Статья Использование элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке биологии.


А.Е.Савина,
учитель биологии
МБОУ «Конёвская школа», с. Конёво.
«Использование элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии».
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить».
А. Дистерверг.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, умениями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Задача школы научить учащихся правильно ориентироваться в информационном пространстве находить нужное, уметь правильно использовать материал для решения различных задач. Но в первую очередь научить детей самостоятельной работе с книгой. Жаль, что книга, библиотека стали для большинства школьников архаичными понятиями. Именно поэтому мы ежедневно сталкиваемся с учениками, не умеющими бегло и тем более осмысленно читать учебный текст даже в старших классах.
Чтобы преодолеть эту проблему, нужно создать особую мотивацию и доступные средства достижения цели, то есть важнейшие условия для любой эффективной деятельности. В этом и поможет учителю выработка универсальных учебных действий на уроках биологии, где от ученика требуется и постановка самой задачи, и проектирование, и оценка опыта, и рефлексия, и контроль эффективности собственных действий. Словом, не усваивается готовое знание, а прослеживаются условия его происхождения. Такое изменение цели требует особых способов реализации образовательного процесса, одним из которых являются современные технологии преподавания предмета. Одной из таких является технология РКМЧП или РКМ, образовательная технология развития критического мышления через чтение и письмо.
С этой технологией я познакомилась совершенно случайно, листая старые номера журналов «Биология в школе» за 2004год, которые мне в дар передала моя коллега, уходя на пенсию. Спустя пару лет я вновь услышала об этой технологии на курсах повышения квалификации. И стало ясно: все новое-это хорошо забытое старое. В этой технологии меня заинтересовала ее специфика и множество интересных приемов, которые, на мой взгляд, активизируют познавательный процесс у школьников, учат решать проблемы и отвечать на вопросы, которые возникают из их собственных интересов и потребностей. А чтобы ответить на вопросы и решить проблему, необходимо прочесть и осмыслить прочитанное, что в значительной степени способствует развитию учебных умений и творческой активности учащихся.
В практике российских педагогов она появилась сравнительно недавно. Разработчиками технологии являются американские ученые-педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл.
Основное преимущество технологии РКМ состоит в том, что она развивает навыки критического анализа, которые становятся важными характеристиками современного выпускника школы, студента, специалиста.
Раскрывая особенности технологии РКМ, Е. О. Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:
-оно содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
-предполагает смену ролевых позиций учащихся;
-настраивает на доверие участников группы друг к другу;
-выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.)
В результате, такое мышление характеризуется, как: продуктивное, самостоятельное, ответственное, аргументированное, многогранное, индивидуальное и социальное. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя.
При планировании урока с применением этой технологии необходимо учитывать, что она базируется на модели, состоящей из трёх стадий: вызов, осмысление (осмысление содержания), рефлексия (размышление).
На стадии вызова школьники вспоминают всё, что знали по теме урока, определяют для себя уровень своих знаний, к которому могут быть добавлены новые, то есть происходит актуализация субъективного опыта учащихся.
На этапе осмысления учащиеся вступают в контакт с новой информацией через чтение текста, прослушивание голоса диктора, изучение схемы, выполнение лабораторной работы. Именно на стадии реализации смысла идет работа непосредственно с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом.
Во время рефлексии осуществляется возвращение к ключевому вопросу урока: организуется ситуация общения, обмена мнениями. На этом этапе школьники закрепляют новые знания, активно перестраивают  свои представления, чтобы включить в них новые понятия, выражают новую информацию своими словами, делают выводы о том, что они узнали на уроке, чему научились.
Отличительная черта технологии РКМЧП состоит в том, что в ней существуют специальные стратегии, то есть способы и приемы достижения необходимых результатов обучения. Таких стратегий разработано множество, опишу лишь те, которые применяю на своих уроках.
Стратегия «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ). Обучающиеся чертят в тетради таблицу, в которой три графы: 1-знаю; 2-хочу знать; 3-узнал. Таблица заполняется по ходу урока. Ее цель-развитие рефлексивности в процессе познания. Например, в 6 классе на теме «Дыхание растений» учащиеся записывают и озвучивают то, что они уже знают по этой теме и что хотят узнать. А в конце урока при рефлексии говорят и записывают то новое, что узнали на уроке.
Знаю Хочу узнать Узнал
Дыхание-свойство живых организмов.
При дыхании поглощается кислород, выделяется углекислый газ. Как дышат растения?
Зачем нужен кислород?
Чем связаны процессы горения и дыхания? Растения дышат с помощью устьиц и чечевичек.
Кислород нужен для разрушения сложных в-в на простые и выделение энергии для организма.
И тот и другой процесс протекают при участии кислорода с выделением энергии.
Стратегия «Верите ли вы?» Цель состоит в формировании умения критически оценивать результат деятельности. Сначала обучающиеся составляют таблицу (число колонок соответствует числу вопросов). Такая же таблица рисуется на доске. Учитель задает вопросы, а школьники дают однозначные ответы: «да», «нет». После индивидуального заполнения таблицы обучающимися педагог предлагает правильный вариант ответов на доске. Ребята сопоставляют ответы. Либо работа продолжается на фазе рефлексии при проверке или самопроверке результатов в ходе урока.
1 2 3 4 5 6
Например, в 8 классе по теме «Пищеварение в ротовой полости» учитель задает такие вопросы:
Верите ли вы, что вкусовое осознание пищи происходит в коре больших полушарий головного мозга?
Верите ли вы, что на пищу разного состава выделяется слюна, соответствующая этому составу?
Верите ли вы, что самое плотное вещество зуба - это эмаль.
Верите ли вы, что у детей 20 молочных зубов?
Верите ли вы, что остатки пищи на зубах вызывают образование зубного камня?
Верите ли вы, что леденцы и орехи укрепляют зубную эмаль?
Своеобразная вариация предыдущей стратегии является стратегия «Знаете ли вы, что…» Она тоже применяется на стадии вызова и позволяет настроить учащихся на работу, заинтересовав их темой. Пример рассмотрим на теме «Пищеварение»,8 класс.
Знаете ли вы, что:
Длина человеческого пищеварительного тракта составляет около 10 метров, а та часть ЖКТ, в которой извлекаются полезные вещества, достигает 7 метров.
Если разгладить каждую складку тонкой кишки, то площадь ее поверхности составит примерно 250 кв.м.
Если учесть все бактерии и микроорганизмы, живущие в кишечнике человека, то их масса составит примерно 2,5 кг.
Объем пустого желудка составляет пол литра, а после принятия еды желудок может растянуться до 1 литра.
Каждый день на переваривание еды организм тратит около 10% всей энергии. Большая ее часть идет на переваривания алкоголя и белков.
В толстую кишку каждый день попадает примерно 8 литров жидкости, но из нее выходит около 100 грамм. Жидкость – это вода, соли, желчь и слизь.
Когда человек только думает о еде, у него начинает вырабатываться слюна. За день организм вырабатывает 1,7 литров слюны.
Печень выполняет больше 500 функций, которые очень важны для организма. Нужно следить за состоянием печени, потому что при расстройствах в организме она реагирует первой.
На фазе вызова и осмысления может применяться и одна из самых известных стратегий -«кластер». Эта стратегия развивает умения систематизировать информацию, выделять смысловые единицы текста и графически оформлять их в определенном порядке. Кластер рисуется по принципу солнечной системы: звезды, планеты, спутники. Примером может послужить тема «Размножение» в 9-10 классах.
Формы размножения живых организмов в природе

Партеногенез


Раздельнополые

Половое
Обоеполые
(гермафродиты:и яичники и семенники в одном организме)
Жен. особи Муж. особи
Яичники Семенники
Яйцеклетки Сперматозоиды
Размножение


Бесполое
Клонирование
Вегетативное Спорами Почкование Деление Фрагментами
размножение надвое тела
усы клубни черенки корневища луковицы
Своеобразным кластером, имеющим только одну – центральную – гроздь, является и стратегия «концептуальное колесо». Ее удобно использовать на многих темах по биологии, например, в 9 классе на теме «Реализация наследственной информации в клетке».
Миозин Актин ПероксидазаГемоглобин

Вещество - ?Функции - ?
Инсулин Глобулин Гистоны, липопротеиныСтадия вызова осуществляется при помощи стратегии «ключевые слова». Цель стратегии - развить умение выделять главное в известной информации и прогнозировать сведения, если тема не известна. Например, в 7 классе по теме «Факторы среды и их влияние на биоценозы» можно выписать на доску ключевые слова и попросить ребят пояснить знакомые из них, выяснить, каким образом можно связать их с незнакомыми понятиями. Ключевые слова: Среда обитания; Вода; Почва; Организм; Наземно – воздушная; Экология; Экологические факторы; Абиотические факторы; Биотические факторы; Антропогенные факторы.
Стратегия «ИНСЕРТ» работает на фазе реализации (осмысления) содержания. Она обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение. Цель ее – развивать умение осознавать свой путь движения от «старого» к «новому». Стратегия представляет собой маркировку текста при его прочтении и предполагает, что фрагменты текста, его абзацы, относятся в процессе чтения к определенным категориям. Объясним значки: «Поставьте «5» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете. Поставьте «!» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым. Поставьте «!?» на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали. Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. Работа с такой таблицей заключается в том, что сведения из текста тезисно заносятся в таблицу. Заключительным шагом в применении стратегии является парное, групповое и фронтальное обсуждение категорий таблицы.
«5»
Знаю «!»
Это новое «!?»
Не знаю, сомневаюсь «?»
Непонятно!
Стратегия «Фишбоун» представляет собой схему, в которой изученная информация систематизируется и конкретизируется. Основой схемы является рыбий скелет. Например, при изучении эволюции кровеносной системы в 7 классе, мы рассуждаем так: в голове скелета – проблема, которая рассматривается на уроке. (По какому пути идет эволюция кровеносной системы у животных?). На верхних косточках отмечается строение кровеносной системы; на нижних косточках животные, которые ее имеют, в хвосте - решение проблемы, т.е. ответ на вопрос.

Отмечу еще одну стратегию, которая называется «Тонкие» и «толстые» вопросы». Цель ее – обучить школьников грамотно задавать вопросы и осознавать уровень их сложности. Так же можно предложить учащимся на выбор готовые вопросы разной степени сложности. Например, в 6 классе на теме «Минеральное питание растений» можно предложить следующие вопросы:
«Тонкие» вопросы:
Какие функции выполняет корень?
Что такое корневой волосок?
Какие вещества необходимы для минерального питания растения?
Какие виды удобрений вы знаете?
«Толстые» вопросы:
Что такое корневое давление?
Почему растения не рекомендуется поливать холодной водой?
С чем связаны особенности строения клетки корневого волоска?
Правильно ли поступают люди, убирая осенью опавшую листву с газонов в скверах и парках населенных пунктов?
Как было сказано выше, фаза рефлексии – это «итоги и перспективы». Наиболее уместная здесь стратегия – синквейн. Цель синквейна – развитие умения выражать собственное отношение к изученному явлению, объекту. Эта стратегия творческая, потому что синквейн означает стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях и состоит всего из пяти строк. Например, в 9,11 классах на теме «Эволюция» может иметь место такой синквейн:
«Эволюция»
Процесс.
Необратимый, естественный.
Развивает, изменяет, приспосабливает.
Мутации – основа для эволюции.
Развитие.
Думаю, что даже столь небольшое число описанных стратегий развития критического мышления вполне достаточно, чтобы составить представление об особенностях этой технологии. Применяя приемы из этой технологии, уроки становятся интересными, познавательными, разнообразными и интеллектуальными. Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно читают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают или расширяют знания, идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Литература:
Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб.-метод. пособие. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009.-58с.
Бурцева О. Ю. Учим ли мы наших детей учиться? - Биология в школе: науч. –теор. и метод. журнал. – Москва, №1, 2003.-64с.
Лернер Г. И. Учебная литература как средство формирования интеллектуальных умений. ? - Биология в школе: науч. –теор. и метод. журнал. – Москва, №1, 2003.-64с.
Русских Г. А. Технология развития критического мышления: проектирование адаптивной образовательной среды средствами критического мышления.- Биология в школе: науч. –теор. и метод. журнал. – Москва, №2, 2004.-80с.