Обобщение опыта работы по темеРазвитие личности учащихся средствами ИКТ на уроках русского языка и литературы

Если человек информирован, значит, он современен.

Я, Кузнецова Ольга Николаевна, работаю учителем русского языка и литературы в МКОУ «Уксянская СОШ». Стаж педагогической деятельности – 25 лет. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий, разного уровня подготовленности и уровня воспитанности. Работать с детьми нравится, считаю, что от профессионализма учителя во многом зависит процесс формирования личности, отвечающей требованиям общества: воспитание человека Информированного, Коммуникабельного и Творческого. Поэтому методическая тема опыта «Развитие личности учащихся средствами ИКТ на уроках русского языка и литературы" выбрана мною не случайно.
Современное общество характеризуется  преобладанием информационных технологий, появлением огромного потока новой информации во всех областях знания. Слова французского дипломата Э.Талейрана: «Кто владеет информацией - тот владеет миром" становятся сегодня актуальными не только в политике, но и в экономическом, и в социальном смысле. В наши дни информация рассматривается как источник ресурсов наравне с трудом и капиталом, а информационные системы и технологии - как средство повышения производительности и эффективности труда. Мы находимся на пути к информационному обществу, основанному на интеллекте, эрудиции личности, способной к критическому восприятию информации. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм - вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет мне активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому, считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Уроки русского языка и литературы с применением информационно-коммуникационных технологий видятся мне наиболее перспективными для достижения этой цели, так как они отвечают всем требованиям наглядности, медийности, возможности самостоятельной и исследовательской  работы.
Цель своей работы вижу в следующем: помочь каждому ученику через средства ИКТ, применяемые на уроках русского языка и литературы, активно развиваться, вырасти образованной, духовно богатой личностью, способной к конструктивному диалогу, сотрудничеству, самосовершенствованию и самореализации.
Из цели вытекают следующие задачи:
1.Формировать систему предметных знаний, способных выступать в качестве основы выработки жизненной позиции.
2.Формировать информационную культуру, информационную грамотность, информационную компетентность ученика.
3.Создавать условия для образования, воспитания и развития личности с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
4.Совершенствовать читательскую компетентность учащихся.
5.Добиваться повышения интереса к урокам русского языка и литературы.
В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно - ориентированного  образования.  
Новизна опыта заключается в создании новой образовательной среды и развитии собственной преобразующей деятельности школьников, разработка моделей уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, подготовка методических материалов, методических рекомендаций.
Использование ИКТ открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников.
Теоретической основой моего опыта являются:
-Идея развивающего обучения («Проблемы развивающего обучения» Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов).
Моя цель как учителя вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в приобретении знаний.
- Идея практико-ориентированного подхода(«Деятельностно - компетентностный подход к практико-ориентированному образованию» Ялалов Ф. Г.)
В основе практико-ориентированного образования вижу сочетание общего образования и профессиональной подготовки учащихся.
-Идея использования новых информационных технологий («Современные образовательные технологии» Г.К. Селевко)
Убеждаюсь, что деятельность учащихся с информационными ресурсами по сбору, обработке, применению информации, а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств, информационных и коммуникационных технологий позволяет добиваться хороших результатов в обучении.
В своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими принципами:
1. принцип индивидуальности;
2.принцип выбора;
3.принцип самоактулизации;
4.принцип творчества и успеха.
Ожидаемые результаты:
-повышение самооценки учащихся (защита творческих работ на разных уровнях);
-развитие творческих способностей личности(создание стихов, прозы, лингвистических сказок);
-социализация личности (в ходе обучения и воспитания учащиеся ОУ приобретают те качества и опыт, которые необходимы для жизнедеятельности в обществе)
-профессиональное самоопределение учащихся(выпускники школы осознанно делают профессиональный выбор)
- сформированность основных нравственных ценностей (создание проектов и исследовательских работ на нравственные темы)
- реализация потребностей в самообразовании (освоение учащимися программ дополнительного образования «Журналистика»)
Технология педагогического опыта.
Информационные технологии применяю в течение нескольких лет. Первоначально использовала ИКТ в своей педагогической деятельности для планирования учебных занятий, подготовки печатных материалов к урокам: тестовые задания, карточки-задания, вопросы к предметной олимпиаде, проводимой в рамках недели русского языка и литературы.
Сейчас в моём кабинете русского языка и литературы имеется компьютер, мультимедийный проектор, экран. Выход в сеть Интернет позволяет организовать работу в максимальном режиме: можно оперативно найти дополнительную информацию по ходу урока, работать в режиме Онлайн и т.п.
Основная форма учебной деятельности - урок. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у меня есть возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. Качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам.
Самой распространенной формой работы на моих уроках литературы можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint, так как основная функция презентации - служить наглядным материалом. При помощи проектора на экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у учащихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя (Открытые уроки для педагогов района "Тема родины в произведениях зауральского писателя В.И.Юровских", "Диалектика души Л.Н.Толстого"). Вторая функция презентации - информативная. Цели урока, задания, вопросы выводятся на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними (Урок литературы в 10 классе "Петербург Достоевского или "Лик мира сего..." Приложение №1).
Сейчас в распоряжении учителя появилось много образовательных программ на СД с тренажёрами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. К работе с ними дети проявляют интерес, который целесообразно использовать в учебном процессе. Привлечение элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников.
Использование ИКТ на разных типах урока.
В зависимости от типа урока по-разному использую ИКТ в своей работе.
Систематизирую, где и как целесообразно их использовать в обучении, учитываю, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, высококачественные фотоизображения:
1) при изложении нового материала – визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) закрепление изложенного материала (электронные пособия:«1С: Репетитор», «Фраза»);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, электронные пособия: «1С: Репетитор», «Фраза);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы: «Репетитор», энциклопедии, словари).
Например, при изучении нового материала в 5 классе темы «Чередование гласных в корне слова» я использую материал учебника. С целью углубления знаний по этой теме провожу работу с программой «1С: Репетитор», где учащиеся знакомятся с такими чередующимися корнями, как клан-клон, плав - плов, зар - зор и другие. В учебнике о правописании этих корней не сказано.
В 7 классе при изучении темы «Правописание частиц» для первичного закрепления коллективно выполняем задания тренажёра «Фраза», сначала простые, а затем более сложные. Далее продолжаем традиционную работу с учебником. (Открытый урок в 7 классе по теме "Правописание частиц").
На уроке обобщения в 5 классе после изученного материала использую презентацию «Правописание гласных в корне слова», а на этапе итогового контроля знаний, умений и навыков использую программу-тренажёр «Фраза». Все ученики одновременно (если занимаемся в компьютерном классе) выполняют контрольный тест, который занимает 5 минут. И тут же получают оценку компьютера. Быстро, объективно, интересно. Такие тесты представляют собой четкое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа. Активно использую в работе тестовые задания, т.к. считаю, что тест служит средством внесения различного рода изменений, направленных на совершенствование учебного процесса, а также вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения, в том числе и дистанционного. На уроках русского языка в 11 классе часто использую тестовые задания при подготовке к ЕГЭ (как готовые тесты с различных сайтов, так и тесты, которые разрабатывают сами учащиеся в «карте успешности»). В процессе обучения русскому языку обращаемся к различным источникам информации: энциклопедиям, словарям, справочникам, хрестоматиям, которые представлены в большом объеме не только на электронных носителях, но и в Интернете. На уроках и факультативах по русскому языку и литературе и во внеурочное время я пользуюсь такими электронными учебниками.
Убеждена, средства ИКТ способствуют углублённому изучению отдельных разделов литературы и русского языка.
Уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала.
Конечно, это не означает, что теперь уроки провожу с использованием только ИКТ и всё изложение учебного материала перепоручаю компьютеру. Учитель может и должен чередовать разнообразные методические приёмы. Например, часть урока объясняю сама, другую – использую электронного помощника. Ведь живое, эмоциональное слово учителя – словесника никогда не заменить машине, пусть даже самой умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером.
Уроки литературы - это уроки искусства, где важны и музыка, и живопись. Всем этим, я считаю, может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями:
Видеофрагменты
На уроках, посвященных жизни и творчеству писателя, истории создания произведения я использую видеофрагмент. Просматривая и прослушивая видеофрагмент, ученики должны записать основные моменты лекции. Некоторые важные моменты выделены в фильме. Их ребята также записывают. В Интернете есть готовые видеофрагметы, которые можно скачать или просмотреть прямо на уроке в режиме Онлайн.
Экранизация русской классики
В моём кабинете собрана видеотека DVD по многим программным произведениям. На уроке просматриваем фрагменты фильмов, чтобы более полно понять идейное содержание изучаемого произведения. Затем обсуждаем просмотренное.
Аудиозаписи
На уроках литературы я часто предлагаю послушать произведения авторов русской литературы в исполнении мастеров художественного слова. Я использую прослушивание таких аудиофайлов, как эталонное прочтение, к которому следует стремиться. В моей коллекции есть произведения Пушкина, Лермонтова, Маяковского и др.
Заочные экскурсии
Часто при изучении произведений мы совершаем виртуальные заочные экскурсии по литературным местам. Это могут быть фрагменты авторских видеофильмов, скаченных с Интернета. Используя данные ресурсы, мы посещаем Тарханы, Мелихово, пушкинскую Москву и другие места, связанные с именами русских писателей и поэтов.
Мультимедийные ресурсы сети Интернет
Мультимедийное сопровождение урока беру из Интернета. Богатый материал представлен на сайтах ЦОР разных регионов, на школьных порталах.

Стараюсь совершенствовать приёмы обучения при подготовке к ГИА и ЕГЭ на уроках русского языка и литературы. В этом направлении разрабатываю дидактические материалы (Приложение №2,3), использую презентации, в том числе подготовленные детьми, тесты в режиме Онлайн. Мною разработана рабочая программа элективного курса «Русский язык. Абитуриент» для учащихся 10-11 классов (Приложение №4). Презентация – лучший помощник при подготовке к ЕГЭ. Я создаю презентацию, посвященную одному заданию части А или В. Сначала даётся теоретический материал в виде таблиц и определений, необходимых для усвоения. Затем на слайдах представляется материал ЕГЭ, соответствующий разбираемому заданию в тестовом режиме. Ребята выбирают правильный, на их взгляд, ответ. Если ответ неправильный, то я корректирую ошибку, подсказку записываем в тетрадь подготовки к экзамену. Ребята, которые пропустили занятие, могут получить презентацию на дом и проработать самостоятельно материал.
На уроках применяю системно - деятельностный подход, при котором ребёнок является не только объектом обучения, но и принимает на себя роль субъекта этого процесса. Учащиеся самостоятельно составляют словарные диктанты, тесты, презентации к урокам, оценивают работы одноклассников. У каждого выпускника заведена «карта успешности» (Приложение №5), по которой ученик отслеживает пробелы в знаниях, результаты деятельности за два года (10 - 11 классы). В «карте успешности» учащиеся составляют тесты, подобные тестам из КИМов, записывают вопросы, которые нужно повторить самостоятельно или всем вместе. Данная методика придаёт обучению развивающую направленность.

Результативность собственного опыта работы
Использование в своей педагогической деятельности современных образовательных технологий, особенно ИКТ, позволяет мне добиваться высоких результатов в обучении учащихся. Результаты ЕГЭ и ГИА по русскому языку подтверждают это.
Результаты государственной итоговой аттестации обучающихся в 11 классе по русскому языку, ЕГЭ Таблица № 1
Учебный год
Класс
Количес-тво сдававших
Средний балл




Учрежден-ческий
Муници-пальный
Област-ной
Федераль-ный

2011-2012
11
17
63
58,95
60,07
61,5

2012-2013
11
19
64,05
60,37
41,01
63,4

2013-2014
11
6
64
62,3
63,8
62,8

Вывод: результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку подтверждают качество обучения. Мои ученицы вошли в группу выпускников, показавших высокий уровень знаний по русскому языку в Курганской области, в районе они показывают второй результат среди лучших по предмету.
Русский язык 9 класс, ГИА (новая форма)
Таблица № 2
Учебный год
Количест-во сдавав-ших
баллы
Качество



5
4
3
Учрежденческий
Районный
Област-ной

2011-2012
4
3
1
0
100
75
70,3

2012-2013
9
4
3
2
77,7
66
66

Из таблицы следует: учащиеся основной школы показывают стабильно высокие результаты сдачи ГИА (новая форма) по русскому языку.
Основная форма внеурочной деятельности, на мой взгляд - организация индивидуальной работы с учащимися на основе применения современных технологий, в том числе и ИКТ. Особое место в методической системе занял системно - деятельностный подход, который реализую через проектную, исследовательскую деятельность, где учащиеся приобретают опыт работы с Интернет- ресурсами, встречаются с интересными людьми, работают с документами архива города Шадринска - всё это важно для приобретения положительного жизненного опыта. Использую следующие формы внеурочной деятельности:
Таблица №3
Форма внеурочной деятельности,
наименование
Регулярность (периодич-ность)
Доля обучающихся от общего количества обучаемых учителем школьников по годам (%)
Эффекты внеурочной деятельности (приращения в развитии способностей, качеств обучающихся)



2011 –
2012
2012 – 2013
2013 - 2014


Очно - заочная школа (помощь при выполнении работ)
в течение двух лет
15%


Свидетельство о дополнительном образовании по программе «Журналистика»

Элективные курсы, нацеленные на углубленное изучение предмета
ежегодно в 10,11классах (1час/нед)
100
100
100
Успешное прохождение итоговой аттестации. Поступление в ВУЗы, ССУЗы

Выставка творческих домашних заданий, литературных газет
1 раз в четверть
60
63
68
Повышение мотивации к изучению предмета, создание условий для творческого самовыражения

Викторины по предмету
к каждому разделу литературы
100
100
100
Повышение мотивации к изучению предмета, углубление знаний, расширение кругозора

Изготовление слайд - презентаций силами обучающихся
к отдельным темам по предметам
27
42
45
Формирование информационных и коммуникативных компетенций обучающихся

Постановка литературно-музыкальных композиций, участие в конкурсах чтецов
в рамках декады русского языка и литературы
22
21
30
Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Просмотр документальных и художественных фильмов по литературе
в соответствии с тематикой уроков
100
100
100
Формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие общества.

Встречи с местными поэтами, работниками архива, библиотек
ежегодно
100
100
100
Формирование целостного мировоззрения, расширение кругозора, профессиональное самоопределение


Средства ИКТ использую в проектно-исследовательской работе с учащимися. Презентации - одна из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом. Мои ученики неоднократно использовали именно презентации в качестве сопровождения к исследовательским работам по литературе, русскому языку: исследовательская работа "Энциклопедия одного слова" (Приложение №6), проект "За царевича младого Алексия..." (Приложение №7), исследовательская работа «Христианские мотивы в творчестве Владислава Крапивина" (Приложение №8).Индивидуальная работа учащихся по разработке проектов, исследований развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Ученики старших классов умеют размещать свои материалы на собственных страницах в социальной сети и портале Дневник.ру. Работа, которую мы начинаем на уроке, нередко перерастает во внеурочную серьезную исследовательскую работу.
Общая информация об использовании ИКТ представлена в таблице:
Таблица №4
Год
Класс
Количество часов за год

% уроков с применением ИКТ
Технические средства, программные продукты, Интернет-ресурсы
Эффекты и результативность использования ИКТ

2011 - 2012
5, 8, 9, 11
5кл.-9ч.; 8 кл.- 5ч.;9кл.-5ч.;11кл.-6 ч.

39%
Презентации, электронные учебники, Интернет-ресурсы. Освоение технологии ведения электронных журналов по програм-мному обеспечению Всероссийской бесплатной  школьной образовательной сети Дневник.ру
1.Повышение качества обучения за счет новизны деятельности, повышение интереса к предмету
2.Использование ИКТ и Интернет - ресурсов повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию учебной деятельности учащихся на уроке.

2012 - 2013
6, 9, 10, 11
6 кл.-7 ч.;9 кл.-5 ч.;10 кл.-6ч.;11 кл.-6 ч.

53%
Презентации, электронные учебники, коллекция интерактивной доски, Интернет-ресурсы. Освоение технологии ведения электронных журналов по программному обеспечению Всерос-сийской [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] школьной образовательной сети Дневник.ру
1.Повышение качества обучения за счет новизны деятельности.
2.При подготовке к урокам, создании исследовательских работ, учащиеся находят информацию в различных электронных энциклопедиях, учебниках, пособиях. Это позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении, а учащимся овладевать поисковыми навыками. Итогом является сформированный высокий познавательный интерес учащихся, а также вырабатываются навыки исследовательской деятельности.
3.Увеличилось количество учащихся с высоким уровнем учебной мотивации.

2013-
2014
7,8,1011
7кл.-10ч.;
8 кл.-19 ч.;
10 кл. -25 ч.;
11 кл. - 40 ч.
72 %
Презентации, электронные учебники, коллекция интерактивной доски, Интернет-ресурсы. Освоение технологии ведения электронных журналов по программному обеспечению Всероссийской [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] школьной образовательной сети Дневник.ру
1.Повышение качества обучения за счет новизны деятельности
2.Стабильно высокие результаты сдачи ЕГЭ и ГИА
3.Увеличилось количество учащихся с высоким уровнем учебной мотивации.
4.ИКТ существенно повышают качество визуальной и аудиоинформации, она становится ярче, красочнее, динамичнее.


Распространение собственного опыта работы.
Опыт моей работы по теме ««Развитие личности учащихся через средства ИКТ на уроках русского языка и литературы» представлен на различных уровнях:
Таблица № 5
Дата
Форма, уровень

Тема/проблема
Участники
Эффекты представления методической системы

2011
Открытый урок в 11 классе. Муниципальный.
Использование ИКТ на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ.
Педагоги района
Обмен опытом.

2012
Выступление. Педагогический совет. Учрежденческий.
Формирование компетенций участников образовательного процесса посредством современных технологий.
Педагоги школы
Обмен опытом

2012
Открытый урок литературы в 6а классе. Муниципальный.
Использование современных образовательных технологий.
Заместители директоров по УВР
Обмен опытом, открытый урок.

2013
Открытый урок по русскому языку в 7а классе в рамках ТШО.
Педагогические технологии на основе активизации познавательной деятельности учащихся.
Уксянское ТШО, учителя и завучи школ.
Обмен опытом по использованию на уроках современных технологий.

2014
Выступление в областном методическом (научном) мероприятии.
Преподавание литературы в контексте внедрения ФГОС
Региональный, педагоги области, (справка №1239, 12.02.2014»
Внедрение ФГОС.


Ведение личного сайта, Веб-страницы, электронного портфолио, участие в работе профессионального блога Таблица№6
Наличие
Адрес

личный сайт
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Кузнецова-Ольга-Николаевна (сертификат №

веб-страница
Прошколу. Ру ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), сеть творческих учителей,
сайт Уксянской школы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ),
Инфоурок(http://infourok.ru/)(Приложение №10)


Участие в сетевых профессиональных сообществах, инновационных образовательных программах и проектах Таблица № 7
Наименование проекта
Статус (роль, уровень участия)
Выполняемая работа

Целевая воспитательная программа для учащихся 1-11 классов
Учрежденческий,
классный руководитель
В рамках проекта работаю по теме « Работа с родителями»

«Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках гуманитарного цикла» (Приказ №475 от 21.12.2011г.)
Муниципальный, учитель русского языка и литературы
В рамках проекта провожу по теме проекта открытые уроки, выступаю по данной проблеме на педагогических советах, в Уксянском ТШО

Проект «Электронный журнал» на платформе Всероссийской [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] школьной образовательной сети Дневник.ру «Применение интернет-ресурсов в воспитательном и образовательном процессах»
Учитель русского языка и литературы, классный руководитель
Овладела технологией ведения электронного журнала


Всероссийский конкурс портфолио «Мои достижения», Диплом победителя (Приложение №11)
Всероссийский, учитель русского языка и литературы
Обмен опытом в форме презентации

Обобщение собственного педагогического опыта в виде публикаций, выступления на научно-практических конференциях, педчтениях Таблица №8
Дата
обобщения
Форма
обобщения
Уровень
обобщения
Тема опыта

Март,2012
Выступление на районном ППО учителей гуманитарного цикла
Муниципальный, г.Далматово
Формирование читательской компетенции на уроках гуманитарного и естественнонаучного циклов

Октябрь, 2013 год
Выступление на областном методическом (научном) мероприятии (Приложение №12)
Региональный, г. Курган
Преподавание литературы в контексте внедрения ФГОС»

Июль,2014 год
Публикация на информационно - образовательном портале DROFA. RU
Федеральный
Проект урока «Петербург Достоевского, или «Лик мира сего»


С целью повышения информационной культуры  и широкого  применения ИКТ в образовательном процессе я прошла следующие курсы:
Наименование
учреждения
Форма повышения
квалификации
Наименование
программы курсов
Дата, реквизиты документа
Результаты внедрения ЗУН

ИПК и ПРО
Модульные курсы
Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы
29.11.2010-03.12.2010,
справка № 1550
Тема по самообразованию

ИРОСТ
курсы
Общественный эксперт образования
17.01.2011-21.01.2011,
удостоверение №0027
Участвую в экспертизе практической деятельности педагогов Далматовского района

ИРОСТ
курсы
Внедрение ФГОС основного общего образования как средство организации работы с детьми на основе индивидуальных маршрутов в контексте преподавания русского языка и литературы
14.03.2013-24.04.2013,
удостоверение №2358


ШГПИ
курсы
ИКТ в преподавании русского языка и литературы (Приложение №13)
06.10.2014-17.10.2014г.


ИРОСТ
Дистанционно- очные курсы
Совершенствование профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы в подготовке ЕГЭ по предмету (литература) (Приложение № 14)
01.09.2014 - 07.11.2014г.
Использую материалы при подготовке выпускников к итоговому сочинению (изложению) по литературе

Опыт работы по данной теме был представлен на ТШО учителей гуманитарного цикла, на ППО учителей русского языка и литературы. Обобщение опыта работы по теме «Развитие личности учащихся через средства ИКТ на уроках русского языка и литературы» размещено на школьном сайте([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Работа по собственной методической системе с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет сформировать личность свободную и творческую, умеющую самостоятельно добывать и применять знания, чётко планировать действия, сотрудничать в коллективе, проводить анализ результатов своей деятельности.












Кузнецова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Уксянская СОШ»


13 PAGE 14515











Заголовок 1 Заголовок 415