объект, чтобы про изошел спад возбуждения, и лишь затем делать замечание. Нужна спокойная, уравновешенная атмосфера социального окружения. Следует избегать конфликтных ситуаций, но это не значит, что нужно для этого потворствовать капризам, грубости, неправильным поступкам.
Высокая скорость нервных процессов может являться причиной различных учебных трудностей и ошибок школьников. Быстрый темп письма, отрицательно сказывающийся на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость при чтении, приводящая к недочитыванию слов или к неправильному их прочитыванию и, как следствие, к плохому пониманию прочитанного; ошибки при выполнении вычислительных операций при недостаточной степени их автоматизированности вот те трудности
В учебной работе, причиной которых может являться природная высокая скорость нервных процессов учеников. В каждом из этих случаев следует использовать специальные приемы, «нейтрализующие» расположенность школьника к слишком высокому темпу выполнения заданий.
Особенности темперамента и умственные способности.

Существует ли зависимость между типом темперамента и уровнем умственных способностей? На этот вопрос есть определенный ответ: такая однозначная зависимость отсутствует. Лица с высоким умственным развитием могут обладать разными темпераментами, а лица, имеющие одинаковый темперамент, могут характеризоваться разным уровнем умственных способностей.
Однако эти природные особенности не могут не проявиться каким то образом, и сказываются они на процессуальных характеристиках деятельности: на скорости умственных операций, на степени устойчивости и переключаемости внимания, на динамике «втягивания» в работу, на характере эмоциональной саморегуляции по ходу работы, на степени нервного напряжения и утомляемости. Таким образом, особенности темперамента обусловливают лишь пути и способы работы, но не уровень достижений, не уровень интеллектуального развития, которого может достичь субъект.
«Так, сразу бросается в глаза ребенок со слабой нервной системой  чаще всего покойно-тихий, осторожный, послушный. Он не может долго участвовать в шумных подвижных играх, что связано с его небольшим запасом сил, повышенной утомляемостью». 
Можно отметить положительные стороны учащихся со слабой нервной системой состоят в том, что они:
могут работать в ситуации, требующей монотонной работы, по алгоритму или по шаблону;
любят работать обстоятельно, последовательно, планомерно, по расписанным этапам работы;
планируют предстоящую деятельность, составляют планы в письменной форме;
предпочитают использовать внешние опоры, наглядные изображения (графики, схемы, рисунки, таблицы);
склонны к тщательному контролю заданий и проверке полученных результатов.
Однако, существуют ситуации, которые затрудняют учащихся со слабой нервной системой?
К таким ситуациям относят следующее:
длительная напряженная работа (быстро устает, теряет работоспособность, допускает ошибки, медленнее усваивает);
работа, сопровождающаяся эмоциональным напряжением (контрольные, самостоятельные, особенно если на них отводится ограниченное время);
высокий темп постановки вопросов и требование немедленного ответа;
неожиданный вопрос и требование устного ответа;
работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;
работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос других учащихся);
работа в ситуации, требующей распределения внимания и его переключения (одновременно делать записи, следить по учебнику и т. д.);
работа в шумной, неспокойной обстановке;
работа после резкого замечания учителя, ссоры с товарищем;
ситуация, в которой необходимо усвоить большой по объему и разнообразию содержания материал.
Для создания благоприятных условий учащимся со слабой нервной системой рекомендуется:
давать время на обдумывание и подготовку ответа, не задавать неожиданных вопросов;
опрашивать в начале урока;
ответ давать в письменной форме;
не спрашивать только что объясненный материал;
осторожно оценивать неудачи;
создавать спокойную обстановку, в минимальной степени отвлекать.
«Совсем иным видится ребенок с сильной нервной системой. Чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему материал. Заметно, что он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности, его практически нельзя увидеть уставшим, вялым, расслабленным».
Положительные стороны школьников с инертными нервными процессами:
способны работать долго, не отвлекаясь;
хорошо выполняют однообразную деятельность;
высокая степень самостоятельности при выполнении учебных заданий;
неторопливость, выдержка.
Ситуации, в которых особые затруднения возникают у учащихся с инертными нервными процессами:
изменения школьного расписания;
замена одного урока другим;
при выполнении заданий, разнообразных по содержанию и по способам решения;
высокий темп урока;
ограничение времени выполнения работы;
необходимость частого отвлечения;
необходимость быстро переключать внимание с одного вида работы на другой;
оценивание продуктивности усвоения материала на первых порах его усвоения;
выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.
Для создания благоприятных условий учащимся с инертными нервными процессами рекомендуется:
не требовать немедленного включения в работу;
давать время на обдумывание;
не опрашивать в начале урока;
не требовать быстрых ответов;
в момент выполнения задания не отвлекать, не переключать внимание;
не спрашивать новый, только что объясненный на уроке материал
Заключение.
В заключении следует отметить, что, учитывая индивидуальные особенности темперамента учащихся, не следует приспосабливать меры педагогического воздействия к его слабым сторонам. Если холерику прощать его вспыльчивость и часто хвалить его за успехи в учении, то у такого школьника помимо желания воспитателей укрепится аффективность, разовьются честолюбие и зазнайство. Бурную энергию холерика надо направлять на труд, учение, общественно полезные дела и неуклонно воспитывать у него сдержанность, самообладание, самоконтроль, организаторские умения. Если ученика-меланхолика освобождать от преодоления трудностей, то это, значит, способствовать более глубокому укоренению слабых сторон его темперамента. Нельзя также оправдывать импульсивность, излишнюю подвижность, нетерпеливость сангвиника и неповоротливость флегматика. Меры воспитательного воздействия следует выбирать таким образом, чтобы они противодействовали недостаткам темперамента и развивали сильные его стороны. В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях "тепличного" воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и само регуляцию и самовоспитание. Темпераменты нельзя оценивать как плохие или хорошие, каждый из них по отношению к данному виду деятельности имеет как благоприятные, так и неблагоприятные стороны.
Список литературы.
Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. «МОДЭК» 1998 г.
Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. «Питер Пресс» 2009 г.
Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М: 1964 г.
Психология. Учебное пособие. «ИНКОС» 2005 г.
Леонтьев Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили - взгляд из 90-х. «Смысл» 1998 г.
Небылицын В.Д. Психология индивидуальных различий. МГУ: 1982 г.
В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Издание четвертое. Издательство «Радянська школа» Киев 1973.
Акимова М. К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция. М.: Академия, 2002

 Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии.
 Психология. Учебное пособие.
 Акимова М. К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция.
 Акимова М. К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция.
 Акимова М. К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция









13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 215