Мастер-класс “Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений”.


“Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений”. Мастер-класс для учителей-логопедов.


«Логопедическое упражнение 'Найди букву".»
Тема: “Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений”
Цель мастер - класса: показать возможности и преимущества использования развивающих игр и упражнений при коррекции оптической дисграфии. Создать эффективную систему взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса в коррекции оптической дисграфии.
 
Презентация педагогического опыта.
Я работаю с детьми, у которых в основном нарушена письменная речь. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
По результатам тестирования учащихся 2-5 классов с оптической дисграфией были определены следующие трудности:
-ориентировка на тетрадном листе, нахождение начала строки, удержание строки,
- концентрации и переключения зрительного внимания,
- трудности целостности и избирательности зрительного восприятия,
- нарушения зрительной памяти,
- недостаточная сформированность способности ориентироваться в
пространстве,
- нарушение зрительно-моторной координации
В связи с этим возникает необходимость в создании особых условий для коррекции оптической дисграфии детей, выдели для себя проблему: “Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений”.
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию систему работы по внедрению развивающих игр в учебно-воспитательный процесс, направленных на коррекцию оптической дисграфии.
- Развивающие игры на развитие зрительной памяти.
- Развивающие игры на развитие зрительного восприятия и узнавания.
- Развивающие игры на формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.
- Развивающие игры на формирование буквенного гнозиса.
- Развивающие игры на развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв.
- Развивающие игры на развитие тактильных ощущений
В результате включения в коррекционно-образовательный процесс развивающих игр и упражнений повысился уровень зрительного восприятия у учащихся. На фоне улучшения показателей зрительного восприятия наблюдается положительная динамика в письменной речи.
Материалы имеют практическую значимость, поскольку могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений, учителями-логопедами, воспитателями ГПД, родителями дома.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию систему работы по исправлению оптической дисграфии у младших школьников в виде имитационной игры. Рассмотрим использование некоторых игр из каждого этапа.
Имитационная игра “Приключения зайчонка Кузи”
Жил-был зайчонок Кузя. Это был очень славный зайчонок: умный, добрый. Но вот беда. Кузя очень плохо писал. Узнала о беде Кузи Сова. Прилетела она к зайчонку и говорит:
Не расстраивайся малыш, я тебе обязательно помогу.
-Правда? Обрадовался зайчонок. -А как?
-Сейчас мы с тобой будем играть, а вы играйте, ребята, вместе с нами.
Выполним нелегкие задания,
Научим зайчонка правильному написанию.
“Чего не стало” интересны своим разнообразием, дети мыслят, рассуждают поясняя и доказывая свой принцип исключения. Здесь одновременно происходит работа над развитием зрительной памяти и идет активная речевое развитие.
“Угадай тень”
Вам предлагаются разные предметы и их тени (силуэты).
Задание: Догадайся, где чья тень.
“Фотограф”
Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти
фигуры на листе бумаги.
4 “Назови предметы”
Пошли зайчонок и Сова в сад и вдруг они увидели там ежика Колючку, который никак не мог назвать предметы, которые наложены друг на друга
Например: груша, яблоко, слива, апельсин (лексическая тема “Фрукты”)
5. “Назови меня”
Задание: назвать предметы по их контурам.
Зайчонок Кузя и Сова пришли на очень красивую лужайку
6“Цветные лужайки”
Предлагаю каждому из вас по цветному фону красного, зеленого, желтого, синего и т.д.), а также картинки с изображением предметов разного цвета арбуза, огурца, листа, цыпленка, репы, дыни, мака, помидора, клубники).Задание: положить картинку на свою “лужайку”
7“Буквоед” По дороге домой они встретили Буквоеда
Задание: дорисовать недостающие элементы букв.

«Логопедическое упражнение 'Допиши недостающие элементы букв'.»Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
8 “Назови буквы”
Задание: назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.

«Логопедическое упражнение 'Узнай букву'.»Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
9 “Домик”
Кузя и Сова вернулись с прогулки домой, но где же ключик от дома? Выполнив последнее задание, ты узнаешь, где он лежит.
Задание: дорисуй картину по инструкции: Солнце над домиком. Слева от домика речка. Над речкой облака. Перед речкой зеленая трава. Справа от домика забор.
10 “День рождения у буквы” А дома зайчонка Кузю ждала любимая его буква А. А у нее сегодня день рожденье
Задание: Раскрась букву. Напиши рядов гостей (буквы).
Сова: Молодец, Кузя ты хорошо справился с заданиями теперь ты можешь правильно и красиво писать.
II. Моделирование: Уважаемые коллеги, предлагаю вам выполнить самостоятельную работу.
- Придумайте новые игры и упражнения для нашего Кузьмы для закрепления зрительно-пространственных представлений. Ведь именно в основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. И проявляется это в заменах и искажениях графического образа букв.(Варианты ответов: “Выложи такое же”, “На что похожа буква”, “Узнай меня”, “Разведчик”, “Парные картинки”).Выступление участников мастер-класса со своими вариантами ответов - Назовите основные этапы работы над оптической дисграфией.
III. Рефлексия
А сейчас подведем итог нашей встречи.
“Дело в шляпе”
Сейчас мы с вами будем передавать шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, выскажет свое мнение о представленной проблеме. Мне было приятно познакомить вас со своей работой, а что интересного, полезного вы для себя узнали, какие приемы хотели бы использовать в своей работе.
Я думаю, что эта встреча принесёт пользу в нашу совместную работу по коррекции оптической дисграфии.
Мне было приятно с вами работать, всем спасибо!