Отчет по научно-исследовательской работе Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи на уроках географии


Данилко Н. П.,
учитель географии первой
квалификационной категории
МОАУ «Гимназия №3 г. Орска
Оренбургской области»
Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи
при переработке информации у учащихся профильных классов
в процессе изучения географии
Необходимым условием развития и социализации современных школьников является овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры в целом, т. ч. и ее составной части - географической культуры. Одной из составных частей географической культуры школьников является развитое географическое (аналитическое) мышление, связное с умением выделять причинно-следственные связи. И перед современным учителем географии поставлена задача – развивать умения выделять причинно-следственные связи как составную часть готовности учащихся к использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно-значимых ситуаций, т.е. готовности к продолжению образования.
Выяснение причин образования природных, социально-экономических, и экономико-географических объектов и явлений – одна из важнейших сторон в деятельности учителя географии. Раскрытие причинно-следственных связей и их усвоение приводят к пониманию главного, существенного в географических объектах и явлениях. Теоретический характер знаний о причинно-следственных связях представляет разнообразие требования к процессу их изучения и усвоения. Необходимо добиваться, чтобы учащиеся, во-первых, усвоили связи, которые даны в готовом виде (в тексте учебника, в изложении учителя), и, во-вторых, научились самостоятельно устанавливать эти связи в знакомых и новых ситуациях. Содержание творческой деятельности учащихся чаще всего связано с нахождением ранее неизвестных причинных зависимостей.
Вся деятельность учащихся в ходе изучения связей осуществляется на основе различных источников знаний – рассказа учителя, при работе с картой, текстом учебника, наглядными изображениями, цифровыми данными, в Интернете, в ходе наблюдений за природой и др.
Знакомясь с содержанием нового урока и соответствующим параграфом (темой) учебника, учитель выделяет в нем причинно-следственные связи, которые станут одним из главных объектов усвоения, предусматривает соответствующую цель в плане урока, определяет учебный материал, в связи с которым будут изменены причинные зависимости, а затем методы и приемы их изучения.
Эти методы и приемы неодинаковы. Они изменяются в зависимости от содержания учебного материала и условий обучения в разных классах. Так в начальном курсе физической географии изучают сравнительно несложные связи, нередко относящиеся к одной оболочке Земли. Изучение хозяйства России и зарубежных стран связано с выявлением и усвоением многозначных причинно-следственных связей, т.к. современное хозяйство отличается значительной сложностью, его развитие и размещение зависят от большого количества самых различных факторов и условий. В усвоении связей в готовом виде особенно велико значение объяснения учителя. Он раскрывает процессы возникновения и развития, происходящие в природе, различные стороны социальных и экономических процессов, состояние и тенденции развития экономики различных групп зарубежных стран.
На начальном этапе важно подвести учащихся к осознанию понятий «причина» и «следствие» на простых конкретных примерах. Например, ученик не выучил уроки (причина) – получил двойку (следствие). Также осознанию этих понятий помогает схематическое изображение причинно-следственных связей (так называемых причинно-следственных цепей), например: разрушение гор (причина) ведет к образованию равнин (следствие). Причины образования ряда природных и хозяйственных явлений станут понятнее, если их рассматривать на местных примерах, в ходе наблюдений, экскурсий. В конце объяснения полезно сделать выводы, в которых необходимо назвать соответствующие причины, а главную из них указать первой.
Для изучения причинно-следственных связей часто используют различные схемы, например, схему связей в природном комплексе, в промышленном узле. В настоящее время в школьной географии широко применяется способ моделирования.
Уровни и показатели усвоения причинно-следственных связей. Нахождение причинных связей – очень сложная познавательная деятельность. Учащиеся не могут установить их, если не знают фактического материала, не умеют выделить свойства географических объектов и явлений, их особенности и характерные черты. Вместе с тем отыскивать нужные свойства природных объектов и явлений необходимо для овладения многими другими приемами учебной работы.
Устанавливая причинно-следственные связи, учащиеся пользуются следующими приемами:
а) воспроизведение связей в первоначально усвоенном виде. Оно осуществляется при изучении и закреплении нового материала, в процессе проверки домашнего задания. Этот прием наиболее прост. Его польза в том, что повторение знакомых связей обогащает знанием фактического материала, пополняет фонд известных школьникам зависимостей. Однако самостоятельность учащихся при этом невелика;
б) нахождение связей по аналогии. Если школьникам дано задание объяснить новое явление, подобное изученному ранее, то нужно перенести уже известные причины на это явление. Предлагается, например, объяснить, почему для резко континентальной области умеренного климатического пояса Якутии характерны суровые зимы и небольшое количество осадков. Учащиеся уже знают о связи арктических воздушных масс с низкими температурами и отсутствием осадков и по аналогии указывают такие же зависимости для Якутии. Подобные задания даются в разных классах, обеспечивая тренировку школьников в применении приема;
в) установление обратных связей. Здесь можно использовать прием перебора причин (например, для решения творческих задач). Рассмотрим следующую задачу: Суммарная солнечная радиация на Камчатке значительно меньше, чем на той же широте в европейской части России. Чем объяснить это различие? Для решения задачи учащимся надо выполнить ряд умственных действий: выделить объясняемый признак, указать степень его выраженности, вспомнить причины, вызывающие образование или изменение признака, соединить объясняемый признак с соответствующими причинами – одной или несколькими. В данном примере объясняемый признак – солнечная радиация на Камчатке. Из задачи видно, что она меньше, чем на Восточно-Европейской равнине на тех же широтах. Учащиеся вспоминают, что солнечная радиация зависит от двух основных факторов – географической широты и состояния атмосферы. Последняя причина обобщенная и поэтому нужно отыскать различные состояния атмосферы – наличие в ней водяных паров, пыли, облаков. Так как географическая широта одинаковая, то меньшая радиация на Камчатке определяется тем, что воздушные массы содержат больше водяных паров. Препятствует солнечной радиации и облачность, которая в муссонном климате выше, чем над Восточно-Европейской равниной. Так устанавливают обратные связи - от следствия к причинам. Круг причин постепенно сужает поиск, и это приводит к успеху в решении задачи.
г) установление прямых связей, когда известна причина, но не ясны вызываемые ею следствия (еще более сложная задача). Пример такого задания: назовите воздушные массы, господствующие зимой и летом над Черным морем, и скажите, как они влияют на климат Кавказа. Ход решения задачи таков: определение причин, влияющих на климат Черноморья, среди них – воздушные массы тропических и умеренных широт; определение сезонов действия каждой воздушной массы и характера их воздействия на климат; выявления элементов климата и соответствующих свойств воздушных масс. Сложность установления связей от причин к следствиям больше, чем в предыдущем примере, так как обширнее область поиска следствий и связей. По существу, таких областей три: выявление причин и характера их воздействия; определение тех элементов климата, с которыми возможна связь причин; связывание элементов климата и свойств воздушных масс как факторов формирования климата. Кроме того, количество следствий обычно превышает число причин, что также увеличивает объем работы школьников.
В зависимости от характера и полноты усвоения связей можно выделить несколько уровней.
Н у л е в о й уровень – учащиеся не указывают на зависимости между объектами и явлениями. Ответы содержат лишь фактические сведения.
П е р в ы й уровень – причины, относящиеся к изучаемым объектам и явлениям, учащиеся перечисляют в целом, не устанавливая их непосредственной связи.
В т о р о й уровень – учащиеся понимают и могут самостоятельно установить причинно-следственные связи по аналогии с ранее изученными.
Т р е т и й уровень – ученики могут найти причинную связь в новом для них материале, отыскивают скрытые связи, в первую очередь указывают главные зависимости.
Выделенные уровни, естественно, условны, так как многие ответы обычно имеют признаки разных уровней.
Общие направления обучения причинно-следственным связям. Независимо от содержания учебного материала и источников географических знаний разных классов в установлении причинно-следственных связей выделяют общие направления:
а) постановка перед учащимися цели выявлять причины образования или изменения географических объектов и явлений;
б) обучение умению различать причины и следствия;
в) тренировочные упражнения в нахождении связей;
г) самостоятельное связывание причин и следствий школьниками, перенос приемов в новые условия обучения.
Эти направления не исчерпывают всей работы учителя и учащихся, но составляют ее основу. Овладение приемами нахождения связей требует длительного учебного времени. Оно идет на всем протяжении изучения географии в школе. В зависимости от уровня подготовки класса и сформированности у школьников умения прогнозировать возможно применение как индивидуальных, так и групповых форм выполнения подобных заданий.
Количественные результаты проведенных исследований представлены ниже в форме таблицы 1.

Таблица 1
Результаты констатирующего и контрольного экспериментов
(распределение учащихся по уровням развития умений переработки информации)
Уровни Умения
анализи-
роватьВыделять
главное Сравнивать Устанавли-вать связи Устанавливать
общее между старым и новым Устанавливать
причинно-
следственные
связи
I II I II I II I II I II I II
Нулевой 3% 1% 0% 0% 0% 0% 2% 1% 0% 0% 3% 1%
Низкий 53% 50% 28% 26% 50% 49% 37% 35% 34% 38% 56% 56%
Средний 44% 48% 72% 72% 39% 38% 56% 59% 61% 56% 41% 42%
Высокий 0% 1% 0% 2% 11% 13% 5% 7% 5% 6% 0% 1%
I – начальный замер исследования; II – итоговый замер исследования. Анализ проведенных исследований показывает, что в ходе эксперимента ряд учащихся овладел умениями находить причинно-следственные связи в процессе изучения географии.