Использование синквейна на уроках химии


Введение.
Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. В современных условиях глобализации и интеграции образовательных систем всё большее значение приобретает использование инновационных технологий в учебном процессе, как в вузовской модели образования, так и в системе среднего общего образования. [4]
Современный урок сегодня немыслим, если он не имеет под собой технологической основы, если он не спроектирован, не просчитан по всем этапам с четко выверенными воспитательными, дидактическими и развивающими целями с учетом психолого-педагогических особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности. Не существует плохих и хороших приёмов и методов обучения. Они могут быть более или менее эффективными, подходящими или неподходящими, удачными или неудачными, простыми или сложными, технологичными или индивидуальными и т.п. Любое некритическое заимствование также плохо, как и необдуманное отторжение всего нового и необычного. В то же время нельзя подвергать огульной критике и полностью отвергать так называемые «традиционные» методы обучения. К использованию тех или иных приёмов и методов преподаватель должен относиться творчески. Выбор и применение приёмов педагогической техники соотносится с поставленными целями, особенностями и уровнем подготовки учащихся, способностями и интересами преподавателя. Применение любого приёма должно быть построено на демократических и гуманистических ценностях. Предпочтение следует отдавать тем приёмам, которые оказывают наибольшее влияние на активизацию мыслительной деятельности, и, следовательно, и на всестороннее развитие личности.
Каждый педагог стремиться к профессиональной самореализации и совершенствованию своего мастерства. Педагогический опыт складывается не только на использовании традиционных форм обучения, но на внедрение
инновационных технологий и приемов педагогической техники.
Для совершенствования своей педагогической деятельности я поставила перед собой важные задачи:
- Овладение различными приемами педагогической техники.
- Использование на уроках инновационных и развивающих технологий.
Для решения поставленных задач мною выдвинуты следующие цели:
Подготовить теоретический материал по данной теме.
Познакомиться с опытом работы педагогов других дисциплин.
Провести психолого-педагогическую диагностику.
Обработать полученные результаты и наглядно их изложить.
Оценить новизну и эффективность деятельности по повышению уровня и качества обучения.
Как мастер, каждое изделие которого становится шедевром, учитель, используя те или иные приёмы педагогической техники, постоянно отшлифовывает приобретенные навыки, стремится к максимальной продуктивности приема. И он, и ученики должны четко представлять себе требования конкретного приёма, условия его применения. Лишь тогда данный приём педагогической техники может достигнуть поставленной учебной цели.
По сути, овладение приёмами педагогической техники является одной из главных профессиональных задач каждого учителя. Знакомясь с описанием того или иного приема, он каждый раз «примеряет» его на себя. Разумеется, не все приёмы «лягут» в процесс повседневной работы. Многое зависит от реальных обстоятельств и от личности преподавателя.
Но вооружившись даже несколькими приёмами и «отшлифовав их до блеска», учитель может добиться прекрасных результатов.
Определяя содержание и структуру урока в соответствии с принципами развивающего обучения, учитель, используя приёмы педагогической техники должен учитывать:
соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
В итоге, апробировав, «пропустив через себя» определенное количество приёмов педагогической техники, учитель уже сам становится творцом, разрабатывая свой алгоритм урока, прокладывая свой, часто неповторимый путь к вершинам педагогического мастерства.
Говоря о технологизации образовательного процесса, мы постоянно обращаемся за аналогиями к производственным технологиям, откуда, собственно, и была заимствована эта идея. Иметь под рукой инструменты (в нашем случае – приёмы педагогической техники) крайне мало. Необходимы достаточные навыки в их использовании, определенные знания о материале, подвергаемом обработке, о том, в какой момент отложить один инструмент и взяться за другой (и в какой последовательности это сделать) для того, чтобы добиться наилучшего результата. То есть мы говорим об используемой педагогической технике.
Технологичность урока возможна лишь в том случае, когда все образовательные задачи с первой до последней минуты урока обеспечены целым арсеналом приёмов педагогической техники.
В отличие от участников производственного процесса, где наблюдается постоянное углубление специализации, и от занятых в производстве работников требуется владение в совершенстве техникой лишь одной или нескольких операций, диапазон деятельности учителя достаточно широк.
Как правило, решение каждой из образовательных задач требует использования не только одной, а сразу нескольких частных техник. Некоторые виды техники универсальны и могут использоваться на всех или нескольких этапах урока. Другие сугубо специфичны. К примеру, на протяжении всего урока учитель должен мастерски владеть техникой коммуникативного общения, держать класс в постоянном радостном напряжении, уметь чувствовать изменение настроения ребят, вовремя снимать возможные стрессовые ситуации.
Как говорил А.Франс:
«Учиться надо весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Иные техники необходимы для выполнения лишь одной учебной задачи. По своей применимости отдельные приемы также выделяются определенной универсальностью и могут использоваться в целом ряде техник.
Преподаватели широко используют различные приемы педагогической техники. Всем известны такие педагогические приемы как «учебный мозговой штурм», « пометки на полях», написание эссе, составление кластера и другие. (Приложение 1)
Приведу примеры нескольких таких приемов.
Прием «Учебный мозговой штурм»
Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.
«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.
Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.
Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые  предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.
Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.
Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.
 
Приём «Верные – неверные утверждения»
Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё неизученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.
   Идёт настраивание учащихся на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.
  На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.
Прием «Пометки на полях»
Технология «критическое мышление» предлагает методический прием,
известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже
известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник
информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик
ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Этот прием требует от ученика не привычного пассивного чтения
задания, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а
вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание впроцессе чтения задания, текста или восприятия любой иной     информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Использование этого приема требует от учителя:
Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;
Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков;
В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.
Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке. Например.  На листочках  дан  текст.  Ребёнку  проговаривается  инструкция.
 
  Прием. «Написание эссе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я
пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо назаданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление
индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения
проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после
обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Прием «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиесязнания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер - это графическая организация материала, показывающая
смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и
групповой работы, как в классе, так и дома.
Приём "Синквейн""
Описание: Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.
Пример, тема любви, "Гранатовый браслет", Куприн. Роковая, невзаимная. Увлекается, страдает,гибнет. Да святится имя твое, счастье.
Прием «Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает
по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики
делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время наобсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,
при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Прием «Лекция со стопами»
Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический
прием. Особенности ее использования в технологии критического
мышления заключается в том, что она читается дозировано. После
каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время«стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективныйпоиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание,
которое выполняется в группах или индивидуально.
Прием «Фишбоун»
Этот прием обозначает «рыбный скелет». Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятия, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Среди большого разнообразия приемов педагогической техники я хочу остановиться, на мало всем известном приеме « Синквейн».
Как правило, решение каждой из образовательных задач требует использования не только одной, а сразу нескольких частных техник. Некоторые виды техники универсальны и могут использоваться на всех или нескольких этапах урока. Другие сугубо специфичны. К примеру, на протяжении всего урока учитель должен мастерски владеть техникой коммуникативного общения, держать класс в постоянном радостном напряжении, уметь чувствовать изменение настроения ребят, вовремя снимать возможные стрессовые ситуации.
Как говорил А.Франс:
«Учиться надо весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Иные техники необходимы для выполнения лишь одной учебной задачи. По своей применимости отдельные приемы также выделяются определенной универсальностью и могут использоваться в целом ряде техник.
 
 
1.1. История возникновения
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии [1]
В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси ( HYPERLINK "http://en.wikipedia.org/wiki/Adelaide_Crapsey" \o "en:Adelaide Crapsey" Adelaide Crapsey), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хокку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся. [3]
Поэтесса создавала свои произведения, опираясь на знание составления великолепных японских стихов, состоящих из трех строк (хокку) и пяти строк (танка). При сборе и обработке материала мне пришлось обратиться к произведениям японских поэтов (Приложение 2). Примеры хокку: стихи, состоящие из трех строчек.
Сливы аромат!От лачужки нищегоГлаз не отвести.
Кикаку.
Сливы весенний цветДарит свой аромат человеку...Тому, кто ветку сломал.
Тиё.
Японские поэты также создали танка: стихи, состоящие из пяти строчек, например.
О, если б на светеВовек не бывало вас,Цветущие вишни!Наверно, тогда бы весноюУтешилось сердце моё
Аривара Нарихира В японской поэзии отсутствует четкая рифма, но самое удивительное, что поэты в нескольких строчках умели передать суть явления или объекта.
В начале двадцатого века такой стиль стихосложения стали применять и в Европе, в том числе и во Франции. Такой прием в поэзии получил название «синквейн», обозначающее с французского языка (в свободном переводе) - пять строк.

1.2. Правила составления синквейна.
Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога (в хайку - 17, в танка — 31). Авторы, [4] развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций:
Обычный синквейн(Reversecinquain) —с обратной последовательностью стихов (2—8—6—4—2);
Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;
Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) — девятистрочная форма со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2;
Корона синквейнов (Crown cinquain) — 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;
Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого   синквейна, вторая строка из второго, и т. д.

Аналитическая часть.
2.1.Дидактический синквейн.
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической функции каждой строки. Способность резюмировать информацию в нескольких словах – это важное умение.[5] Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. С этой точки зрения интересна творческая форма рефлексии – синквейн. Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для синтезированияи и анализирования полученной информации. При работе с данным приёмом учитель решает сразу множество важнейших задач:
- изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению,
- знания о предложении,
- умение соблюдать интонацию,
- значительно активизируется словарный запас учащихся,
- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,
- активизируется и развивается мыслительная деятельность,
- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Напомним, что слово синквейн происходит от французского «пять». Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна:
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово- HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%8E%D0%BC%D0%B5" \o "Резюме" резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику старшего возраста. Но это сложная и плодотворная работа, как для учителя, так и для ученика.
Думаю, что коллеги, применяющие данный приём на своих уроках, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» урока. Конечно же, умение сочинить  синквейн требует от учащегося определённой подготовки, а от учителя тщательно продуманной, планомерной работы. 2.2. Синквейн как дидактический прием.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного и школьного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.
Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения.[1]  Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи, но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой дисциплины. Кроме того данный вид работы занимает короткий временной промежуток, что позволяет опросить каждого учащегося и оценить правильность и уровень усвоения изученного материала.

3. Проектная часть
3.1. Вариативность.
Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. [2] Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:
составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
коррекция и совершенствование готового синквейна;
анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Так, приведём один из видов синквейна на тему «Многоатомные спирты»:
1. Глицерин
2. Сладкий, густой
3. Растворяется, притягивает, предохраняет
4. Сиропообразная жидкость
5. Трехатомный спирт
Данная работа предполагает анализ всего изученного материала по теме, т.к. для того, чтобы составить вышеозначенные строки необходимо осмысленно понимать содержание. По ходу написания синквейна могут задаваться наводящие вопросы, причём пятистишие может составляться как индивидуально, так и в группах.
Кроме предложенного «классического» варианта написания синквейна нами использовались следующие варианты применения пятистиший:
а) составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна). Например, дан следующий синквейн:
1. Полимеры
2. Легкие, прочные
3. Горят, разлагаются, плавятся
4. Широко используются в наше время
5. Макромолекулы
Краткий рассказ на основании данного пятистишия может получиться таким: полимеры очень легкие, прочные соединения, которые при определенных условиях разлагаются, плавятся, при нагревании, как и многие органические вещества, горят. Полимеры широко используются в наше время. Молекулы полимеров имеют огромную массу и сложное строение.
Благодаря такому варианту синквейна формируются умения собственного продуцирования текста: предполагается не только диагностика возможностей учащихся, потому как при данном виде работы можно увидеть в полной мере лексический объём обучающихся, но и коррекция, развитие речевых и мыслительных способностей. Возникает множество вариантов для создания новых текстов, предложенная «калька» в виде строчек синквейна стимулирует интерес не только к изученной теме, но и к дисциплине.
б) коррекция и совершенствование готового синквейна:
1. Галогены
2. Простые, сильные
3. Образуют, проявляют, реагируют
4. Рождающие соли
5. Элементы.
По уже предложенному готовому синквейну осуществляется работа по таким направлением, как обсуждение неточных фраз и замены их другими – так, в данном случае можно подобрать более верно синонимически определения галогены, а также глагол «проявляют», не относящийся непосредственно к понятию «галогены» заменить на другой.
Заключительное слово «элементы» также следует заменить на более подходящее понятие. Такой вид работы подразумевает включение всех мыслительных процессов студентов – аналитических, синтезирующих и творческих, т.к. необходимо не только найти ошибку, но и доказать собственную точку зрения, а также придумать свой оригинальный вариант ответа.
в) анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дается синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк ее определить:
1.
2. Предельные, непредельные, ароматические
3. Горят, взаимодействуют, синтезируют
4. Состоят из атомов углерода и водорода
5. Вещества
Правильным ответом на это пятистишие является слово «углеводороды», т.к. синквейн применялся при изучении тем «Органические соединения», то и предложенные выше фразы касались химических веществ – неорганических и органических. Могут быть и другие вариации этого метода. Так, может отсутствовать не первая строка, а, допустим, четвёртая – тогда учащимся предлагается добавить фразу, соответствующую общей направленности синквейна. Следовательно, в пятистишии может отсутствовать любая часть или же даже несколько частей. Поиск необходимой отсутствующей части также стимулирует интерес студентов и интенсифицирует креативные способности учащихся.
Таким образом, процедура составления синквейна, являясь эффективным инновационным методом, позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной [3] и может быть использована при изучении любого предмета, как на уроках химии, так и на других предметах.
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).
Таким образом, процедура составления синквейна, являясь эффективным инновационным методом, позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может быть использована при изучении любого предмета в школьном курсе обучения.
3.2. Основные   направления использования.
В нашей стране педагоги начали использовать синквейн в профессиональной деятельности с 1997 года.  Синквейн  прост в овладении и применим уже на начальной ступени обучения как самостоятельный продукт.   Синквейна  полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Можно проанализировать лексическое богатство (или бедность), предложенных  синквейнов  и сделать вывод. При внешней простоте формы,  синквейн  – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, не очень просто). [2,3] Для первоначального ознакомления с данным педагогическим приемом можно привести следующий пример:
Учитель Добрый, знающий. Учит, воспитывает, помогает. Старый друг лучше новых двух! Мастер.
Химия Органическая, неорганическая. Открывает, изучает, превращает. Очень сложный предмет. Наука.
На любом  уроке  учащиеся получают информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле.    Синквейн  - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.   Синквейны  являются быстрым и мощным инструментом для обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.  Когда вы знакомите учащихся с  синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров (ниже приводится несколько  синквейнов). После этого предложите группе написать несколько  синквейнов. Для некоторых людей сначала будет трудно. Эффективным средством введения  синквейнов  является разделение группы на пары. Назовите тему для  синквейна. Каждому участнику дайте 5-7 минут на то, чтобы написать  синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух  синквейнов  они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими текстами. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными  синквейнами. Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.  Синквейн  – это не способ проверки знаний ученика [3], у него другая задача, причем, более универсальная.  Синквейн  – это способ на любом этапе  урок, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.  Приступает учитель к изучению новой темы и в начале  урока  дает  синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете?» Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления ученика о данном понятии в ходе изучения соответствующей темы. Для примера, возьмем урок изучения нового материала. Разгар  урока. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали. Предложите им  синквейн  по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажет опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении  урока  –  синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации учащихся. В конечном итоге, при детальном анализе  синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.
У учащихся восьмых классов, начинающих изучение химии, составление синквейна вызывает затруднения. При изучении темы « Первоначальные химические понятия» ребята предлагают различные варианты и, выбрав лучшие из них, записывают в тетрадь. Например
Атом
Маленький, нейтральный
Взаимодействует, движется, колеблется
Обладает особыми свойствами
Сложная частица
При дальнейшем изучении учебного материала восьмиклассники лучше справляются с подобными заданиями. В теме «Вода и ее свойства», используя учебник и дополнительную литературу, составляют следующий синквейны:
Вода
Полезная, нужная
Течет, испаряется, замерзает
Человек состоит на 92% из воды, вода занимает 70% суши
Незаменимая.
Вода
Дистиллированная, смесь веществ
Течет, растворяет, испаряется
Необходимая в жизни человека
Сложное вещество.
При первоначальном использовании данного педагогического приема не все учащиеся справляются с подобными заданиями. Причина такого рода неудач связана с низким понятийным и словарным запасом каждого ребенка, с его психосоматическими и индивидуальными особенностями. Систематическое использование приема «составления синквейна» на всех этапах урока (изучения, повторения, обобщения материала и контроля знаний) позволяет ребятам свободно овладеть таким приемом.
В старших классах ребята самостоятельно и с интересом составляют и используют при обобщении материала данный прием. При изучении темы «Неметаллы», ученики составляют следующие синквейны, например
Соединения галогенов
Бесцветные, токсичные
Растворяются, образуют, диссоциируют
Образуют множество соединений
Галогеноводороды.
Роль галогенов
Необходимы, опасны
Стимулируют, прекращают, обеззараживают
Важные для организма, биологически значимы
Интересные элементы.
При изучении органической химии также возможно использование синквейна. Ученики старших классов с увлечением и творчески подходят к составлению синквейна. Вот примеры некоторых из них:
Бензол
Ароматические, сложные
Имеют резкий запах, реагируют
Кратные связи в молекуле
Углеводород
Этилен
Непредельный, газообразный
Окисляется, горит, полимеризуется
Используется в органических синтезах
Углеводород
Волокна
Природные, химические
Растягиваются, горят, плавятся
Широко используются человеком
Нити.
Полимеры
Природные, синтетические
Состоят, делятся, получают
Необходимые в жизни человека вещества
Сложные вещества, соединения
Метанол
Бесцветный, ядовитый
Смешивается, растворяет, отравляет
Опасный для человека
Жидкость
Этанол
Горючий, летучий
Смешивается, воспламеняется, растворяет
Сырье для различных органических синтезов
Спирт
Этиленгликоль
Ядовитый, сладкий
Кипит, замерзает-----
Бесцветная густая жидкость тяжелее воды
Двухатомный спирт
Глицерин
Сладкий, густой
Растворяется, притягивает, предохраняет
Сиропообразная жидкость
Трехатомный спирт
Крахмал
Белый, аморфный
Набухает, образует, окрашивает
Макромолекулы имеют линейную разветвленную структуру
Порошок, кристаллическое вещество
Целлюлоза
Плотная, фильтровальная
Горит, разлагается, набухает
При гидролизе образует глюкозу
Полисарид
Глюкоза
Белый, мелкокристаллический
Растворяется, используется,----
Основной источник энергии
Виноградный сахар
Спирты
Опасные, жидкие
Растворяются, горят, взаимодействуют
Содержат гидроксильные группы
Сложные вещества
За небольшой промежуток времени ребятами собрана большая коллекция творческих работ по составлению синквейнов. (Приложение 3)
4. Заключение
4.1. Результаты использования синквейна.
Высокий профессионализм решения педагогических задач основывается на знании психологии детей и законов коллективной жизни, учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Важнейшей предпосылкой профессионального продуктивного решения педагогической задачи при любой технологии является активно заинтересованное взаимодействие учитель – ученик. Одним из способов взаимодействия педагога является применение различных форм и методов обучения. К таким формам относятся приемы педагогической техники. В данном отчете я подробно остановилась на приеме педагогической технике «составление синквейна».
В своей педагогической практике я впервые начала использовать прием «составления синквейна» недавно (середина 2010/2011 и начало 2011/20112 учебные годы). При обобщении и систематизации любого материала этот педагогический прием дает хорошие результаты. Для выяснения успешности применения синквейнов по усвоению учебного материала, я провела сравнение качества обученности между 9а и 9в классами. В 9а классе учащиеся закрепляли и обобщали пройденную тему традиционным способом, а в 9в составляли и использовали синквейн. При проверке были получены результаты письменных работ, которые занесены в таблицы№№1-3. Тексты заданий для учащихся обоих классов при проверке знаний были одинаковые. Общие итоги письменных работ занесены в таблицу №4 (Приложение 4).
Результаты, помещенные в таблицу№4, показывают разницу в успешности усвоения материала учащимися, применяющими синквейн для обобщения и закрепления изученного материала. Качество обученности у учащихся 9в класса выше на 5-12 %, а успеваемость выше на 5-7 %.
График зависимости качества обученности наглядно показывает разницу в качестве обученности обучающихся. Красная линия в графике – это показатель качества обучения учеников 9в класса (50%, 60%, 57%), а синяя линия - показатель качества обучения учеников 9а класса (45%, 40%, 45%). Наглядно видно, что результаты обученности и успеваемости выше у учащихся 9в класса, использующих синквейны, чем у учащихся 9а класса, работающих по традиционным приемам обобщения и систематизации материала.
Диаграмма зависимости (Приложение 4) подтверждает, имеющуюся разницу в качестве обученности учащихся 9а 9б классов
Наблюдая за ребятами на уроке, убеждаешься в том, что им интересно. Они не чувствуют усталости, их внимание сконцентрировано на выполнении того или иного задания. Радуют и результаты таких уроков. Каждый учащийся получает на уроке от трех до пяти положительных оценок, Да и сами учащиеся оценивают свою работу и работу учителя на уроке самыми высокими баллами.
4.2.Рекомендации.
В своей работе я остановилась на мало используемом приеме педагогической технике «составлении синквейна». Проанализировав данный материал, я пришла к следующим выводам, что прием педагогической техники «составление синквейна» при всей своей простате построения имеет много преимуществ:
- является одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного и школьного возраста;
- расширяет словарный запас учащихся для более эффективного выражения своей мысли.
- является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы;
- позволяет за короткий промежуток времени быстро получить результат;
- работает в качестве инструмента для синтезирования сложной информации и краткого ее изложения.
Синквейны широко используются педагогами и выполняют важные
дидактические задачи и применимы на всех этапах уроков любого предмета:
Используются для подведения итогов по пройденному произведению,
теме.
Практикуется использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой дисциплины.
Данный вид работы занимает короткий временной промежуток, что позволяет опросить каждого учащегося и оценить правильность и уровень усвоения изученного материала.
Быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах).
Для использования данного приема педагог должен сам отлично разбираться в разбираемой теме, в методике преподаваемого предмета, в психологических особенностях каждого возраста обучающихся, так как неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье учеников.
В своей профессиональной деятельности я попыталась применить данный прием педагогической техники. Итогом моей работы по этой теме стал творческий отчет, где я оценила эффективность своей деятельности и влияние проделанной работы на получение более высокого качества образования.
Я рекомендую преподавателям других предметов прием педагогической техники «составления синквейна» для использования в их профессиональной деятельности для повышения уровня образовательного и воспитательного процессов.
На заседании методического совета нашей школы (копия справки приложена) я обобщила опыт использования приема педагогической техники по составлению синквейна на уроках химии и рекомендовала применять данный педагогический опыт для закрепления и обобщения учебного материала учителям других дисциплин.
Таким образом, использование различных приемов педагогической техники позволяют найти учителю новые продуктивные подходы к организации образовательного процесса, повысить педагогическое мастерство и качество педагогической деятельности.
Литература.
Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ. РУ, 2007. — С. 105.
Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем. Синквейн (с примером)Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Терентьева Н. Синквейн по «Котловану»? Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).
Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5(2005).
Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).
Приложение 1. Приемы педагогической техники.
50165126365Учебный мозговой штурм
«Фишбоун»
Написание эссе
«Корзина»
«Пометки на полях»
Составление кластера
«Верные - неверные утверждения»
Приемы педагогической техники
00Учебный мозговой штурм
«Фишбоун»
Написание эссе
«Корзина»
«Пометки на полях»
Составление кластера
«Верные - неверные утверждения»
Приемы педагогической техники

Приложение 2. Японские хокку о весне и танка о весне.

Хоку о весне! Танка о весне!
Хокку о весне
БасёЕй только девять дней.Но знают и поля и горы:Весна опять пришла.
* * *
Майский дождь не шелЗдесь, наверно, никогда...Так сияет храм!
Майские дождиВодопад похоронили -Залили водой.
* * *Намокший, идет под дождем,Но песни достоин и этот путник,Не только хаги в цвету.
* * *Майский дождь бесконечный.Мальвы куда-то тянутся,Ищут дорогу солнца.
* * *
БусонДолгие дни весныИдут чередой...Я сноваВ давно минувшем живу.
Танка о весне.
Аривара НарихираО, если б на светеВовек не бывало васЦветущие вишни!Наверно, тогда бы весноюУтешилось сердце моё.
* * *
Кагава КагэкиДолжно быть, друзьяБоятся, что снег не растаял,Зайти не спешат,А слива у хижины горнойБелеет не снегом - цветами.
* * *
Лунным сияньемЗалита вишня в горах.Вижу, под ветромДрожь по деревьям прошла, -Значит, цветы опадут?!
* * *
Камо МабутиВ пору цветеньяВишни сродни облакам -Не потому лиСтала просторней душа,Словно весеннее небо...
* * *
Приложение 3.
Неметаллы
1. Галогены
Простые, сильные
Образуют, проявляют, реагируют
Сложные, сильные окислители
Элементы.
2. Галогены
Связанные, солеобразующие
Принимают, окисляют, восстанавливают
Очень сильные окислители
Неметаллы.

Роль галогенов
Необходимы, опасны
Стимулируют, прекращают, обеззараживают
Важные для организма, биологически значимы
Интересные элементы.
Металлы
Металл
Блестящий, электропроводный
Восстанавливает, плавится, коррозирует
Широко используется в промышленности
Химический элемент

1. Соединения галогенов
Бесцветные, токсичные
Растворяются, образуют, диссоциируют
Образуют множество соединений
Галогеноводороды.
2. Соединения галогенов
Бесцветные, токсичные
Растворяются, дымятся, образуют
Опасные и интересные вещества
Седьмая группа.

Алюминий
Распространенный, легкий
Взаимодействует,
Необходимый для
машиностроения
Металл

Строение вещества
Кристаллические решетки
Металлические, атомные
Разрушаются, состоят
Основа многих веществ
Каркас


Железо
Серебристо- белый, ковкий
Реагирует, притягивается, используется
Основа чугуна и стали
Сплавы
Коррозиеустойчивы, твердые
Широко применяются, обрабатываются
Чаще используются, чем металлы
Материал
Атом
Маленький, нейтральный
Состоит, взаимодействует, превращается
Химическая единица
Частица

Классы неорганических веществ
Кислоты
Опасные, водородсодержащие
Окисляют, разрушают, реагируют
Изменяют цвет индикатора
Вещества
Оксиды
Бинарные, разные
Образуются, замещаются
Аметист, хрусталь и др. камни
Соединения
Соли
Бесцветные, тугоплавкие
Растворяются, взаимодействуют,
Разлагаются
«Хлеб да соль»
Сложное вещество

Основания
Растворимые, нерастворимые
Образуются, обмениваются, выпадают
Щелочи растворятся в воде
Гидроксиды

Периодическая система
Гениальная, научная
Содержатся, определяют, возрастают
В основе Периодический закон
Таблица

Приложение №4. Результаты и анализ результатов письменных работ.
Таблица №1. Результаты самостоятельной работы №1.
№ п/п Класс Кол-во уч-ся «5» «4» «3» «2» Кач, % Усп,% Сред.балл1 9а 22 2 8 11 1 45 95 3,5
2 9в 24 2 10 12 0 50 100 3,6
Таблица №2. Результаты контрольной работы №1.
№ п/п Класс Кол-во уч-ся «5» «4» «3» «2» Кач, % Усп,% Сред.балл1 9а 23 0 9 13 1 40 96 3,3
2 9в 25 3 12 10 1 60 97 3,8
Таблица №2. Результаты контрольной работы №2.
№ п/п Класс Кол-во уч-ся «5» «4» «3» «2» Кач, % Усп,% Сред.балл1 9а 22 1 9 10 2 45 93 3,4
2 9в 23 2 11 10 0 57 100 3,7
Таблица №4. Сводная таблица результатов контрольных работ.
Класс Самостоятельная работа №1 Контрольная работа №1 Контрольная работа №2
Кач. % Успев. % Кач. % Успев. % Кач. % Успев. %
9а 45 95 40 96 45 93
9в 50 100 60 97 57 100