Методические указания по формированию фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.


Краевое государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Нытвенский промышленно-экономический техникум»
Утверждаю
Зам.директора по УМР
__________Н.С.Шилова
«___»___________2013г.
Методические указания
по формированию фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Нытва
2013
Сведения о методических указаниях
Разработаны методистом КГАОУ СПО «Нытвенский промышленно-экономический техникум»
Рассмотрены председателями П(Ц)К КГАОУ СПО «Нытвенский промышленно-экономический техникум»
Приняты решением Педагогического совета КГАОУ СПО «Нытвенский промышленно-экономический техникум» от «___»_______2013 года, протокол №___
Содержание
Пояснительная записка…………………………………… 4
Основные понятия………………………………………… 5
Задачи фонда оценочных средств…….……………………… 6
Текущий контроль………………………………………… 7
Промежуточная аттестация……………………………….. 8
Государственная (итоговая) аттестация………………… 9
Разработка фонда оценочных средств…………………… 10
Структура и содержание фонда оценочных средств…… 11
Оформление тестовых заданий…………………………… 12
Процедура экспертизы и согласования ФОС…………… 13
Ответственность за разработку и хранение ФОС……. 14
Приложение А Форма титульного листа УМКД……………….. 15
Приложение Б Паспорт фонда оценочных средств…………… 16
Приложение В Форма экзаменационного билета по дисциплине (модулю)………………………………………………………… 17
Приложение Г Форма перечня экзаменационных вопросов по дисциплине……………………………………………………….. 18
Приложение Д Форма обложки для экзаменационных билетов
по дисциплине…………………………………………………… 19
Приложение Е Оформление комплекта контрольно-оценочных заданий квалификационного экзамена………………………… 20-21
Пояснительная записка
Настоящие методические указания устанавливают порядок разработки и требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру согласования, утверждения и хранения фонда оценочных средств (далее – ФОС) для контроля сформированности знаний, умений, общих и профессиональных компетенций обучающихся по учебным дисциплинам, профессиональным модулям основных профессиональных образовательных программ (далее – ОПОП), реализуемых в КГАОУ СПО «Нытвенский промышленно-экономический техникум» (далее – техникум). Фонд оценочных средств является составной частью ОПОП по соответствующей профессии НПО / специальности СПО.
В соответствии с ФГОС НПО и ФГОС СПО фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП СПО / НПО. Оценка качества освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ включает текущий, рубежный контроль успеваемости, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
Целью создания фонда оценочных средств является контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, практического опыта и компетенций, определенных ФГОС НПО / СПО по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения профессиональных модулей, либо отдельных учебных дисциплин.
Основные понятия
Фонд оценочных средств (ФОС) – это
- контрольно-измерительные материалы (КИМ) для оценивания знаний, умений;
- контрольно-оценочные средства (КОС)  для оценивания степени сформированности компетенций.
Для понимания содержательной разницы сравним выделенные составляющие ФОС.
Фонды оценочных средств 
Характеристики КИМ КОС
Объект измерения Знания, умения Компетенции
Достижения обучающихсяИзмеряют Дают качественную оценку
Форма оценивания Оценивают в баллах
(пятибалльная система) Зачет - незачет
Вид контроля по этапам обучения Входной, текущий, рубежный, промежуточная аттестация по учебной дисциплине (УД), междисциплинарному курсу (МДК) Аттестация по профессиональному модулю.
Экзамен квалификационный
Функции Мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль Контроль и оценка
Разработка/
утверждение Преподаватель
Заместитель директора заместитель директора
работодатель
Формы, методы контроля Заполнение раздела 4
рабочей программы дисциплины Заполнение раздела 5 рабочей программы профессионального модуля (ПМ)
МДК – междисциплинарный курс
ПМ – профессиональный модуль
ОК – общие компетенции
ПК – профессиональные компетенции
ВПД – вид профессиональной деятельности
Задачи фонда оценочных средств
Основной задачей ФОС является выявление уровня качества и оценка освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ. В соответствии с требованиями ФГОС НПО и ФГОС СПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП создает настоящие фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной и государственной (итоговой) аттестации обучающихся.
Задачами текущего контроля является стимулирование у обучающихся стремления к систематической самостоятельной работе по изучению учебной дисциплины, междисциплинарных курсов, овладению профессиональными и общими компетенциями.
Промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу осуществляется в рамках завершения изучения данной дисциплины, междисциплинарного курса и позволяет определить качество и уровень ее (его) освоения, определение полноты и прочности теоретических знаний, а также оценка овладения ОК, ПК и ВПД – выявление умения обучающимися применять полученные теоретические знания при решении практических задач. Предметом оценки освоения МДК являются умения и знания
Задачами государственной (итоговой) аттестации являются:
- установление соответствия уровня освоения основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования.
- определение соответствия знаний, умений выпускников современным требованиям рынка труда, уточнение квалификационных требований конкретных работодателей;
- определение степени сформированности профессиональных компетенций, личностных качеств – целостной профессиональной деятельности, наиболее востребованной на рынке труда,
- приобретение опыта взаимодействия выпускников с потенциальными работодателями, способствующими формированию презентационных навыков, умения себя преподнести.
Текущий контроль
Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе повседневной учебной работы по курсу дисциплины, МДК, учебной практики по индивидуальной инициативе преподавателя, мастера производственного обучения.
Виды текущего контроля: входной, оперативный и рубежный.
Входной контроль проводится в начале изучения дисциплины, междисциплинарного курса с целью выстраивания индивидуальной траектории обучения на основе контроля их знаний.
Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки качества освоения программ дисциплин, МДК, ПМ, общих и профессиональных компетенций, а также стимулирования учебной работы обучающихся, мониторинга результатов образовательной деятельности, подготовки к промежуточной аттестации
Рубежный контроль является контрольной точкой по завершению учебной дисциплины или междисциплинарного курса и проводится с целью комплексной оценки уровня освоения программного материала.
Основные формы: устный опрос, письменные задания, контрольные работы, лабораторные и практические работы.
Данный вид контроля стимулирует у обучающихся стремление к систематической самостоятельной работе по изучению учебной дисциплины, МДК, овладению профессиональными и общими компетенциями.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится с целью оценки качества и степени сформированности профессиональных и общих компетенций обучающимися по: учебной дисциплине, МДК, учебной практике, производственной практике, ПМ.
Промежуточная аттестация обучающихся по учебной и производственной практикам осуществляется в рамках учебной и производственной практик. Предметом оценки по учебной и производственной практике обязательно являются дидактические единицы «иметь практический опыт» и «уметь». В отдельных случаях по итогам производственной практики (чаще) и учебной (реже) возможна проверка сформированности профессиональных и общих компетенций.
Основные формы: зачет, дифференцированный зачет, экзамен, квалификационный экзамен.
Промежуточная аттестация обучающихся по профессиональному модулю в целом осуществляется в форме экзамена (квалификационного) и позволяет определить готовность к выполнению соответствующего вида профессиональной деятельности и обеспечивающих его профессиональных компетенций, а также развитие общих компетенций, предусмотренных для ОПОП в целом.
Условием допуска к экзамену (квалификационному) является успешное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля: теоретической части модуля (МДК) и практик.
Государственная (итоговая) аттестация
Государственная итоговая аттестация проводится с целью установления соответствия уровня и качества подготовки выпускников техникума требованиям ФГОС НПО/СПО и дополнительным требованиям образовательного учреждения по конкретной специальности, а также в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.
Обязательные формы:
Защита выпускной квалификационной работы:
НПО – выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа;
СПО – дипломная работа, дипломный проект, экзамен;
Государственный выпускной экзамен по русскому языку в форме сочинения или в форме изложения с творческим заданием (для обучающихся СПО/НПО, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования;
Государственный выпускной экзамен по математике в форме контрольной работы (для обучающихся СПО/НПО, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования).
Методический компонент итоговой аттестации по дисциплине:
комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине.
Разработка фонда оценочных средств
Фонды оценочных средств разрабатываются по каждой профессии НПО / специальности СПО, реализуемым в техникуме.
Фонд оценочных средств по отдельной профессии НПО/специальности СПО состоит из комплектов контрольно-оценочных средств (КОС) по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю.
Общее руководство разработкой фондов оценочных средств осуществляет заместитель директора по учебно-методической работе (методист техникума).
Ответственность за разработку комплектов контрольно-оценочных средств (далее – КОС) по учебной дисциплине, профессиональному модулю по профессии НПО / специальности СПО несет председатель предметно-цикловой комиссии. Непосредственным исполнителем разработки комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю является преподаватель, мастер производственного обучения по соответствующей профессии / специальности. Комплект КОС может разрабатываться коллективом авторов по поручению председателя предметно-цикловой комиссии.
При составлении, согласовании и утверждении комплекта КОС должно быть обеспечено его соответствие:
• Федеральному государственному образовательному стандарту НПО / СПО по соответствующему направлению подготовки (профессии/специальности);
• основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) и учебному плану соответствующей профессии НПО/специальности СПО;
• рабочей программе учебной дисциплины, профессионального модуля реализуемым в соответствии с ФГОС НПО и ФГОС СПО.
• образовательным технологиям, используемым в преподавании данной учебной дисциплины, профессионального модуля.
Работы, связанные с разработкой комплекта контрольно-оценочных средств, вносятся в индивидуальные планы преподавателей, мастеров производственного обучения.
Структура и содержание фонда оценочных средств
Структурными элементами фонда оценочных средств являются комплекты контрольно-оценочных средств, разработанные по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю, входящим в учебный план в соответствии с ФГОС.
Если одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к ее содержанию преподается на различных профессиях, специальностях, то по ней создается единый комплект контрольно-оценочных средств.
Структурными элементами комплекта контрольно-оценочных средств (КОС) по профессиональному модулю являются : - Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств; - Оценка освоения междисциплинарного(ых) курса(ов); - Оценка по учебной и (или) производственной практике; - Контрольно-оценочные материалы для экзамена (квалификационного).
Структурными элементами комплекта контрольно-оценочных средств (КОС) по учебной дисциплине являются:
- Общие положения;
- Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке;
- Оценка освоения умений и знаний (типовые задания);
- Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по дисциплине.
Комплекты контрольно-оценочных средств по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю включают в себя контрольно-оценочные материалы (КОМ), позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Эти материалы оформляются в виде приложений с заданиями для оценки освоения междисциплинарного курса, учебной и производственной практики, экзамена (квалификационного). Каждый оценочный материал (задания) должен обеспечивать проверку освоения конкретных компетенций и (или) их элементов: знаний, умений.

Оформление тестовых заданий
Стандартизированные задания тестовой формы для проведения промежуточной аттестации оформляются с учетом следующих требований: текстовый редактор MS Word, формат файла – doc; текст файла с набором заданий по теме должен иметь специальную разметку, в которой различаются: текст задания, верный ответ; в комплекте тестовых заданий желательно использовать все формы тестовых заданий, а именно: выбор одного варианта ответа из предложенного множества, выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного множества, задания на установление соответствия, задание на установление правильной последовательности, задание на заполнение пропущенного ключевого слова (открытая форма задания), графическая форма тестового задания; на каждый проверяемый учебный элемент по теме должно быть не менее одного тестового задания.
Комплект других оценочных материалов (типовых заданий, нестандартных заданий, наборы проблемных ситуаций, соответствующих будущей профессиональной деятельности, сценарии деловых игр, практические задания и т.п.) должен быть структурирован в соответствии с содержанием рабочей программы дисциплины, профессионального модуля. Процедура экспертизы и согласования
фонда оценочных средств
Создаваемые комплекты контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю должны проходить экспертизу. Итоги экспертизы оформляются документами (экспертное заключение или рецензия), подтверждающими факт согласования комплекта контрольно-оценочных средств, входящего в состав ОПОП, с представителями профессионального сообщества (работников и (или) специалистов по профилю получаемого образования, руководителей организаций отрасли, профессиональных экспертов и др.). Комплекты контрольно-оценочных средств по учебным дисциплинам не проходят экспертизу работодателей.
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю утверждается директором учебного заведения. Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине утверждается заместителем директора по учебно-методической работе.
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю, учебной дисциплине рассматривается на заседании предметно-цикловой комиссии. Решение о включении комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю в ФОС принимается на заседании методического совета техникума после рассмотрения на заседании П(Ц)К, проведения соответствующей экспертизы, апробации и оформляется протоколом заседания МС.
Решение об изменении, аннулировании, включении новых оценочных средств в ФОС принимается на заседании предметно-цикловой комиссии, отражается в листе регистрации изменений в комплекте КОС и оформляется протоколом заседания П(Ц)К.
Ответственность за разработку и хранение фонда оценочных средств
Печатный экземпляр комплекта контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю входит в состав комплекта документов ОПОП. Он также хранится в составе учебно-методических комплексов по профессиональному модулю.
Печатный экземпляр комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине хранится в составе учебно-методических комплексов по учебной дисциплине в кабинете преподавателя или методическом кабинете.
Фонд оценочных средств по профессиям НПО / специальностям СПО, реализуемым в техникуме, является собственностью учебного заведения.
Электронный вариант фонда оценочных средств предоставляется разработчиком методисту и заместителю директора по УМР.
Электронный вариант (аналог) оценочных средств хранится в электронной базе данных на сервере учебного заведения
Приложение А
Форма титульного листа ФОС
Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нытвенский промышленно-экономический техникум»
Утверждаю Зам.директора по УМР
__________Н.С.Шилова
«___»_________2013 г.
Фонд оценочных средств
по учебной дисциплине
(наименование дисциплины)
Нытва
2013
Приложение Б
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине ______________________ (наименование дисциплины)

п/пКонтролируемые разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
1 2 3 4 5 6 Наименование темы (раздела) или тем (разделов) берется из рабочей программы дисциплины.
Приложение ВФорма экзаменационного билета по дисциплине (модулю)
Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нытвенский промышленно-экономический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УМР
________________Н.С.Шилова
«___»_______________2013 г.
Дисциплина: (наименование дисциплины)
Специальность: Код Название
Экзаменационный билет №
Вопрос (задание №1)………………………………………..
Вопрос (задание №2)………………………………………..
Практическая задача включается по усмотрению преподавателя
Преподаватель________________и.о.фамилия (подпись)
Рассматривается и утверждается на заседании П(Ц)К
К комплекту экзаменационных билетов прилагаются разработанные преподавателем и утвержденные на П(Ц)К критерии оценки по дисциплине.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется, если…………………………………………..;
-оценка «хорошо» выставляется, если……………………………………………..;
-оценка «удовлетворительно»………………………………………………………..;
- оценка «неудовлетворительно»…………………………………………………….
Приложение Г
Форма перечня экзаменационных вопросов по дисциплине
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УМР
_______________Н.С.Шилова
«___»______________2013 г.
Вопросы к экзамену
по дисциплине «_________»
специальность (код, наименование, курс)
Название вопроса
Название вопроса
Название вопроса
Название вопроса
Название вопроса
Название вопроса
Название вопроса
Название вопроса
Название вопроса
Название вопроса
Название вопроса
Название вопроса
Название вопроса
Название вопроса
Название вопроса
Название вопроса
Преподаватель: И.О.Фамилия
Рассмотрены на заседании П(Ц)К (название)
Протокол №__от «__»_________2013 г.
Председатель П(Ц)К____________И.О.ФамилияПриложение Д
Форма обложки для экзаменационных билетов по дисциплине
Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нытвенский промышленно-экономический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УМР
_______________Н.С.Шилова
«___»______________2013 г.
Экзаменационные билеты
Специальность/профессия: код, название
Дисциплина: Наименование дисциплины
Группа: код, название
Преподаватель: И.О.Фамилия
Рассмотрены на заседании П(Ц)К (название)
Протокол №___от «___»__________2013 г.
Председатель П(Ц)К ___________И.О.Фамилия
«___»______________________2013 г.
Приложение Е
Оформление комплекта контрольно-оценочных заданий квалификационного экзамена
Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нытвенский промышленно-экономический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор КГАОУ СПО «НПЭТ»
______________И.О.Фамилия
«___»_______________2013 г.
Комплект контрольно-оценочных средств по результатам освоения модуля
_____________________________ (наименование модуля)
__________________________________________ (код и наименование специальности/профессии)
__________________________________ (уровень подготовки)
Нытва
2013
Состав
Паспорт
Экзаменационные задания (количество вариантов)
Пакет экзаменатора
Паспорт
Назначение
Контрольно-оценочные материалы предназначены для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля «_________» по специальности/профессии (код, название)
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1 Название
ПК 1.2 Название
ПК 1.3 Название
Общие компетенции:
ОК 1 Название
ОК 2 Название
ОК 3 Название
Экзаменационные задания
Инструкция (Характеристика заданий. Информация о порядке выполнения заданий. Обязательно указать какой учебно-методической и справочной литературой допускается использование, время выполнения заданий)
Задания ознакомительного уровня
Задание (задача) 1…………………………………………………………………
Задание (задача) 2………………………………………………………………..
Задания репродуктивного уровня (выполнение деятельности по образцу)
Задание (задача) 1…………………………………………………………………
Задание (задача) 2………………………………………………………………..
Задачи продуктивного уровня (планирование и самостоятельное решение)
Задание (задача) 1…………………………………………………………………
Задание (задача) 2………………………………………………………………..
3.Пакет экзаменатора
а) Перечислить необходимые требования и условия проведения квалификационного экзамена. Материально-техническое оснащение.
б) Критерии оценки: - оценка «отлично» выставляется, если……………………………………………………… - оценка «хорошо» выставляется, если………………………………………………………. – оценка «удовлетворительно» выставляется, если…………………………………………… - оценка «неудовлетворительно» выставляется, если……………………………………….
Преподаватель _____________И.О.Фамилия
Рассмотрены на заседании П(Ц)К (название)
Протокол №___от «___»____________2013 г.
Согласовано
Представители работодателя_________________И.О.Фамилия (наименование организации, должность)
Заместитель директора по УМР_______________И.О.Фамилия