Статья Использование технологии дидактического синквейна в работе логопункта ЦППМС


Использование технологии дидактического синквейна в работе логопункта ЦППМС
Елена Андреевна Морозова
Учитель-логопед, дефектолог
ЦППМС «Планета Я»
В современном мире очень важна красивая речь, от этого зависит успех в учебе, карьерный рост, социальный статус. Сейчас многие общаются очень лаконично, не ярко, сухо. Как научиться говорить грамотно, четко, красиво? Красивая речь-это искусство и этому надо учиться, особенно тем детям, которые испытывают трудности в речевом плане, посещающих логопедический пункт. Для учителя-логопеда наиболее сложная задача коррекционного обучения – это развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания, грамматически правильного, с четким произношением. Это важная задача на школьном логопедическом пункте, а так же для учителя-логопеда логопедического пункта дошкольного учреждения при работе со старшими дошкольниками. Учитель-логопед постоянно ищет пути оптимизации процесса речевой коррекции и новые технологии не стоят на месте.
Анализируя графики сводных таблиц обследования старших дошкольников, можно сказать, что у 45% детей, собирающихся в школу, наблюдается недоразвитие всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики). Хочу отметить, что у детей, у которых на первый взгляд нет проблем с речевым развитием и не имеющих нарушений звукопроизношения, так же медленно актуализируются слова, есть сложности с составлением рассказа. Дети очень долго вспоминают названия слов, либо плохо ориентируются в названии частей предметов, а ребенок с речевой патологией практически не может построить монолог или рассказ описание или развернутый рассказ по серии сюжетных картин. Трудности возникают на стадии программирования текста, как у детей с общим недоразвитием речи, так и у детей с фонетико фонематическим недоразвитием речи, отсюда теряется логика высказывания, пропускаются части рассказа, компенсируя это, ребенок начинает перечисление увиденного.
О психологической структуре процесса порождения связного высказывания говорили Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, утверждая, что говорящий переводит свой мыслительный (неречевой) замысел в речевые единицы языка. Существенным звеном в порождении речевого высказывания выступает внутренняя речь. Именно внутренняя речь в свернутом виде содержит программу дальнейшего высказывания и позволяет от мысли перейти к развернутой речи. Внутренняя речь протекает с использованием языковых значений и вне коммуникативной функции. Она свернутая, в ней отсутствуют второстепенные члены, предикативность. Поэтому, по мнению Л.С. Выготского это объясняет сложность перехода внутренней речи во внешнюю.
В качестве опор при смысловой программе связного высказывания логопеды используют графические схемы. Рисунки, пиктограммы, картинки, графические схемы помогают удерживать в памяти смысловую программу рассказа и находить причинно-следственные отношения.
Современная жизнь говорит нам о том, что раннее обучение детей составу предложения, является профилактикой дисграфии и дислексии. Вторичное отклонение легче предупредить, чем исправить уже сформировавшееся нарушение.
Работа над развитием внутреннего плана на уровне предложения обычно начинается с внутреннего плана речи с программированием на уровне предложений. Овладение навыком распространения простых предложений, способствует формированию простой глубинно-семантической структуры высказывания. Как правило, используя схемы, которые служат опорой и позволяют материализовать процесс построения речевого высказывания.
Например:
Субъект-предикат
Зайчиха грызет
Субъект-предикат-объект
Зайчиха грызет морковь
Субъект-предикат-объект-место действия
Зайчиха грызет морковь дома
Работа над развитием внутреннего плана на уровне описательного рассказа строится так:
Общий признак.
Признак частей.
Оценка предмета.
Работа над развитием внутреннего плана на уровне рассуждения:
Вступление.
Тезис.
Аргументы.
Вывод.
Опорные слова: во-первых, во-вторых, поэтому, итак.
Поскольку внутренний план – это совокупность программ разных уровней, целого текстового сообщения и отдельно взятого предложения то и последовательность связного высказывания на логопедических занятиях связана с работой над предложением.
Для работы над предложением и составлением схем можно применить еще один из интересных и молодых методов развития речи ребенка - это дидактический снквейн. Это современная педагогическая технология. Вообще педагогическая технология - новое понятие в науке. Ранее она ассоциировалось с методикой применения технических средств обучения. У современных российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл и рассматривается в педагогических системах различного уровня. «Педагогическая технология» - понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. Если задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология - пути и средства их достижения.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пяти строчная строфа.
Составление дидактического синквейна, это увлекательный процесс, творческий и яркий, который требует нахождения в материале наиболее существенное, выделять это и кратко формулировать, тем самым составлять грамотно предложения с использованием графических схем. Такой способ может быть востребован в современной логопедии. При работе с дидактическим синквейном сначала уточняется лексика и грамматика. Это позволяет добиться хороших результатов при работе над развитием внутреннего плана высказывания на уровне предложения. Составление синквенйна так же позволяет добиться отличных результатов при автоматизации звуков, так ка слова и предложения будут подбираться под произношение ребенка. Использование синквейна не нарушает общепринятую систему логопедических занятий и методик и обеспечивает её логическую завершенность. Синквейн так же является диагностическим материалом и даёт возможность учителю-логопеду оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
Правила составления синквейна:
Первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
Вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
Третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка - предложение из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Для того чтобы точно и правильно выразить свою мысль, ребенок должен иметь большой объем словарного запаса и правильное звукопроизношение. Учителю-логопеду следует начинать работу с уточнения, расширения и совершенствования словаря и автоматизации поставленных звуков «вплетаемых» в простые слова. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим базу для дальнейшей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы готовим материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.
План работы:
Выбираются слова, к ним ставится вопрос. Кто это? Что это?
Выбираем признак. Предмет какой?
Называется действие этого живого или неживого предмета.
Подводим к понятию предложение. Работаем над структурой предложения. Говорим о значении предлога (если он нужен в данном предложении) Здесь закладываем основу, где ребенок должен почувствовать грамматику предложения.
Вводим обобщающее слово.
Можно делать зарисовки, помогающие удерживать смысловую программу предложения. В дальнейшем это убирается и остается схема предложения, переходящая во внутренний план.
Например:
Гном
Красивый, любимый
Стоит, сидит, спит
Мой гном спит.
Игрушка
Воробей
Пугливый, маленький;
Прыгает, чирикает, клюет
Воробей клюет зерна
Птица
Машина
Быстрая, большая
Едет, обгоняет, тормозит
Я люблю машину
Транспорт
Герань.
Душистая, полезная;
Растет, цветет, лечит.
Герань очищает воздух.
Комнатное растение.
Снежинка
Мокрая, холодная, резная
Падает, кружится, тает
Я не люблю снежинки
Вода
Лиса
Рыжая, пушистая
Охотится, прячется, ловит
Я боюсь лису
Дикое животное
Мяч
Резиновый, разноцветный.
Прыгает, катится, отскакивает.
Я играю в мяч.
Игрушка
Тарелка
Фарфоровая, стеклянная
Разбивается, моется, покупается
Я купила тарелку.
Посуда
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Они являются аналогом внутренней смысловой программы связного сообщения, способствуют развитию его внутреннего плана.
Алгоритм синквейна для детей, которые могут читать и не читают.
Условные обозначения
слова-предметы (существительные)
слова-признаки (прилагательные)
слова-действия (глаголы)
Логопед подбирает картинки и слова под звукопроизношение каждого ребенка. Далее предложения могут заучиваться, что позволяет работать над звукопроизношением. Потом структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога.
Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д.,
Дети повторяют, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Другими словами можно сказать, что это – не большие сочинения, где дети учатся правильно составлять предложения одновременно работая над развитием внутреннего плана речи на уровне предложения .
К работе с синквейном можно подключать родителей. Для них организовывать совместные мероприятия (конкурсы «Знаете ли вы?», «Расскажи сам»).
На школьном логопедическом пункте можно писать «сочинения» по разным лексическим темам. Ребенку предлагается прочитать свое сочинение в слух. Такая работа сформирует письменную речь ребенка, где учитель-логопед выступит основным организатором и корректором данного процесса. Здесь необходимо также работать над правилами орфографии, над выразительностью, эмоциональностью при чтении своего произведения. И самое важное это творческий подход для ребенка и логопеда к заданию.
Это позволит добиваться хороших результатов. У детей будет поддерживается интерес, положительный настрой и желание творить.
Литература:
Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.
Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. М., 2007.
Гин А. Приемы педагогической техники. – М. :Вита-Пресс, 2003
Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).
Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).