Выступление по темеРазвитие креативных способностей учащихся на уроках географии и экономики

Толстова Ирина Николаевна,
учитель географии и экономики МОАУ
СОШ № 30 г, Кирова

Формирование креативного мышления учащихся в обучении географии на основе развития УУД.

Изменения в образовании обусловлены переходом современной цивилизации на новую ступень культурного развития от индустриальной к постиндустриальной культуре, которую еще называют креативной, исходя из того ,что творчество становится индивидуальной, социальной и производственной ценностью. В связи с этим возникает необходимость проектировать такую образовательную среду, в которой бы максимально полно проявились способности ученика. Но не только те, которые могут понадобиться при изучении предмета, а вообще все- исследовательские, творческие, коммуникативные и т.д.. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, которая характеризуется высокой познавательной активностью, способностью создавать собственный опыт и преобразовывать общество, стремящийся к самореализации и умеющий брать ответственность на себя.
Однако современная система образования работает в прежнем режиме инструктивной модели( концентрированное географическое образование, ЕГЭ как принцип «единственности» и «универсальности» и т.д.).Исходя из этого возникает вопрос: каким образом учитель современной массовой школы и процесс обучения может эффективно содействовать развитию творческих способностей учащихся? В связи с этим цель моего исследования- выяснить, в какой образовательной среде ученик уяснит принципиально новый смысл современного развития мира и сможет понять, как мир изменяется во времени и пространстве.
Создать такую среду помогают идеи личностно- ориентированного обучения(А.А .Бодалев, Е.В. Бондаревская ,И .С .Якиманская и др.) и развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности( И.П.Волков ,Г.С. Альтшуллер ,И.П.Иванов).
Главные принципы моей педагогической деятельности определяются возрастной физиологией и особенностями созревания психических функций учащихся.Это уважение и доверие к ученикам в сочетании с требовательностью; учет особенностей классов и психологической совместимостью учеников; опора на ЗУН и их дальнейшее развитие; оптимальный отбор учебного материала; рациональное использование современных технологий и опора на творчество.
Как отмечает В.И.Андреев, «целостная педагогическая система- это система, включающая в себя воспитание, образование, обучение, социализацию и творческое саморазвитие человека».Причем, каждая подсистема развивается в пространстве и во времени как относительно самостоятельная система взаимосвязей между целями, содержанием, организационными формами, методами, средствами, условиями и результатами педагогической деятельности учителя и соответствующей ей деятельности учащихся.
« Особенностью педагогических систем является их бинарность- взаимодействие воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, обучения и учения, развития и саморазвития. При этом взаимодействие выступает как главный педагогический механизм развития и саморазвития педагогических систем».(Андреев В.И.Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития, 2-е изд.Казань: Центр инновационных технологий ,2000).
Формированию взаимопонимания. развитию двусторонней связи учителя с учеником способствуют различные формы уроков: уроки- диспуты, уроки- конференции, уроки- викторины, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки защиты проектов, семинары, ролевые игры и т.д.Это формирует совместную деятельность учителя и ученика на творческом, партнерском уровне, межличностном общении, духовном единстве .Возрастает интеллектуальный потенциал учеников.
Становление учащегося как личности в процессе деятельности, когда реализуется потребность созидать самого себя и, как следствие, окружающий мир, задает необходимость в творческой деятельности.
Этому способствует проблематизация сложных жизненных ситуаций, не имеющих однозначного решения ( например ,на уроке экономики); выдвижение версий, гипотез и предположений по какому- либо событию; рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, принятие решений.
Важнейшими условиями, обеспечивающими осознание актуальности знаний, можно считать:
- применение предметных знаний для объяснения событий. явлений, наблюдаемых в реальной жизни.
-применение предметных знаний в нестандартных условиях, для разрешения проблем, возникших в межпредметных связях( литература, история, физика, обществознание, экономика),
-акцентирование внимания учеников на содержание применяемых логических операций,
-включение учеников в исследовательскую деятельность.
В среднем звене результативными являются творческие проекты, где ученики занимаются игровым моделированием.
Пример: В 7 классе, при изучении населения материков учащиеся готовят презентации традиций, быта, кухни народов, населяющих материк.
( представляют обряды коренного населения материка, предметы быта, национальные блюда, главным условием является собственное приготовление блюд).
Установлено, что возможность оптимального усвоения и использования учащимися предъявляемых извне знаний- понятийных обобщений и способов действия- зависит от того. Насколько в процессе его собственного мышления созданы внутренние условия для их освоения и использования, то есть зависит от сформированности внутренних мотивов познания у школьников.
Мною были изучены мотивы получения знаний и самовоспитания в 10б классе углубленного изучения экономики( 2011-2012 учебный год).Дана оценка уровня развития потребностно- мотивационной сферы учащихся, творческого потенциала .В результате выяснилось, что у учащихся явно заниженный уровень развития внутренней мотивации учения.
В образовании трудно рассчитывать на продуктивную творческую деятельность без выраженной потребности познания.У старшеклассников ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Мотивы, как побудительная сила деятельности и как её субъективная сторона придают деятельности учащихся по решению проблем целенаправленный характер. Они связывают воедино целевую, процессуальную и мотивационную стороны обучения, а их развитие является важнейшим условием повышения в нём активности и самостоятельности школьников.
Развитию творческого мышления учащихся способствует работа над созданием творческих проектов в мультимедийном исполнении или на бумажных носителях, видеоклипов. мультимедийных презентаций, плакатов, рисунков, буклетов .демонстрационных планшетов. экспозиционной части доклада , авторефератов .Например .презентация учащихся 11б класса «Дадим мусору вторую жизнь», которая используется при изучении темы «Экологические проблемы регионов России», «Глобальные экологические проблемы».
Большую роль играет внеклассная работа .Учащиеся принимают активное участие в различных творческих конкурсах, семинарах, конференциях, олимпиадах. Являются призерами и победителями.
В 14-16 лет подростки хотят утверждаться, у них возникает потребность найти себя, выделиться среди ровесников, определить уровень своих способностей и возможностей. Конференции, соревнования, олимпиады дают возможность проявить свои способности и самоутвердиться среди одноклассников. Для развития у школьников креативности необходимо научить их использовать усвоенные знания в новых условиях. Это может быть применение знаний в нестандартной ситуации, разнообразные творческие задания, которые в начале предлагает учитель, а затем сами учащиеся.На уроках географии я использую приёмы организации самостоятельной работы с учебной литературой. В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием типов заданий:
1.Работа с текстом учебника .Приведу примеры: при изучении темы «Регионы России»по тексту предлагается ученикам прочитать текст параграфа ,найти главную мысль и на выбор выполнить задание:
-составить план прочитанного ;
- заполнить таблицу
Проблемы региона
Причины возникновения проблем
Пути решения проблем





-составить схему в тетради «Взаимосвязь экономических и экологических проблем в регионе»;
-выполнить задания-упражнения «составить рекламу одного из предприятий региона»
-выделить противоречия между природным богатством региона и характером их использования. Результат работы 80% учащихся справляются с заданиями хорошо, у 10% возникают затруднения при работе с текстом, они не могут выделить смысловые блоки, 5-10% не всегда могут найти сведения для заполнения таблицы и схемы.
На уроках я осуществляю работу по учебнику с терминологией, цель которой является отработка навыков быстро находить термины, раскрывать их содержание. Такая работа дает возможность учащимся сознательно усвоить определение, понять логику его построения .Хорошие результаты дают географические диктанты. В практике часто использую приём организации самостоятельной работы по составлению вопросов разного уровня сложности .Вопросы проверяю в виде игры «Задай вопрос по цепочке». Такая работа требует сложной мыслительной деятельности школьников, она позволяет концентрировать внимание, основательно проработать содержание текста и поставить к нему вопросы. Большинство ребят справляются с вопросами 1 и 2 уровня сложности, а вот составить проблемные вопросы ребята затрудняются.
В последнее время часто использую видео-фрагменты, на основе которых предлагаю учащимся установить причины явлений природы и выделить последствия принятия решений .Так при изучении Северного Кавказа смотрели видео материал о строительстве Олимпийских объектов, о последствиях наводнения в Крымске .Материал позволяет актуализировать изучение темы.
Итак, при использовании различных видов самостоятельной работы повышается работоспособность детей, происходит развитие их творческих способностей .Считаю, что самостоятельная деятельность учащихся- это сильнейшее средство эффективного обучения. Она имеет психологическое обоснование: отвечает детской любознательности и стремлению, выраженному в словах «Я сам».Каждый учитель, осознающий свою социальную ответственность, должен стремиться работать творчески сам и развивать творчество учеников.

Рекомендуемая литература:
Кан-Калик В.А.Педагогическое творчество/Текст/В.А.Кан-Калик,Н.Д.Никандров.-М.:Просвещение,1990.
Эльконин, Б.Д .Психология развития/Текст/:учебное пособие для студ .высш .учеб. завед./Б.Д. Эльконин. -М.: Изд.центр «Академия»,2001.
Лосев ,А.Ф. Диалектика творческого акта/Текст/:краткий очерк/А.В.Лосев.-М,:Контекст,1982.