«Развитие навыков умений запоминания словарных слов»


«Развитие навыков умений запоминания словарных слов»
Ни для кого не секрет, что русский язык содержит огромное количество слов, которые требуют от детей особого внимания и запоминания. Несмотря на многочисленные нововведения в системе образования, развитие фактической грамотности все еще остается актуальнейшей проблемой для учителей.
Цели: важно развить: способность создавать внутренние образы буквенных выражений слов (например, представлять, как данное слово написано на стекле или на школьной доске цветным мелом);
способность подключать творческое восприятие для создания предметного образа, связанного со значением слова (например, для слова «помидор» создается «красочный образ» реального помидора);
способность связывать фрагмент слова, который требует особой орфографической зоркости, с предметным образом слова (например, для запоминания правильного написания слова «помидор» нарисовать картинку, в которой помидор будет вписан в букву «О»);
умение объединять различные слова в смысловые блоки (по 7-9 слов) и создавать целостную картинку.
Необходимо учитывать основные запоминания:
образ должен редко встречаться;
важно периодически возвращаться к правильному написанию слов;
актуальность (все запоминаемое должно быть постоянно востребовано жизненной ситуацией, а не только учебной задачей).
Принципы: модель работы над словарными словами строится на следующих принципах:
Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка.
Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо вооружить их способами и стратегиями познания.
В процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы (семантику), которыми пользуется конкретный ученик для осмысления и применения знаний.
Представление любой информации должно предусматривать как можно больше способов ее переработки учеником. Особенно это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую) и операций логического мышления (индукции, дедукции и традукции).
Логика построения учебного предмета должна прежде всего исходить из закономерностей и особенностей восприятия ребенка, и лишь затем согласовываться с логикой построения конкретной области знания.
Этапы работы по развитию грамотности:
Развитие способности к созданию внутренних визуальных образов слов.
Работа с семантическими образами слов.
Написание сочинений с использованием тематического блока слов (постоянное применение знаний).
Корректирующий словарный диктант (через несколько дней).
Проверочный словарный диктант, отсроченный во времени (через 3 месяца, полгода).
Итоговый диктант в конце изученного блока слов.
Я предлагаю родителям, заинтересованным в качестве обучения детей, включиться в совместный педагогический процесс и поиграть с ребенком в различные игры, направленные на развитие творческого воображения.
Для развития орфографически грамотного чтения попробуйте при чтении с ребенком любимой книги сделать следующее
1.После прочтения каждого предложения делайте паузу и выделяйте слова, которые являются незнакомыми с точки зрения их написания.
Попросите ребенка представить буквенный образ слова, мысленно выделить цветом наиболее важные с точки зрения правильности написания фрагменты.
Предложите ребенку мысленно вписать предметный образ в тот фрагмент, который необходимо помнить при написании.
Если вы проделаете предлагаемую серию упражнений 7—8 раз, ребенок будет стараться действовать подобным образом с любыми трудными словами. Он привыкнет контролировать написание слов (сверяя написанное с тем, что изображено на карточках), процедура проверки написанного станет автоматической и затем распространится на другие учебные ситуации (например, написание школьного диктанта или сочинения). Таким образом, ваши дети привыкнут скрупулезно выделять в словах фрагменты, требующие особой орфографической зоркости, каждый раз тщательно проверяя написанное; разовьют самоконтроль. Невнимательность, которую ученики нередко проявляют при проверке написанного, чаще всего связана с тем, что дети не знают, куда смотреть. Они просто скользят взглядом по предложениям и сравнивают написанное с внутренним речевым проговаривавшем, что почти всегда приводит к появлению ошибок, так как произношение слова и его написание различны.
Требования к работе с сенсорно-смысловым (семантическим) образом:
образ должен быть создан ребенком самостоятельно, при наличии на начальном этапе образцов, созданных другими школьниками или учителями, в качестве примеров;
образ необходимо тесно связать с предметным содержанием;
образ должен однозначно отражать запоминание наиболее сложных фрагментов предметного содержания;
образ должен иметь особый личностный смысл: по возможности он должен быть связан с индивидуальными переживаниями, эмоциями, событиями, нетрадиционным пониманием конкретного содержания;
образ должен быть простым в плане воспроизведения, красочным и вызывать положительные эмоции;
образ должен быть запоминающимся (для этого он должен быть исполнен в специфической форме).
Требования к универсальным образам словарных слов:
семантический образ должен быть связан именно с лексическим значением данного слова;
в семантическом образе слова трудность написания должна быть особо визуально отмечена так, чтобы ребенок мог легко и однозначно вспомнить визуальное кодирование;
семантический образ должен быть необычным, чтобы обеспечить избирательность запоминания; уникальность употребления картинки-образа может достигаться цветовым кодированием или изображением детали, подчеркивающей особое эмоциональное настроение (например, для написания слова корова может использоваться образ веселой коровы, у которой смешные очки в виде -ОрО-).
Использование детьми на уроках фломастеров или цветных ручек, как известно, улучшает работу памяти, а создание рисунков ведет к ликвидации разрыва между буквенным обозначением слова и его смысловым образом. Это не только увеличивает продуктивность запоминания, но и облегчает восприятие предметного содержания, повышает эффективность процесса мышления и, конечно же, делает познавательную деятельность творческой и субъектно-личностной.
Работая на уроках я предлагаю ребятам внимательно посмотреть на картинку со словом, потом закрыть глаза, представить себе ее — и надолго запомнить, как это слово пишется.
-Представим, что мы помогаем маме на кухне. Будем накрывать праздничный обед.
-23495-1102995
-К обеду поставим красивую посуду.
lefttop
-И пойдем в огород

- соберем на грядках овощи

-Мы знаем много полезных для нашего здоровья овощей :это-
152019199390
574040175260
735330107950
-А еще и в саду растет много вкусных фруктов, ягод.
Также можно организовать работу с группой слов по принципу непроверяемой гласной «а».


Слова с «о»



Конечно, слов в словаре немного. Но мы можем его дополнить.
Это легко:
представь себе слово, которое нужно запомнить;
выдели в нем наиболее сложный фрагмент;
придумай образ слова;
свяжи выделенный фрагмент с образом.
И обязательно рисуй картинки слов! Используй всю свою фантазию. Картинки слов должны быть цветными. Рисуй как можно больше картинок слов, пользуясь такими примерами. Помни, что это своего рода творчество.
Непременно научись правильно проверять написание слов.
Например, так:
выбери 7—9 карточек с нарисованными словами;
внимательно рассмотри картинки;
отложи картинки и напиши слова по памяти;
проверь написание каждого слова, внимательно сравнивая его с карточкой; если нужно, внеси исправления;
повтори это упражнение несколько раз.
Чтобы научиться мысленно представлять слова, поиграй со своим другом или родителями в следующую игру.
Формируя навыки умения запоминать словарные слова, я развиваю качества, требуемые к ученику стандартами нового поколения.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
искать, получать и использовать информацию
читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать
её, соотносить с имеющимися знаниями, опытом;
структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение ;участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач, умело пользоваться средствами языка;
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ учебные действия
стремление к соблюдению морально-этических норм, к пониманию других людей, к проявлению добра и уважения к ним; осознание ответственности за себя, за свои действия;
эстетические чувства, в том числе чувство точного, яркого слова; стремление к аккуратному, красивому письму.