Формирование умений устанавливать причинно – следственные связи в истории при подготовке учащихся к олимпиаде»

Слайд 1 тема
При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь следующих принципов:
Слайд 2
- принцип свободы выбора (для меня очень важно, что ребёнок сам выбирает мой предмет для участия в олимпиаде);
- принцип открытости (не только давать знания, но ещё и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решение которых лежат за пределами изучаемого курса);
- принцип деятельности (организовывать освоение учениками знаний, умений, навыков и смыслов преимущественно в форме деятельности);
- принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи);
- принцип идеальности (чем больше активность и самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучения).
Научить устанавливать причинно – следственные связи мы сможем только тогда, когда у нас существует определённая система работы на уроках, факультативах и индивидуальных занятиях. А умение устанавливать причинно – следственные связи предполагает, что учащиеся должны уметь отвечать на три вопроса:
Слайд 3

Почему произошло это событие?
Какие последствия имело это событие или явление?
Что произойдёт, если (гипотеза)?
Чтобы добиться повышения эффективности усвоения исторических знаний, содержащих причинно-следственные связи, необходимо знать:
а) как понимают и усваивают учащиеся этот материал, какие существуют трудности;
б) какие условия могут способствовать лучшему его усвоению. Ведь установление причин и следствий явлений исторической действительности – объективно сложная умственная работа для учащихся, т. к. существуют особенности причинно-следственных связей между историческими явлениями.
Слайд 4
Особенности
Слайд 5

В возникновении исторических явлений и событий переплетаются объективные факторы, основанные на закономерностях развития исторического процесса, и субъективные факторы – целенаправленные действия и поступки людей, среди которых есть выдающиеся исторические личности. Это выражено ярче и легче понимается учениками, тогда как понимание существенных, объективных причин затруднено.
Большинство исторических причинных связей носит многозначный характер, т. е. определенное событие возникает вследствие действия не одной, а нескольких причин, среди которых есть главные, существенные; в то же время то или иное явление становится причиной не одного, а нескольких следствий. Всего многообразия этих причин учащиеся, к сожалению, могут и не увидеть.
3. Для познания причинно-следственных связей исторического характера важно четкое знание хронологической последовательности событий, ведь по времени причина всегда предшествует следствию. Испытывая трудности в установлении длительности и последовательности исторических событий, не всегда правильно соотнося событие со временем его совершения, учащиеся не могут правильно установить причинно-следственные связи.
4. Исторические события часто происходят не сразу после действия причины, а через определенное время, временной разрыв также затрудняет понимание причинно-следственных связей учащимися.
При подготовке учащихся к олимпиаде мы должны учитывать эти особенности, а также соблюдать определённые условия при формировании умений устанавливать причинно – следственные связи.
Слайд 6
Условия
Слайд 7
1. Обеспечение умственной активности учащихся при работе над причинно-следственными связями. Необходимо чаще задавать вопросы, начинающиеся со слов «почему», «к чему это привело».
2. Помощь учителя в виде специальных вопросов, подведение учащихся при помощи этих вопросов к самостоятельному нахождению причинно-следственных связей на основе сопоставления новых сведений с известными.
3. Подведение учащихся к осознанию многозначности причинно-следственных связей исторического характера. Это означает, что нельзя ограничиваться указанием какой-то одной причины изучаемого события или явления.
4. Создание интереса к материалу, содержащему причинно-следственные связи. С этой целью учителю необходимо использовать различные приемы в ходе изложения исторических фактов, например:
а) разъяснение значения получаемых знаний («Для чего нам надо это знать?»);
б) сообщение интересных фактов, чтобы у школьников возникло желание узнать о них больше и понять их причины;
в) создание определенных противоречий между имеющимися у учеников знаниями и условием решения интеллектуальной задачи, требующим больших знаний;
г) постановка проблемных задач и решение их на основе уже известных фактов.
5. Составление логических схем, причинно-следственных цепочек в процессе изучения исторического материала. Сознательное усвоение причинно-следственных связей требует четких, конкретных представлений о каждом звене цепи, понимания связи между ними, умения обобщать их в единую причинно-следственную цепь.
Слайд 8
Мы все знаем, что олимпиадник должен уметь рассуждать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, обобщать, систематизировать, прогнозировать и делать выводы о закономерностях и особенностях развития исторических процессов и явлений. А это есть ни что иное как исторической мышление. Итак, как учить мыслить?
В своей педагогической деятельности, управляя процессом обучения умению устанавливать причинно – следственные связи, я использую:
Слайд 9
1. Систему жёстких предписаний: алгоритм, базовый лист знаний. Мы знаем, что олимпиадник должен хорошо владеть фактическим материалом, опираясь на который он и сможет устанавливать причинно – следственные связи. Помогает нам в этом базовый лист знаний. (таблица на слайде)
Слайд 10
2. Приёмы программированного обучения: логические схемы, памятки, таблицы. Эти приёмы вам хорошо известны. И мы часто используем их на уроках и во внеурочной деятельности.
Слайд 11
3. Приёмы развития самостоятельной познавательной деятельности;
Я хочу остановиться на этих приёмах подробнее и познакомить вас с модульно – редуктивным обучением (Аствацатуров).
Слайд 12
Техника активно – продуктивного чтения
Приём «Задай вопрос»
Изучая материал, при помощи этого приёма ребята учатся задавать вопросы не только по содержанию текста, но и по его анализу. Необходимо обязательное ранжирование вопросов:
1. Вопросы, требующие точного воспроизведения информации, событий, фактов, начинаются со слов: Кто? Что? Когда? Сколько?
2. Вопросы, направленные на описание хода событий: Как? Каким образом?
3. Вопросы на установление причинно – следственных связей: Почему? В чём причина?
4. Вопросы, требующие анализа, синтеза новых знаний, начинаются со слов: Что общего? В чём особенности? Сравните .. Докажите,,,
Ученик осмысленно, осознанно прорабатывает учебный материал, с того момента, когда начинает задавать себе вопросы. Спросить – значит понять.
Приём «Пометки на полях». Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.
Слайд 13
Техника сжатия информации
Приём «Своя опора» При работе с учебным материалом учащийся составляет свой авторский опорный конспект. И это естественно. Ведь у каждого человека, в том числе и у каждого учителя и ученика – свой язык кодирования.
Приём «Ключевое слово» ( при изучении определений)
Приём «Резюме» Лаконичности надо учиться. Порой очень не просто одной фразой изложить суть и самое главное.
Слайд 14
Техника обратной связи.
Приём ПОПС – формула. Этот приём даёт нам уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени погружения ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, фактов, а самое главное выразить собственное мнение, собственную позицию.
П - позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Начало предложений
Позиция – Я считаю, что
Объяснение – Потому что ,,,
Пример – Я могу это доказать на примере
Следствие – Исходя из этого, я делаю вывод о том, что
Пример
Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной, потому что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества. Я могу это доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну.
Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860 – х годов.

ПОПС формула – это лаконичный и ёмкий ответ по законам риторики. Это своеобразный каркас как для устного, так и письменного ответа. Мы нацеливаем ученика не на вызубренный ответ, а на высказывание собственной позиции. Я считаю, что Я думаю, что Мне кажется, что На мой взгляд ..
Слайд 15
И как главный результат такой работы произойдёт формирование более сложных умений. Таких как:
- сравнивать исторические объекты;
- выделять в изучаемых процессах и явлениях закономерности;
- делать выводы;
- доказывать своё мнение;
- уметь опровергать умозаключения;
- давать оценку историческим фактам, явлениям, событиям.
Слайд 16
А это и есть историческое мышление. То что и нужно нашим олимпиадникам.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




15