Родительское собрание Тема: Сотрудничество родителей, учителя, учащихся в организации учебной домашней работы

Родительское собрание
Тема: Сотрудничество родителей, учителя, учащихся в организации учебной домашней работы
Цели:
выявить представления родителей об организации учебной работы дома;
познакомить родителей с гигиеническими требованиями к выполнению домашних заданий;
дать рекомендации родителям о формировании у детей навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно;
формировать коммуникативную компетентность родителей через создание и решение проблемных ситуаций, работу в микрогруппах;
нацелить родителей на толерантное взаимодействие с детьми в различных социальных ситуациях.
Подготовка:
Анкетирование учащихся и родителей; обработка и обобщение анкет.
Оформление, оборудование.
Выставка книг для родителей.
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий.
Карточки с ситуациями для разбора в микрогруппах.
Компьютер. Презентация.
Ход собрания
Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Наша задача – научить ребёнка учиться правильно, не нанося вред здоровью, так как учёба – это главный труд школьника.
Анкета для родителей.
Есть ли дома специальное место, где ребёнок постоянно выполняет домашнее задание?
Как долго выполняет домашнее задание? (1 час, 2 часа, 3 часа и более)
С какими предметами легко справляется самостоятельно?
Какие предметы готовит с трудом?
Когда ему трудно выполнить домашнее задание, оказываете ли помощь?
Как поступаете, когда приходит из школы с двойкой?
Бывает ли так, что не выполняет домашнее задание вообще?
Лекционный материал.
Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков; а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе. Среди родителей возник такой разговор: «Мой Коля сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание у него сохранилось до 11 класса!»
Понаблюдали, как Коля учит уроки. Коля занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает Но нет! Вот куда-то подевались циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что в дневнике нет домашнего задания, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты-то бегут
Но вот всё найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу Вдруг ему захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Он за это время:
дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;
один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;
дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;
один раз доставал из стола альбом.
Но вот работа закончена. Коля ещё 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради.
Итак, выяснилось, что из двух с половиной часов, затраченных ребёнком, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3-го класса.
Такая картина часто является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено. Ребёнок, придя домой из школы, начинает заниматься всем, чем угодно, но только не уроками. Он как будто специально оттягивает этот неприятный для него момент. В одной такой семье приходилось откладывать ужин допоздна, так как уроки делались за обеденным столом. Естественно, каждый вечер заканчивался криком матери, поздним ужином и недовольством усталого отца.
Обычно, если мама дома, то она время от времени в перерывах между своими домашними делами напоминает: «Саша, ты не забыл сесть за уроки?»
Постепенно реплики учащаются (а ребёнок так и не садится за уроки), а по мере их учащения меняется и тон. В конце концов, рассерженная мама врывается в комнату и кричит: «Сколько раз тебе говорить, чтобы ты сел за уроки! Уже шесть часов, скоро ужинать! Немедленно садись!» Эта пусковая фраза, после которой сын всё-таки направляется к столу для занятий. Иногда ребёнок готов сесть за уроки только при условии, что с ним будет работать кто-нибудь из взрослых. Одна мама рассказала о том, как у её дочери выработалась такая привычка: «Когда она пошла в первый класс, я решила делать уроки вместе с ней в одно установленное время. Я надеялась, что, привыкнув, она и потом будет делать их в то же время, но уже самостоятельно. Результат получился прямо противоположным – сейчас она просто не садится без меня делать уроки».
Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть» за уроками?
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твёрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твёрдо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.
И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведённого для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе.
Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно-материальные условия не позволябт предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то всё равно нужно выделить ему какое-то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.
Прежде всего нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребёнок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. Поэтому выключите телевизор и постарайтесь на пылесосить, пока уроки не сделаны. Мнение о том, что усвоение идёт легче под тихую классическую музыку, себя не оправдывает, тишина – лучший звуковой фон для умственной деятельности. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22 градуса.
Полезно вместе с ребёнком составить памятку «Садимся за уроки». Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигает того, что все эти действия станут для него привычными.
Приступить к выполнению домашнего задания лучше всего через час или полтора после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребёнок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать на поздний вечер.
Продолжительность работы ребёнка по приготовлению домашних занятий должна быть следующей;
до 1 часа - в первом классе
до 1,5 часов – во втором
до 2 часов – в 3 -4 классах
Именно такие нормативы устанавливает Министерство образования.
В каком порядке следует учить уроки?
С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или с лёгких?
В идеале ребёнок должен самостоятельно определить трудность выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начинать выполнение домашнего задания.
Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более лёгким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более лёгких и лишь постепенно переходить к трудным.
Для успешного выполнения задания необходим чёткий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5-10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.
И главное – сохраняйте такт и не забывайте хвалить вашего ребёнка!
Практическая работа родителей в микрогруппах.
Задание 1.
Старший ребёнок у нас в своё время ходил в группу продлённого дня. Уроки там делал кое-как, ну и успеваемость была соответствующая. Поэтому младшему строго-настрого наказала: без нас уроки не делать. Я прихожу после 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядои, при необходимости подсказываю или заставляю переделать.
Вопросы:
Если ребёнок ходит на продлёнку, то всё должен делать там. А вы как считаете?
Должен ли ребёнок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?
Как вы думаете, должно ли домашнее задание выполняться на черновике, а потом в тетради?
Задание 2.
Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как может. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает – у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдёт. А как иначе?
Вопросы:
Как вы оцениваете поведение родителей?
Нужно ли помогать ребёнку в учебной деятельности?
Если ребёнок получит двойку, то какие будут ваши действия?
Задание 3.
Когда сын пошёл в школу, мы с мужем взяли свои очередные отпуска – сначала муж, потом я. Мы считали необходимым хотя бы первое время побыть с мальчиком дома, приучит его к новому режиму, помочь ему в приготовлении уроков. Эта наша помощь была сыну очень нужна.
Особенно трудно давалось ему правописание. Очень часто бывали и слёзы, и настоящее отчаяние.
- Мама, я так старался, а у меня опять ничего не получилось.
Успокаиваю мальчика, нахожу на страничке среди клякс и каракуль один получше написанный значок и показываю его Юре.
- Посмотри, сынок, вот эту букву ты написал хорошо. Видишь, какая она ровная, как правильно ты соединил её с соседней буквой? Ты и другие сможешь написать так же хорошо.
Вопросы:
Правильно ли поступила мама Юры?
Как вы помогаете ребёнку справиться с трудностями правописания?
Разбор и обсуждение.
А пока хочется напомнить, что каждый ребёнок индивидуален. Поэтому наши рекомендации нужно применять исходя из индивидуальности и неповторимости конкретного, а не среднестатистического ребёнка. Восточный философ Абдул-Баха писал:
«Работа воспитателя подобна работе садовника, который ухаживает за разными растениями. Одно растение любит берег, другое – бесплодную горную вершину. Одно процветает на песчаной почве, другое – на богатом суглинке. Каждое требует наиболее подходящего для него ухода; в противном случае результат будет неудовлетворительным».
И помните:
Не начинайте приветствие сына или дочери, возвратившихся из школы, с напоминания о том, что они должны вовремя сделать уроки.
Не начинайте беседы с детьми с ворчливых припоминаний их прошлых неудач: этим вы сразу отталкиваете ребёнка!
Не взвинчивайте ребёнка своими замечаниями и заботами, особенно в те моменты, когда он или вы нервничаете. Разумнее воспользоваться его присутствием, чтобы и самим раскрыться в ласке и любви к нему, и ему дать возможность успокоиться.
Не злоупотребляйте «руководящими указаниями».
«Не стойте над душой» перед началом уроков. Сделайте так, чтобы у самого ребёнка появился дополнительный интерес, побуждающий приступить к занятиям»
Не приучайте его долго готовиться к работе. Длительные приготовления остужают пыл.
Не превращайте приготовление уроков в повинность или, что ещё хуже, в наказание за предыдущие промахи!
Не забывайте позаботиться об условиях работы.
Не пугайте ребёнка предстоящими трудностями. Этим вы только снижаете уровень его активности.
Не отвлекайте ребёнка во время приготовления уроков вопросами, не имеющими отношение к данному материалу. Воздержитесь от «интересных» разговоров с другими членами семьи, соседями. Вспомните, как охотно мы сами отвлекаемся на постороннее во время работы.
Не сводите контроль лишь к регистрации ошибок.. Плохое всегда регистрируется скорее и охотнее, а хорошее чаще всего мы воспринимаем как должное.
Не мешайте его чувству удовлетворения от завершения работы.
Не ограничивайтесь оценками выполнения работы только по принципу «верно-неверно». Есть немало и других оснований для оценивания: старался! все делал точно! ничего лишнего! красиво! сегодня лучше , чем вчера!
В заключение хочется сказать, что с детства в каждом из нас «живет огонек желания быть хорошим» (В.А. Сухомлинский), а с приходом в школу должен ещё разгореться огонек желания хорошо выполнить задание, именно этот огонек станет в нем «горючим», на котором в последствии будет работать самостоятельность ребенка. Задача родителей – помочь ему в этом своей постоянной любовью и верой в свои силы.

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий.
Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий, благодаря этому вырабатывается привычка, психологическая готовность к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке.
Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы под рукой.
Важное правило – начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем больше усилий потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней.
Необходимо наличие перерыва в работе.
Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учёбы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу.
Приучение ребёнка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребёнку, разумной требовательностью.
Решение родительского собрания:
Учить самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
Использовать подготовленные рекомендации для рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.
Совместно находить выход из возникших затруднений через одобрение, похвалу, поддержку.



15