Статья :Из опыта внедрения профильного обучения в сельской школе

Самандас Елена Анатольевна, зам. дир по УВР
МОУ Опытненская СОШ, Усть-Абаканский район
Профильное обучение по индивидуальным учебным планам на основе разновозрастной дифференциации: опыт внедрения в сельской школе Республики Хакасия.
Современный этап развития образования характеризуется переходом на профильное обучение в старших классах средней общеобразовательной школы.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ставит задачу создания системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся; отработки гибкой системы профилей, которые рассматриваются как средство дифференциации и индивидуализации обучения и позволяют за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников с соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [1].
Существует множество моделей реализации Концепции профильного обучения[2], но процесс внедрения данных моделей в сельских школах вызывает большие сложности в силу ряда объективных причин: отдаленность сельских школ от районных центров и друг от друга; недостаточность средств в местных бюджетах на обеспечение регулярного финансирования в рамках муниципальной образовательной сети; малая наполняемость и отсутствие параллелей в старших классах и др. Все это определяет особый подход в организации обучения учащихся в сельских школах с учетом современных условий.
Для Опытненской СОШ Усть-Абаканского района наиболее приемлемой оказалась модель «Профильное обучение в разновозрастных временных коллективах» (авторы А.А. Остапенко, Е.В.Ткаченко) рекомендуемая для малочисленных сельских школ [3], также нами был изучен опыт работы коллег школы №49 г. Абаза по индивидуальным учебным планам. Проанализировав условия сельского социума, запросы родителей, потребности учащихся, а также потенциал и возможности нашей школы, многообразие организационных моделей профильного обучения, педагогическим коллективом было принято решение адаптировать данную модель в условиях нашей школы.
Для этого у нас есть все необходимые ресурсы:
Прежде всего, это высокопрофессиональный, творческий коллектив: 82% педагогов имеют высшую и первую категории; 70% учителей старшей ступени прошли переподготовку в ХРИПКиПРО, получив право преподавания в профильной школе; 90% педагогов прошли проблемные курсы по использованию ИКТ.
В школе имеется достаточная материальная база, которая систематически пополняется. Победа в национальном проекте «Образование» (2006 г.) позволила значительно её расширить.
Школа тесно сотрудничает с различными образовательными структурами: школами района и республики, районным методическим кабинетом, ХРИПК и ПРО, Хакасским институтом бизнеса, ХГУ им. Н.Ф.Катанова.
В 2005 году Опытненская СОШ стала экспериментальной площадкой ХРИПКиПРО по теме «Реализация профильного обучения по индивидуальным учебным планам на основе разновозрастной дифференциации».
Цель эксперимента: создать условия для эффективного внедрения профильного обучения по индивидуальным учебным планам на основе разновозрастной дифференциации.
Отличительные характеристики модели:
- освоение профильных и элективных курсов происходит в смешанных разновозрастных временных коллективах (РВК), состоящих одновременно из учащихся 10-х и 11-х классов, что не приводит к увеличению количества учебных групп, а значит, не требует дополнительного финансирования [4].
Достоинства данной модели: сохранение статуса школы, обеспечение глубокой и специализированной общеобразовательной подготовки учащихся в нескольких образовательных областях с учетом индивидуальных склонностей и потребностей, высокая и осознанная мотивация к учению, высокая результативность образования, возможность способным детям реализовать свой умственный, творческий потенциал.
Недостатки: существенные технологические изменения; увеличение нагрузки на учителей в связи с составлением принципиально нового тематического планирования и контроля качества знаний учащихся, увеличение нагрузки на завуча по составлению индивидуальных и сводных расписаний.
Построение обучения на основе индивидуальных учебных планов меняет принципы формирования учебного плана школы, равно как и составления школьного расписания занятий. Сначала общеобразовательное учреждение определяет общий набор учебных предметов и курсов, предлагаемых учащимся для освоения, затем формируются индивидуальные учебные планы каждого ученика, и лишь затем их совокупность определяет учебный план и расписание занятий для данного учреждения в целом. Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных обучающимся для освоения из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального Базисного учебного плана [5].
Обучение старшеклассников обретает личностно ориентированный характер: каждый ученик сам формирует пакет курсов в соответствии со своими образовательными потребностями, что повышает уровень мотивации обучения, развития интеллекта, самостоятельности, умения работать в малых группах, ввести самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Также в течение учебного года по просьбе учащихся можно скорректировать ИУП (чаще всего из-за того, что они переоценили свои силы и возможности, что ведёт к перегрузкам). Все это позволило составить для учащихся ИУП по четырём направлениям:
- учебный план №1 (универсальное (непрофильное) обучение);
- учебный план №2 (профильные предметы: право, история, обществознание);
- учебный план №3 (математика, физика);
- учебный план №4 (экономика, математика, право).
Роль учителя в такой модели преподавания значительно усложняется. Ему нужно адаптироваться к условиям индивидуализации образовательного процесса, разрабатывать заведомо избыточные наборы разнотипных учебных заданий по изучаемым темам, распределять задания, учитывая индивидуальные особенности школьников [6].
Члены методического совета школы считают очевидными «плюсами» эксперимента: в малых группах легче изучать сложные теоретические вопросы, систематически контролировать, как выполняются практические задания; учащимся легче сконцентрировать внимание при объяснении материала или анализе решения задач; появляется возможность вести свободный диалог между учениками и учителем, объяснять непонятное; в диалог вовлекается практически вся группа; в небольшой группе учащиеся более свободно задают вопросы, не боясь критической оценки одноклассников. Также усиливается связь «ученик - учитель», что крайне важно для укрепления доверия друг к другу. Новый способ комплектования групп дает шанс выявить нереализованные способности учеников, их качества в отношениях друг с другом.
Анализ результатов обучения показывает явное повышение уровня успеваемости большинства школьников. За три последних года 83% выпускников нашей школы поступило в высшие учебные заведения. Выпускники 2007 года успешно сдали ЕГЭ и поступили в вузы страны, подтвердив выбор профиля:

Всего
Вид профиля


социально-экономический
физико-математический
социально-гуманитарный
унивесальный

18 чел.
4 чел.
5 чел.
4 чел. из 6
3 чел

Социологические и психологические исследования в 10-11 классах показали, что учащиеся самостоятельно и вполне осознанно выбирают обучение по ИУП, высоко оценивают такую форму организации работы. Отмечают, что продуктивность занятий стала выше, психологическая обстановка в профильных и непрофильных группах достаточно комфортна, изучение непрофильных предметов на базовом уровне позволяет снизить учебную нагрузку.
В организации профильного обучении по ИУП есть и проблемы: существующее штатное расписание исключает наличие в школе освобожденного координатора профильного обучения; надо больше, чем при традиционном обучении, работать с расписанием; в группах разный уровень подготовки учащихся; одни группы довольно большие, другие - маленькие; составляется множество учебных планов; недостаточно полно оснащена профильная школа УМК, лабораторным и техническим оборудованием для проведения практических работ, выполнения проектов и экспериментальной деятельности учащихся [7].
Таким образом, опыт свидетельствует, школа решает задачи и цели, поставленные в Концепции профильного обучения. Вектор развития выбран правильно: профилизация даёт положительный результат. Опыт МОУ «Опытненская СОШ» по внедрению профильного обучения по индивидуальным учебным планам на основе разновозрастной дифференциации будет обобщен в 2008 году.
Литература
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Народное образование. – 2002.- №4 – с.254-269.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Профильная школа.- 2003.- №1.- с. 12-17; №2 – с.3-5.
Остапенко А.А. Профильное обучение: в поисках оптимальной модели /А.А. Остапенко, Е.В. Ткаченко // Школьные технологии. – 2004. -№4.-с.90-92.
Данюшенков В.С., Коршунова О.В. Интегративно-дифференцированный подход в организации профильного обучения в сельской школе.//Профильная школа.- 2005.- №2. -.с.15-24.
Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся //Нормативные документы образовательного учреждения.- 2007.- №9.- с.50-55.
Зубарева Е. П., Купцова Т.А. Обучение по индивидуальным учебным планам. // Народное образование. - 2006.- №5- с.91-98.
Абатурова В.В. Обучение учащихся по индивидуальным учебным планам и программам. // Нормативные документы образовательного учреждения.- 2007.- №9.- с.11-17.