Проверочная работа для итоговой диагностики метапредметных (познавательных) результатов в 5 классе


Проверочная работа для итоговой диагностики метапредметныхрезультатов обучения (познавательных умений) в 5 классах
Диагностическая работа проводится с целью определения у учащихся 5 классов уровня сформированности метапредметных результатов обучения в части познавательных универсальных учебных действий.
Работа выполняется в течение 45 минут.
Контролируемые универсальные учебные действия
Задание Познавательные умения
7 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов
3,6 находить в тексте требуемую информацию
1,2 ориентироваться в содержании текста
8 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения
4,9 выделять явление из общего ряда других явлений
10 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
5 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство
Работа состоит из 10 заданий.
Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 19 баллов.
Проверочная работа для итоговой диагностики метапредметныхрезультатов обучения (познавательных умений) в 5 классах
Прочитай текст и выполни задания.
На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. Настя за воротами ожидала пастуха. Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. Трофим, проходя перед Настей, отдал ей маленькие пёстрые лапти и получил от неё полтину в награждение. Лиза тихонько нарядилась крестьянкою, шёпотом дала Насте свои наставления касательно мисс Жаксон, вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле.
Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весёлостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея. Сердце её сильно билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть.
(А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»)
Какое время суток описывается в тексте? Докажи, приведя в качестве примера фразы и слова из текста (не менее 3-х).
Почему Лиза «не шла, а летела»?
Потому что за воротами её ждал пастух.
Боялась, что опоздает на встречу.
Боялась, что встретит кого-нибудь из знакомых.
Боялась, что Настя всё расскажет мисс Жаксон.
Почему сердце Лизы наполнялось «младенческой весёлостию»?
Потому что пели птицы.
Потому что она ждала встречи с Алексеем.
Потому что она была совсем еще ребенком.
Потому что она «нарядилась крестьянкою».
Найди лишнее слово. Объясни, почему ты так решил.
Весёлостию, крестьянкою, маленькою.
Ученику 5 класса предложили распределить слова в 3 столбика. Он выполнил это так.
? ? ?
роса пастух шёпотом
заря наполняли ещё
нарядилась рожок
потянулось По какому признаку ученик распределил слова? Все ли правильно он сделал?
В тексте тебе встретились слова, которые сегодня редко употребляются в речи. Найди их и соотнеси с соответствующим значением в таблице.
Духовой музыкальный инструмент в виде трубки с расширяющимся концом. 
Низкая обувь, распространённая на Руси в старину и бывшая в широком употреблении в сельской местности, сплетённая из древесного лыкаРусская монета достоинством в половину рубля 
Лицо, занимающее должность при царском дворе, придворныйВспомни, какие части речи ты изучал на уроках русского языка. Заполни схему классификации частей речи, записав названия частей речи. Найди в тексте слова, соответствующие этим частям речи.

Часть речи - _______________________, пример ______________________
Часть речи - _______________________, пример ______________________
Часть речи - _______________________, пример ______________________
Часть речи - _______________________, пример ______________________
Найди из перечисленных слов такое, которое соответствует схеме: ͡ ˄ □. Запишите его.
Воротами, ожидала, побежала, золотые, ветерок.
Прочитай фрагмент словарной статьи о слове рубеж.
Рубеж, -а, м
То же, что граница. Естественный рубеж. За рубежом.
Участок или полоса местности, удобные или оборудованные для ведения боевых действий. На укрепленных рубежах. Выйти на новые рубежи.
Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению.
Можешь ли ты по прочитанному отрывку предположить, почему А.С. Пушкин назвал свою повесть «Барышня-крестьянка»?
Система оценивания результатов выполнения заданий диагностической работыОтветы на задания 2, 3, 6, 8, 9
№ задания Ответ
2 3
3 2
6 1-Рожок, 2-лапти, 3- полтина, 4- царедворец
8 ветерок
9 1
Критерии оценивания ответов на задания 1,4,5,7,10
Задание 1
ни свет ни заря, заря сияла на востоке, проснулась, дом еще спал, утренняя свежесть
Критерии оценивания Баллы
Учащийся верно определил, какое время суток описывается в тексте и привел не менее трёх примеров из текста. 3
Учащийся верно определил, какое время суток описывается в тексте, но привел менее трёх примеров из текста. 2
Учащийся верно определил, какое время суток описывается в тексте, но не привел ни одного примеров из текста. 1
Учащийся не определил, какое время суток описывается в тексте и не привел ни одного примеров из текста. 0
Задание 4
маленькою - это прилагательное, а слова весёлостию, крестьянкою – существительные
Критерии оценивания Баллы
Учащийся нашёл лишнее слово и верно объяснил, почему он так считает. 2
Учащийся нашёл лишнее слово, но не объяснил, почему он так считает. 1
Учащийся не нашёл лишнее слово и не объяснил, почему он так считает. 0
Задание 5
Ученик распределил слова по такому признаку: 1 столбик – слова с чередующимися гласными в корне; 2 столбик – слова с проверяемыми гласными в корне; 3 столбик - слова с о-ё после шипящих. Ученик допустил ошибку в 1 столбике. В слове роса проверяемая гласная в корне роса-рОсыКритерии оценивания Баллы
Верно определено, по какому признаку ученик распределил слова по столбикам и какую ошибку он допустил. 2
Верно определено, по какому признаку ученик распределил слова по столбикам, но ошибка не найдена, или
Верно определено, какую ошибку допустил ученик, но не определено, по какому признаку ученик распределил слова по столбикам 1
Не определено, по какому признаку ученик распределил слова по столбикам и какую ошибку он допустил. 0
Задание 7
Критерии оценивания Баллы
Учащийся вспомнил не менее четырех частей речи и привел примеры из текста. 2
Учащийся вспомнил менее четырех частей речи и привел примеры из текста или
Учащийся вспомнил не менее четырех частей речи, но не смог привести все примеры из текста. 1
Учащийся вспомнил менее четырех частей речи и не смог привести примеры из текста. 0
Задание 10
Критерии оценивания Баллы
Учащийся смог предположить, почему автор дал своей повести такое название, и объяснил. 2
Учащийся смог предположить, почему автор дал своей повести такое название, но не объяснил. 1
Учащийся не смог предположить, почему автор дал своей повести такое название. 0