Основные недостатки домашней учебной работы школьников


Основные  недостатки  домашней  учебной  работы  школьников.
Школьная практика  показывает, что  в  домашней  учебной работе учащихся имеются существенные недостатки.
Во-первых, многие учащиеся при подготовке  домашних заданий  по  учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют  расчленять  его  на  отдельные  смысловые  части и  не осуществляют самоконтроль за  усвоением знаний.
Во-вторых, недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое  рабочее время,отсутствие твердо установленного  режима,связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в  работе и  поверхностному усвоению изучаемого  материала.
В-третьих, выполнение  письменных заданий многими школьниками осуществляется без  предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания.
Вследствие  этого учащиеся допускают существенные недочеты и  ошибки  в  выполняемых заданиях. Отрицательно сказывается и  перегрузка учащихся домашними  заданиями.  Перегрузка  нередко обусловливается не только большим объемом домашнего  задания, но  и  слабой подготовкой  учащихся  на  уроке  к  его  выполнению.  
Правила  выполнения домашней  учебной  работы  школьников.  
Первое: Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит,что для  всестороннего осмысления и прочного усвоения программного  материала следует вдумчиво учить уроки не в один "присест", а обращаться к их изучению несколько раз  в течение некоторого времени.
Второе:  Домашние  задания  необходимо  выполнять  в день их получения. Суть  дела  в  том, что  усвоенный на уроке  материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после  восприятия. При контрольных проверках оказалось,что через час испытуемые могли воспроизвести около 44 % этих слов, а через 2,5 — 8 часа  — только  28%.
Третье: Приступая  к  подготовке домашних заданий, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение  и  прочное  усвоение изучаемого материала. Как это сделать?
Четвертое:  Если  домашнее задание  включает  в  себя  усвоение  материала  по  учебнику  и выполнение различных упражнений, то  его  подготовку  нужно  начинать  с  работы  над учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно попытаться припомнить то, что осталось  в  памяти  от  урока. Затем  следует  вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в  нем
важнейшие  положения,  правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и  усвоению.  После  этого  нужно применить
приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ  материала  вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы
на вопросы  учебника  и т.д.
Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо еще раз поработать с учебником
и  добиться  свободного  и  полного  воспроизведения изучаемого  материала.  Указанная  методика  относится  главным  образом к младшим и средним классам. В  старших  классах  значительно  видоизменяется: наряду  с  учебником  учащиеся  часто используют  дополнительные  источники знаний (тексты художественных  произведений, научно-популярную  литературу,историческиедокументы и т.д.). Но в целом общая система домашней  работы  и здесь сохраняет свои черты, о которых шла речь. Не меньшее значение имеет  в старших  классах  и  применение  приемов  самоконтроля.  
Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты.
Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.
От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом.
Выполнение самоподготовки— одна из возможных форм обучения, вид самостоятельной работы, которая является элементом непрерывного учебного процесса. Осуществляя такую деятельность, ученик подчас сталкивается с недостатком времени, попадает в цейтнот. Однако находится быстрый выход из этого положения — дети начинают уделять больше времени так называемым «трудным предметам» (математика, физика, иностранный язык), а «легкие предметы» (история, география) оставляют на потом. Это приводит к поверхностному изучению некоторых дисциплин гуманитарного цикла. Чтобы избежать этого, следует нацеливать суворовцев не только на запоминание исторических фактов, но и на анализ их, сопоставление. Ученики наши должны охватывать взглядом весь исторический процесс.
Это-труд колоссальный. Для облегчения этого труда следует воспользоваться уже известными методиками или создать такую систему подготовки домашнего задания, которая устроила бы большинство учащихся в классе. Применяя удобную школьникам систему усвоения знаний, можно достичь высокого КПД. Можно привести несколько методов подготовки к предмету
Первый метод: чтение, пересказ заданного материала, ответ на предложенные вопросы.
Второй метод: чтение, составление собственного плана пересказа текста, пересказ.
Третий метод: чтение, составление хронологической таблицы, пересказ.
Четвертый метод: чтение, выстраивание ответа с использованием модуля.
Пятый метод: создание композиции ответа с использованием предшествующих методов или их элементов.
По своему усмотрению учитель выбирает один из этих методов и рекомендует использовать его при подготовке домашнего задания. Если он перестает устраивать учителя или детей, можно перейти к другому, более эффективному.
Первый метод
 
Он самый несложный. Следуя ему, нужно прочитать два-три раза содержание параграфа, а потом пересказать его. Далее следует найти в тексте ответы на предложенные вопросы.
Данный метод полезен на начальном этапе изучения истории. Он способствует развитию памяти, вырабатывает и формирует навыки правильной монологической речи. Однако этот метод времеёмок и на определенном этапе становится малоэффективным. Если учитель видит, что этот метод дает небольшую отдачу, следует переходить к одному из следующих вариантов подготовки домашнего задания. Это можно делать уже в VI или VII классе. Можно применять оба эти метода.
 
Второй метод
 
Этот метод предусматривает изучение и изложение фактического материала по собственному плану. Например, изучая тему«Экономическое развитие России в первой половине XVI в»,» можно составить собственныйплан:
Развитие сельского хозяйства.
Развитие ремесла.
Развитие торговли.
Этот план дает возможность построения ответа в соответствии с логикой экономического развития России того времени. Развитие сельского хозяйства стало основой экономического подъема и повлекло за собой развитие и увеличение ремесленного производства (потребовались новые орудия труда, предметы быта и т.д.).
Торговля, являясь посредником между сельскохозяйственным и ремесленным производством, также переживает подъем, что, в конечном счете, и приводит к росту городов, население которых в основном занято ремеслом и торговлей.
Готовясь к уроку истории по такому плану, дети значительно проще усваивают учебный материал. Этот план ответа можно использовать и при изучении ряда других тем из истории экономического развития России в VI и VII классах.
 
Третий метод
 
Подготовка домашнего задания в данном случае предполагает изучение и изложение учебного материала в хронологической последовательности. Использование этого метода дает наибольший эффект в случае изучения объемной и сложной темы, насыщенной историческими событиями и фактами, например: «Смутное время. Начало XVII века».
Выстраивая весь учебный материал в хронологической последовательности, можно создать систему запоминания исторических событий, что послужит опорой для дальнейшего монологического повествования.
 
А. Форма летописи
 
1601 г. Правление Бориса Годунова. Неурожайный год в России.
1602 г. Неурожайный год. Голод в России.
1603 г. Неурожайный год. Голод. Восстание холопов.
1604 г. Появление на западных рубежах России самозванца Лжедмитрия I. Начало гражданской войны в России.
1605 г. Смерть Бориса Годунова. Венчание Лжедмитрия I на царство в России.
1606 г. Восстание в Москве. Убийство Лжедмитрия I. Венчание Василия Шуйского на царство. Восстание Болотникова.
1607 г. Появление нового самозванца — Лжедмитрия II. Новый виток гражданской войны в России.
1608 г. Начало Тушинского сидения Лжедмитрия II. Осада Троице-Сергиева монастыря поляками.
1609 г. Шведско-польская интервенция в России. Осада Смоленска поляками.
1610 г. Убийство Лжедмитрия II. Свержение Василия Шуйского. Семибоярщина.
1611 г. Первое ополчение. Борьба с польской интервенцией.
1612 г. Второе ополчение, под предводительством К.Минина и Д.Пожарского. Освобождение Москвы от интервентов.
1613 г. Земский собор. Венчание Михаила Романова на царство.
 
Б. Форма хронологической таблицы, основанной на ассоциациях
 
1598 г. Начало правления Бориса Годунова.
1605 г. Начало правления Лжедмитрия I.
1606 г. Начало правления Василия Шуйского, восстание Болотникова.
1611 г. 1-е ополчение.
1612 г. 2-е ополчение.
1613 г. Начало правления Михаила Романова.
1617 г. Мирный договор со Швецией.
1618 г. Перемирие с Речью Посполитой.
 
Всё это можно запомнить, используя школьную систему оценок от «1» до «5».
 
 
 
Изучая курс истории России, следует обратить внимание детей на некоторые интересные соответсвия.
 
1380 г. Куликовская битва, разгром войска Мамая.
1480 г. Противостояние на реке Угре, окончание так называемого монгольского ига.
1612 г. Изгнание поляков из Москвы.
1812 г. Изгнание французов из Москвы.
1907 г. Конец первой русской революции.
1917 г. Начало Февральской революции в России.
1917 г. Начало Октябрьского переворота.
1927 г. Конец новой экономической политики в СССР.
1937 г. Начало массовых репрессий в СССР.
 
Используя определенные совпадения, исторические закономерности, можно учить детей создавать свою систему ассоциаций или хронологические таблицы, следуя которым легко запомнить исторические факты и потом на их базе создать целостный рассказ о каком-либо периоде отечественной истории.
 
Четвертый метод
 
Представляет собой систему использования модулей. Он очень эффективен при изучении сложных, богатых событиями исторических периодов. При изучении истории экономической, общественно-политической и культурной жизни России модули подчас становятся незаменимыми.
 
Модуль «Революции»
 
1. Наличие революционной ситуации (предпосылки).
2. Повод.
3. Цели.
4. Движущие силы.
5. Характер.
6. Этапы, ход событий.
7. Итоги.
8. Историческое значение.
Модуль «Реформы»
 
1. Предпосылки.
2. Типы.
3. Цели.
4. Характер.
5. Методы.
6. Этапы.
7. Результаты, итоги.
8. Историческое значение.
 
Опираясь на модуль и тезисы к нему, ученик, даже слабый, в состоянии подготовить развернутый и грамотный ответ.
 
Пятый метод
 
Представляет собой композицию, составленную по следующему плану (следует применять в старших классах или рекомендовать особо одаренным детям).
1. Предпосылки исторических событий или явлений.
2. Основное содержание этих событий и явлений.
3. Значение и влияние упомянутых событий и явлений на последующее развитие страны.
Первый пункт плана, освещающий предпосылки исторического события или явления, составляется при использовании первого или второго метода подготовки.
Второй пункт плана раскрывает основное содержание исторического события, его можно строить, объединяя второй и четвертый методы подготовки.
Третий пункт плана показывает историческое значение событий, их влияние на последующее развитие российского общества и составляется на базе первого или второго метода — к чему хотелось бы добавить самостоятельный анализ эпохи.
Например. Тема «Экономическое развитие России в начале XVI века».
Излагается выученный и усвоенный материал, дается характеристика экономического развития России к началу XVI века.
На основе собственноручно учеником составленного плана раскрываются проблемы:
а) развитие сельского хозяйства;
б) развитие ремесла;
в) развитие торговли.
Дети составляют тезисы ответа на базе модуля «Экономическое развитие», соединяя, таким образом, второй и четвертый методы подготовки.
На базе усвоенного материала делаются выводы, обобщения и дается оценка экономического положения России в начале XVI века.
Хотелось бы сказать, что универсальный, но малоэффективный, первый и частично второй метод подготовки домашнего задания подходит к изучению любой исторической темы. Он гарантирует репродуктивный уровень усвоения учебного материала.
Другими словами, при значительных затратах времени ребенок может запомнить и воспроизвести основные исторические события, однако эти знания не систематизированы, непрочны и постепенно стираются из памяти.
Третий и четвертый методы подготовки лучше использовать при изучении сложных, проблемных исторических периодов. Эти методы избирательные, но эффективные. Они гарантируют конструктивный уровень усвоения нового материала. Знания сохраняются надолго и легко восстанавливаются в памяти — благодаря выработанной системе ассоциаций и выделения характерных закономерностей исторического процесса.
Пятый метод подготовки выведет детей на творческий уровень усвоения знаний. Использование его предполагает совершенное овладение предыдущими методами подготовки и выход на новый качественный уровень познания, дающий возможность охватить мысленным взором весь ход исторического процесса, оценить его и сделать выводы, создать собственную периодизацию, открыть для себя закономерности развития человеческого общества.
Этот метод гарантирует твердые знания, устоявшиеся взгляды на ход истории в целом. Он дает не только понимание исторического процесса, но и возможность прогнозирования будущих событий и определения тенденций развития в экономической, общественно-политической и культурной жизни российского общества.
Для чего, собственно и необходимо изучение исторических дисциплин в школе.