Методическая разработка по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по темам: «Зима» «Зимующие птицы» «Зимние забавы» «Дикие животные зимой» «Новый год».



Методическая разработка по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по темам: «Зима»; «Зимующие птицы»; «Зимние забавы»; «Дикие животные зимой»; «Новый год».
Тема: Зима. Зимующие птицы. Кол-во часов: 1 час

Цели: Коррекционно- образовательные:
1. Углубить представления о зиме как времени года, состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы, о повадках зимующих птиц, их поведении в разную погоду.
Коррекционно- развивающие:
1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.
2. Учить образовывать родственные слова.
3. Отработка навыка употребления приставочных глаголов.
4. Отработка навыка употребления форм родительного падежа существительных мн. числа.
5. Продолжать упражнять в подборе прилагательных к существительным, в образовании относительных прилагательных.
6. Закрепление навыка употребления трехсложных слов без стечения согласных звуков.
7. Формирование умения распространения предложений однородными определениями по схеме П+ С+ Опр. + Опр.
8. Развивать умение пересказывать небольшой рассказ по картине и изображением зимнего пейзажа. Отработка навыка употребления приставочных глаголов.
9. Развитие логического мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.
Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитывать у детей гуманное отношение к зимующим птицам.
Развитие общей моторики Развитие мелкой моторики Развитие артикуляционноймоторики Развитие речевого дыхания и голоса Развитие психологической базы речи
Двигательная игра « Очень холодно зимой, мы пойдем гулять с тобой, мы наденем шапку, мы над. шубку» ( показ движений) Пальчиковая игра «Снежок» (загибание пальцев, имитация снежка) Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка. Дыхательная гимнастика: вдох- через нос, выдох через нос (5 раз, контроль-зеркало)
Голосовые упражнения: на одном выдохе произносим – Иу-иу-иу.
Развитие зрительного внимания и памяти «Что изменилось?»
Словарная работа Сл. структ.
слова Грамматический строй речи Связная речь
Существительные: зима, снег, снежинка, сосулька, метель, вьюга, мороз, снегопад, гололед, сугроб, узор, ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь; кормушка, корм, помощь, декабрь, январь, февраль.Прилагательные: снежный, холодный, белый, пушистый, морозный, зимний, рыхлый, суровая, глубокий
Глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, голодать, подкармливать, кормить; скрипит, сверкает.
Наречия: холодно, темно, скользко, морозно, ветрено, и т.д Употребле-ние трех-сложных слов без стечения согласных звуков
(ворона, синица, сорока) Образование родственные слова. Ира «Найди «родное» слово» ( снег- снежинка –снежок -снежный- снеговик-снегопад; зима)
Употребление приставочных глаголов -игра « Птичка» ( прилетает- улетает-вылетает-слетает)
Употребление форм родительного падежа существи-тельных мн. числа. «Много чего» (снега, ветра, сугробов, льда)
Подбор прилагательных к существительным, образование относительных прилагательных. « Каким бывает снег?» ( снег белый, мягкий, пушистый; ветер) « Какое, какая, какие?» (зимний день, зимняя одежда, зимние дни) Распространение предложений однородными определениями по схеме С+ Опр. + Опр. + П. ( выпал первый пушистый снег, дует холодный зимний ветер)
Пересказ небольшого рассказа по картине и изображением зимнего пейзажа.

Тема: Зимние забавы. Кол-во часов: 1 час

Цели:
Коррекционно- образовательные:
Расширить представления детей о зиме, зимних развлечениях.
Формировать интерес к зимним играм и развлечениям.
Коррекционно- развивающие:
Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.
Упражнять в употреблении форм предложного падежа существительных ед. ч с предлогом НА.
3. Учить дифференциации предлогов НА-ПОД.
4. Совершенствовать умение детей образовывать антонимы.
5. Закрепление навыка употребления трехсложных слов без стечения согласных звуков.
6. Учить составлению рассказа по картине «Зимние забавы» с помощью вопросов.
7. Развитие логического мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.
Коррекционно- воспитательные
1. Воспитывать у детей гуманное отношение к зимующим птицам.
Развитие общей моторики Развитие мелкой моторики Развитие артикуляцион.
моторики Развитие речевого дыхания и голоса Развитие психологической базы речи
Двигательная игра « Очень холодно зимой, мы пойдем гулять с тобой, мы наденем шапку, мы над. шубку; шарфик, и еще платок» ( показ движений) Пальчиковая гимнастика «Снежок» ( заги-бание пальцев, имитация снежка) Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка. Дыхательная гимнастика: «Свежий воздух»- вдох-ртом, выдох носом (3-4 раза)
Голосовые упражнения: вдох, на одном выдохе произносим – Эа, эа, эа.
Развитие слухового внимания и памяти –игра «Выбери нужное слово и хлопни в ладоши» ( снежинка – тает, воет, падает, стучится)
Словарная работа Слог. стр. слова Грамматический строй речи Связная речь
Существительные: см. «Зима», лыжи, сани, санки, коньки, крепость, лыжник, забавы, горка, каток, забавыПрилагательные: см. «Зима» скользкий, быстрый, зимний, круглый
Глаголы: см. «Зима», скользить, кататься, падать, лепить
Наречия: весело, быстро, медленно, холодно. Употребле-ние трехсложных слов без стечения согласных звуков
(забава) Употребления форм предложного падежа существительных ед. ч с предлогом НА. « Где это бывает?» ( дети на горке, снеговик на катке, санки на снегу)
Дифференциация предлогов НА - ПОД. «Скажи, где?»
(снежок на скамейке, снежок под скамейкой)
Употребление антонимов: быстро- медленно, тепло- холодно, весело-грустно, громко-тихо, рыхлый –мягкий -твердый)
Составление рассказа по картине «Зимние забавы» с помощью вопросов.
Тема: Дикие животные зимой. Кол-во часов: 1 час

Цели:
Коррекционно- образовательные:
1. Расширить и углубить представления детей о зимовке диких животных, установить связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона.
Коррекционно- развивающие:
1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.
2. Ввести в активный словарь понятия : живое – неживое.
3. Учить образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ять,
4. Упражнять в образовании и использовании в речи притяжательных прилагательных.
5. Отработка навыка употребления трехсложных слов с закрытым слогом
6. Учить составлять рассказ по опорным предметным картинкам
7. Развитие логического мышления , общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.
Коррекционно- воспитательные
1. Воспитывать у детей гуманное отношение к зимующим птицам.
Развитие общей моторики Развитие мелкой моторики Развитие артикуляцион.
моторики Развитие речевого дыхания и голоса Развитие психологической базы речи
Двигательная игра « Изобрази животных» Чередование пальчиковых поз «Рога- уши» (руки скрещены- «зайчики») . Упражнения на развитие подвиж-ности челюсти, губ, языка. Дыхательная гимнастика: «Подышим лесным воздухом»- вдох-ртом, выдох носом (3-4 раза)
Голосовые упражнения: вдох, на одном выдохе произносим – Ы, ы, ы..
Развитие логического мышления – отгадывание загадок- описаний ( Хитрая, рыжая, хищная…..лиса)
Словарная работа Слог. стр. слова Грамматический строй речи Связная речь
Существительные: лес, животные, звери, белка, заяц, барсук и. д.; берлога, логово, нора, дупло; морда, хвост, уши, лапы, когти, ноги и т. д Прилагательные: неуклюжий, косолапый, сильный, огромный, бурый, серый, косой, пушистая, ловкая, хитрая, колючийГлаголы: прыгать, скакать, выть, рычать, прятаться, спасаться, заготавливать, линять, бродить, рыскать, спать.Наречия: быстро, резко, медленно, ловко. Употребление трехсложных с закрытым слогом
( барабан, бегемот) Дифференциация понятий: живое – неживое ( Поставь правильно вопрос- Кто это? Что это? ( медведь- берлога; лиса-нора)
Использование в речи существительные с суффик-сами –онок, -енок, -ат, -ять. Игра- «Детеныши» (лисенок, бельчонок ; лисят, бельчат и т. д.); «Найди маму»
Образование и использование в речи притяжательных прилагательных – игра «Чей хвост?» ( у лисы- лисий хвост; волк, заяц) Составление рассказа по опорным пред-метным кар-тинкам «Кто как зиму прово-дит» (лиса живет в норе, медведь спит в берлоге)Тема: Новый год. Кол-во часов: 1 час

Цели: Коррекционно- образовательные:
1. Расширить и углубить представления детей о празднике «Новый год»
2. Познакомить с традициями его проведения.
Коррекционно- развивающие:
1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.
2. Продолжать упражнять в образовании существительных мн. ч. от ед.ч. и наоборот.
3. Совершенствовать умение детей образовывать уменьшительно- ласкательные формы существительных.
4. Учить дифференцировать глаголы ед. и мн. числа.
5. Учить согласовывать глаголы с личными местоимениями.
6. Отработка навыка употребления трехсложных слов с закрытым слогом
7. Формирование умений составления предложения по схеме: П+С+Доп.+Обст.
8. Учить строить правильное предложение из деформированного.
9. Развитие слухового внимания, общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.
Коррекционно- воспитательные
1. Воспитывать у детей гуманное отношение к зимующим птицам.
Развитие общей моторики Развитие мелкой моторики Развитие артикуляцион.
моторики Развитие речевого дыхания и голоса Развитие психологической базы речи
Двигательная игра «Снежок порхает, кружится» Изготовление гирлянд. Упражнения на раз-витие подвижности челюсти, губ, языка. Дыхательная гимнастика: «Подышим лесным воздухом»- вдох-ртом, выдох носом (3-4 раза)
Голосовые упражнения: вдох, на одном выдохе произносим – Ыо, ыо, ыо. Развитие слухового внимания и памяти – заучивание стихов по теме
Словарная работа Слог. стр. слова Грамматический строй речи Связная речь
Существительные: новый год, игрушки, украшения, костюм, гирлянды, хлопушки, Дед мороз, Снегурочка Прилагательные: новогодняя, праздничная, елочная, блестящая, сказочная, яркая
Глаголы: наряжать, украшать, отмечать, праздновать, танцевать, петь.
Наречия: весело, красиво, интересно Употребление трехсложных слов с закры-тым слогом (магазин, молоток) Образование существительных мн. ч. от ед.ч. и наоборот – игра « Один- много» (елка- елки)
Образование уменьшительно- ласкательные формы существительных. Игра «Скажи ласково» ( снежинка- снежиночка, елка- елочка)
Дифференциация глаголов ед. и мн. числа ( Дед Мороз- поет, идет, играет; дети –поют, идут, играют
Согласование глаголы с личными местоимениями (Я наряжаю елку – ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНО, ОНО, ОНИ ) Составление предложения по схеме: П+С+Доп.+Обст.(Дети наряжали елку – «Чем?»
Работа с деформированными предложениями: игра «Исправь ошибку» ( Елка пляшет возле снегурочки. Дед Мороз принес мешок в подарках.)