Использование синквейна на уроках для развития творческих способностей учащихся

ОДА СИНКВЕЙНУ:
синквейн как инструмент развития творческих способностей учащихся

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Но многим нашим ученикам достаточно сложно выразить свои эмоции и мысли на бумаге.
Для развития образного мышления и творческих способностей можно использовать методику составления синквейна, предложенную Институтом «Открытое общество».
Синквейн – это маленькое стихотворение, состоящее из пяти строк. (Синквейн происходит от французского слова «5»). Написанное в лаконичной форме, оно позволяет описывать суть понятия или явления, а также осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Алгоритм составления синквейна:
Первая строка: тема или предмет, выраженные одним словом (сущ.)
Вторая строка: описание темы или предмета (два прилагательных или причастия).
Третья строка: три глагола, характеризующих действия темы/предмета.
Четвертая строка: фраза, выражающая отношение автора к теме/предмету (обычно состоит из четырех значимых слов).
Пятая строка: синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

В качестве примера можно привести синквейны, написанные учащимися 5-х классов:

Пирамиды
Величественные, древние
Воздвигнуть, восхищаться, хранить
«Всё на свете боится времени, а время боится пирамид»
Вечность!

Нефертити
Прекрасная, загадочная
Волновать, узнавать, восхищаться «Описывать бесцельно – смотреть!»
Тайна!


Синквейн применяется на разных этапах урока, в зависимости от поставленных учителем задач: в начале урока, перед объяснением нового материала, на этапе повторения или обобщения темы.
Это маленькое стихотворение имеет большую ценность:
формирует умение резюмировать информацию, излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах;
обогащает словарный запас ученика;
развивает образное мышление и творческие способности;
помогает создать творческую атмосферу в классе.

Ученица 7б класса Саша Котлова написала синквейн о барокко после изучения темы «Культура России второй половины XVIII века»:

Барокко
Броское и пышное
Восхищает, украшает, чарует
Стиль, олицетворяющий роскошь, вечный праздник
Великолепие!
Синквейны можно использовать не только на уроках литературы или истории. Так, в 11 классе на уроке физики после изучения темы «Электромагнитная индукция» школьники написали проверочную работу в форме синквейна.
Этот приём не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили важнейшие понятия темы. Например, после изучения темы «Почвы» в курсе географии один ученик написал такой синквейн:

Почва
Глинистая или песчаная
Чернеет, краснеет, вымывается
В ней главное – перегной
Кормилица

Синквейн можно писать индивидуально, в парах или в группах после прочтения текста. Синквейны, написанные в группах, часто бывают интереснее индивидуальных, потому что ребята стараются писать с юмором, более чётко отбирая самые ценные идеи.
И в заключение – синквейн о синквейне:

Синквейн
Стройный, лаконичный
Мыслит, обобщает, собирает.
Помни: краткость – сестра таланта.
Успех!