Презентация логопедии Основы логопедии


Хохлова Анастасия Владимировна Учитель – логопедКГУ СШ №7, города Аксу, 2016 год Основы логопедии Лекция 1 Логопедия является одним из разделов специальной педагогики Логопедия — это наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Термин происходит от греческих корней: - логос (слово)- пайдео (воспитываю, обучаю) и в переводе означает «воспитание правильной речи». Объект логопедии Человек(индивидуум), страдающий нарушением речи Предмет логопедии Нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности логопедия  Дошкольная  Школьная Подростков и взрослых Структура логопедии Цель логопедии Разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, предупреждения речевых расстройств Задачи логопедии Изучение речевых нарушений, их этиологии, механизмов, симптоматики и структуры; дифференциальная диагностика речевых нарушений (различение и сопоставление).Разработка методов диагностики речевых расстройств, их выявление у лиц разного возраста.3. Разработка и реализация системы коррекционной работы: принципов, дифференцированных методов и средств преодоления нарушений речи у детей, подростков и взрослых. 4. Научное обоснование и организация логопедической помощи; разработка и совершенствование методов предупреждения речевых нарушений. Аспекты логопедии Теоретический Практический Теоретический Изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический профилактикавыявлениеустранение речевых нарушений. Логопедическое воздействие Сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. Коррекция нарушений речи - это Исправление или ослабление симптоматики нарушений речиБытующие термины:устранение речевых нарушенийпреодоление речевых нарушений Коррекция речевого нарушения может быть полная и частичная Это определяетсямеханизмом и тяжестью речевого нарушениясроками возникновениявозрастом, в котором начата коррекционная работаадекватностью коррекционно-педагогического воздействия. Виды коррекции частичная полная Полная коррекция Речевое нарушение преодолевается полностью, речь нормализуется в соответствии с возрастной нормой Частичная коррекция Снижение тяжести речевого нарушения Преодоление речевого нарушения Процесс коррекционного обучения правильной речи (с использованием специальных приемов надстройки недостающих или перестройки имеющихся неправильных навыков речи) и воспитания личности человека с нарушенной речью (с использованием специальных приемов перестройки его личностных качеств и социального поведения). Компенсация Сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма путем использования сохранных или перестройке частично нарушенных функций. Связь логопедии с другими науками Внутрисистемные связи логопедии Межсистемные связи логопедии Внутрисистемные связи логопедии с педагогикойс сурдопедагогикой с тифлопедагогикойс олигофренопедагогикойс методиками обучения родному языку, математикес логопедической ритмикойс общей и специальной психологией, психодиагностикой Связь логопедии с общей и специальной психологией, психодиагностикой позволяет дифференцировать различные формы речевых расстройствотграничивать речевые нарушения от нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими расстройствамивидеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом установить контакт с детьми разного возраставыбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы проводить более эффективную логопедическую работу. Межсистемные связи логопедии С медико-биологическими науками:Анатомией ортодонтией Физиологией педиатриейНейрофизиологией психопатологиейОториноларингологией невропатологией Связь логопедии с науками медико-биологического цикла позволяет определить этиологию нарушенийправильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием разграничить первичные, связанные с поражением центральной нервной системы, и вторичные нарушения психической деятельности в связи с речевым дефектомвыбрать профиль специального учреждениявыбрать наиболее оптимальные методы коррекции, обучения и воспитания ребенка и предупредить аномальное развитие его личности Межсистемные связи логопедии С лингвистическими наукамисовременный русский языкпсихолингвистика Связь логопедии с лингвистическими науками и психолингвистикой обеспечивает Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия. Естественнонаучные психофизиологические основы логопедии учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей (И.П.Павлов) учение П.К.Анохина о функциональных системах учение о динамической локализации психических функций (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.Р.Лурия)современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова) Проводящий отдел:пирамидная системаэкстрапирамидная система Периферический отдел (речевой аппарат):артикуляционный отдел (подвижные и неподвижные органы речи)голосообразующий отдел (гортань с голосовыми складками)дыхательный отдел (легкие, бронхи, трахея) Речевая функциональная система Центральный отдел: кора левого (лингвистические средства речевой коммуникации) и правого (экстралингвистические средства речевой коммуникации) полушарий Общедидактические закономерности, отражающие развивающий и воспитывающий характер коррекционно-речевого обучения детей-логопатов о закономерностях естественного развития детской речи; о сохранных сторонах правильной речи у ребенка-логопата;об актуальном уровне и зоне ближайшего развития его речи, мышления и моторики;о последовательном наращивании навыков правильной речи; о формировании личностных качеств в процессе коррекционно-речевого обучения. Дидактические принципы логопедии Основные положения, в которых находят свое конкретное выражение дидактические закономерности обученияПринцип научности Принцип индивидуального подхода обходном коррекционно-педагогического пути (по Л.С.Выготскому)Принцип сознательности и активностиПринцип наглядности в обученииПринцип прочности результатов в обучении Методы логопедии как науки Организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.Эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных). Количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением компьютера. Интерпретационные методы: способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.). Специальные методы устранения отдельных видов нарушений речи ПедагогическиеМетоды, применяемые при обучении ребенка правильному произношению звуков, развитии фонематического слуха, формировании лексических и грамматических средств языка, развитии связного высказывания МедицинскиеМогут пользоваться только врачи-специалистыоперирование протезированиеисправление челюстей и регуляция зубовмедикаментозное лечениефизиотерапия и психотерапия. «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».УИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬ Успехов в работе!