Изучение словарных слов методом ассоциаций с применением ИКТ.


 
Изучение словарных слов методом ассоциаций с применением ИКТ.
Одна из серьёзных проблем начальной школы – безошибочное написание словарных слов.   Много лет учителя говорят своим ученикам: «Запомните, как пишется это слово…». Из года в год пишут с детьми словарные диктанты, и каждый день задают себе один и тот же вопрос: «Неужели так трудно запомнить эти слова?» Оказывается - да! Ведь никто не разъясняет детям, как именно надо их запоминать.
Что только не пробуют учителя в работе над словарными словами: заводят словарики, рисуют картинки, сочиняют рифмы, объясняют значение слова с этимологической точки зрения, подбирают синонимы и антонимы, составляют словосочетания и предложения, придумывают ребусы, заучивают слова всевозможными группами… Всего не перечислишь. Как только ученики не стараются запомнить написание слов с непроверяемыми буквами, на деле оказывается, что проходит некоторое время, и вновь забывается правописание слов с непроверяемым написанием. Нерешенная в начальной школе проблема превращается в тяжкий груз, тащить который потом приходится до окончания школы.
Один из действенных методов, дающий прекрасные результаты, – это метод ассоциативного запоминания словарных слов. Идея подбора ассоциаций возникла с опытом, может, даже и от безысходности: БЕРЁЗА –белая, ЛИМОН –кислый, ДЕКАБРЬ –снежный … С этого всё и началось. Теперь безударную гласную запоминаем по ассоциативному слову, орфография которого не вызывает сомнения, так как находится под ударением. Суть этого метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Удачно подобранное слово-ассоциация становится  «проверочным»  для трудного и непроверяемого словарного слова. И хоть оно и не является однокоренным родственником словарному слову, но выделить и запомнить в нём  нужную орфограмму ребёнку очень помогает.
Ассоциативный образ подбирается так, чтобы он был связан со словарным словом каким-то общим признаком: цветом, формой, действием, материалом, количеством, звучанием, назначением, местом расположения, противоположностью и т.д. Ассоциативное проверочное слово должно иметь в своём написании не вызывающую сомнения (т.е. находящуюся в сильной позиции) букву, которая является сомнительной в словарном слове. Для лучшего зрительного восприятия рекомендуется объединить словарное слово  с его ассоциативным образом путём пересечения этих слов через сомнительную орфограмму (по типу кроссворда). Связь между такими словами может усилить ребус или рифма: веселый стишок, загадка. Рифмовки создадут ребёнку положительный настрой, процесс запоминания будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.
Стихи и загадки подбираются по созвучию изучаемой орфограмме, сомнительная буква звучит под ударением во многих словах рифмовок, что также подсознательно улучшает процесс запоминания словарного слова.
Первое время сама искала загадки, стишки, что-то приходилось сочинять, редактировать тексты стихов и загадок, чтоб как можно чаще в тексте встретилось слово-ассоциация. Позже сами дети подключились к этой работе. Закипела исследовательская деятельность. Если раньше первое знакомство с новым словарным словом проходило в классе, то теперь это стало творческим исследовательским домашним заданием. К нам с интересом подключились и родители, и старшие братья и сёстры.
Готовясь к введению нового словарного слова на уроке, подбираю к нему ассоциативные слова. Иногда детские идеи кажутся интереснее. Например, к слову ЗАВТРАК мы подобрали несколько слов-ассоциаций: чай, масло, каша, какао, вафли. Совсем не обязательно, чтоб дети запоминали единственную ассоциацию: каждый запоминает ту, которую он считает лучшей, что ему ближе. Например, к слову МАШИНА мальчики подобрали такие ассоциации – гараж, гайка, а девочки – мама, папа.
Раньше эту работу мы оформляли на листах и хранили в папке. Теперь с внедрением ИКТ наши возможности расширились. Порой дети сами дома создают слайды с ассоциативными образами. Теперь вместе с детьми радуемся нашим успехам. Результаты подтвердили мои надежды: метод подбора ассоциаций при изучении словарных слов – это правильный шаг в изучении словарных слов.
В данной работе размещены готовые, отработанные материалы, количество слайдов постоянно увеличивается, порой меняется и их содержание. Предлагаемый вашему вниманию электронный оригинальный обучающий орфографический словарик-тренажёр  иллюстрирует этот замечательный метод запоминания написания трудных слов – метод ярких ассоциаций. Хочется верить, что теперь словарные слова «подружатся» с нашими детьми.  
Работа по составлению ассоциативного орфографического словарика в электронном виде продолжается. Пробуйте, положительные результаты обязательно будут!