Методические рекомендации при подготовке школьников к олимпиаде по информатике.

Методические рекомендации при подготовке к олимпиаде школьников по информатике.
Оглавление
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc340155541" 14Введение 13 PAGEREF _Toc340155541 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc340155542" 14Глава 1. Традиции и современные тенденции в подготовке и проведении олимпиад по информатике 13 PAGEREF _Toc340155542 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc340155543" 141.1 История олимпиадного движения по информатике 13 PAGEREF _Toc340155543 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc340155544" 141.2 Особенности программы подготовки к олимпиаде по информатике младших школьников 13 PAGEREF _Toc340155544 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc340155545" 141.3 Обзор существующих интернет-олимпиад по информатике для учащихся начальной школы 13 PAGEREF _Toc340155545 \h 14251515
13 LINK \l "_Toc340155546" 141.4 Возможности использования электронных образовательных ресурсов в начальной школе 13 PAGEREF _Toc340155546 \h 14301515
13 LINK \l "_Toc340155547" 141.5 Формы и методы подготовки детей к олимпиадам в начальной школе 13 PAGEREF _Toc340155547 \h 14361515
13 LINK \l "_Toc340155548" 14Глава 2. Разработка обучающего средства для подготовки школьников к профильной олимпиаде по информатике 13 PAGEREF _Toc340155548 \h 14461515
13 LINK \l "_Toc340155549" 141.1 Типы задач по информатике в начальной школе 13 PAGEREF _Toc340155549 \h 14461515
13 LINK \l "_Toc340155550" 141.2 Особенности выбора задач и подготовки к участию в профильной олимпиаде по информатике КГУ учеников 1-4 классов 13 PAGEREF _Toc340155550 \h 14501515
13 LINK \l "_Toc340155551" 141.3 Рекомендации по работе с обучающим средством для подготовки школьников к профильной олимпиаде по информатике 13 PAGEREF _Toc340155551 \h 14531515
13 LINK \l "_Toc340155552" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc340155552 \h 14571515
13 LINK \l "_Toc340155553" 14Литература 13 PAGEREF _Toc340155553 \h 14591515
15
Введение
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, споособность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.
Несмотря на то, что круг задач, рассматриваемых на олимпиаде по информатике ограничен, решение задачи может быть сложным не только для ученика, но и для учителя, так как некоторые задачи требуют знания высшей математики.
Целью Олимпиады является создание оптимальных условий для выявления наиболее подготовленных, одаренных, профессионально ориентированных обучающихся средних общеобразовательных учреждений, для поддержки одаренной молодежи, ее интеллектуального развития, вовлечения в активную учебно-познавательную деятельность.

Олимпиада проводится в два этапа: заочный (отборочный) и очный (заключительный). Этапы могут состоять из одного или нескольких туров, включающих в себя конкурсные испытания различных видов: как академические соревнования (выполнение профилированных заданий по общеобразовательным предметам или комплексам предметов, соответствующих профилю Олимпиады), так и научно-образовательные, творческие соревнования (защита научно-исследовательских работ, выполнение проектов, сочинения на темы, связанные с профильной областью предметных знаний, испытание творческих способностей участников Олимпиады и т. д.).
Олимпиада проводится на основе общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования. Оргкомитет Олимпиады определяет профили, предметы (комплексы предметов), по которым проводятся интеллектуальные соревнования, утверждает олимпиадные задания, разработанные методической комиссией.
Правильность выполнения заданий всех этапов Олимпиады, оценивание работ осуществляет жюри, состав которого формируется из числа научно-педагогических работников КГУ, аспирантов, студентов университета, представителей комитета образования и науки Курской области, учителей школ города Курска и Курской области.
При определении победителей и призеров предпочтение отдается работам, в которых выполнены сложные задания, продемонстрированы оригинальность мышления, творческий подход и способность к анализу и решению нестандартных задач. Победители Олимпиады становятся обладателями гранта на обучение в КГУ.
В 2008-2009 учебном году в Олимпиаде приняло участие более 1100 обучающихся школ Курской, Белгородской областей и г. Санкт-Петербурга. Победители и призеры Олимпиады были награждены Дипломами I, II, III степеней, а учителя, подготовившие их, – Благодарственными письмами. Из 12 победителей-одиннадцатиклассников 8 стали студентами Курского государственного университета.
В 2009-2010 учебном году участниками интеллектуальных испытаний стали более 1000 школьников из семи регионов Российской Федерации: Курской, Белгородской, Орловской, Липецкой, Тульской, Оренбургской областей и Республики Адыгея.
136 школьников награждены Дипломами I, II, III степени. Многие из них приняли участие в других состязаниях и достойно там выступили. Большинство победителей и призеров Многопрофильной олимпиады КГУ неоднократно становились победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Начиная с 2011 года, профильная олимпиада КГУ по информатике проводится для трех категорий учащихся: 1-4 классы, 5-8 классы и 9-11 классы.
Отечественный и зарубежный опыт олимпиадного движения по информатике показывает, что если талантливость ребенка в области информатики выявляется и поддерживается еще в начальной школе, и далее непрерывно развивается, то именно такие школьники впоследствии становятся абсолютными чемпионами России и завоевывают золотые медали на международной олимпиаде по информатике. Таких примеров, когда шестиклассники уже участвовали в заключительном этапе Олимпиады по информатике и добивались хороших результатов, можно привести много [13 REF _Ref300848190 \h 141915]. Из зарубежного опыта ярким доказательством вышесказанного является участие белорусского школьника уже в международной олимпиаде по информатике с 5 класса, когда он завоевал серебряную медаль, а уже в 2009 году, будучи восьмиклассником, он стал абсолютным чемпионом мира, опередив всех старшеклассников мира.
Целесообразность вовлечения в олимпиаду по информатике младших школьников поддерживается также новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 [13 REF _Ref303787005 \h 142015], который был введен в действие с 1 января 2010 года. В частности, этим стандартом предусматривается изучение особо важных для олимпиадной ориентации школьников тем, включая алгоритмы, множества, элементы комбинаторики, введение в понятие моделирования, начала логики, знакомство с информационными структурами, а также использование исполнителей для реализации алгоритмов.

1.2 Особенности программы подготовки к олимпиаде по информатике младших школьников
В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования.
Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции. Учащимся, ориентирующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей.
Для младших школьников большое значение имеют широкие социальные мотивы – долга, ответственности и др. Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Однако многие из этих мотивов могут быть реализованы только в будущем, что снижает их побудительную силу.
Умственное развитие в этот период проходит через три стадии:
- первая – усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей и построение их моделей;
- вторая – устранение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях;
- третья – устранение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.
Обучение развивает школьников прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющихся учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых, перцептивных и т, д.), превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применение к новым конкретным ситуациям.
Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективной жизни, общения с учителем и друг с другом. В классном коллективе складываются определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив он включаются в разные виды деятельности.
Ставя перед школьниками новые познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные его возможности.
Обучение тем успешнее ведет за собой развитие, чем более целенаправленно оно побуждает учащихся к анализу их впечатлений от воспринимаемых объектов, осознанию их отдельных свойств и своих действий с ними, выделению существенных признаков объектов, овладению мерами оценки отдельных их параметров, выработке способов классификации объектов, образованию обобщений и их конкретизации, осознанию общего в своих действиях при решении различных видов задач и т. п.
Изучение основ информатики в начальной школе преследует следующие цели:
1) формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера);
2) развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике ( с применением формальной логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход );
3) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
4) развитие у учащихся навыков решения логических задач.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.
Вот почему уже в начальной школе учителя должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.
В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру», игра-конкурс по информатике «Инфознайка», дистанционный интеллектуальный конкурс «Перспектива» (математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир, английский язык).
Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.
Традиционные олимпиады по информатике среди школьников по своей сути являются олимпиадами по программированию. И с каждым годом требования к уровню владения техникой программирования, знания специальных алгоритмов и т.п. повышаются. К этим олимпиадам, как к выступлению в большом спорте, надо специально тренировать учеников, и далеко не каждый талантливый школьник может и хочет принимать участие в мероприятиях такого рода. Без сомнения, олимпиады по программированию нужны, но также, очевидно, нужны мероприятия олимпиадного характера, в которых могло бы принимать участие большое количество школьников.
Таким мероприятием является олимпиада по базовому курсу информатики для учащихся начальных классов. Такую олимпиаду целесообразно проводить на основе тестов. Вопросы тестов должны быть подобраны таким образом, чтобы проверить общий уровень подготовки учащихся и дать возможность решить главные проблемы, возникающие при проведении олимпиады по информатике:
- различный уровень преподавания информатики;
- различие алгоритмических языков, изучаемых в школах;
- различное программное обеспечение, изучаемое на уроках информатики.
Эффективность обучения информатике учащихся зависит от их творческого отношения к учению, интереса к самому процессу познания. В традиционной системе обучения не уделяется достаточного внимания организации учебной деятельности учащихся с установкой на их собственную интеллектуальную активность, направленную на усвоение, обобщение и систематизацию знаний. Обучение ведется с ориентировкой на так называемого среднего ученика. В результате такого подхода передаваемая учителем информация не становится личным знанием как для тех учеников, которые не могут ее воспринять в связи с трудностью, так и для тех, которые ею уже владеют, и она не вызывает у них интереса.
Зачастую знания, полученные от учителя, в силу их специфической ограниченности, морально устаревают за время обучения; обилие информации по предмету приводит к тому, что многие учащиеся не могут справиться с ее осмыслением и запоминанием. Исчезает личная заинтересованность учащегося и внутренняя потребность разобраться в появившейся проблеме. Это приводит к снижению интереса не только к программированию, но и к предмету в целом и, как результат, – низкому уровню базовых знаний по информатике.
Современные подходы к обучению выдвигают перед учителем задачу так организовать полноценную познавательную деятельность учащихся, чтобы они были готовы не только воспринимать, но и осмысленно использовать полученные знания в будущей профессии, что приведет к появлению стремления удовлетворять свои потребности в овладении не только базовыми знаниями, но и к углублению знаний по информатике. Этого можно достичь только при высокой степени заинтересованности и поисковой активности самих учеников в достижении поставленных целей, т.е. фактор мотивации является определяющим для достижения успеха в учебно-познавательном процессе. Проблемам мотивации учебно-познавательной деятельности посвящено большое количество работ известных психологов (Б.Г. Ананьева, В. Г. Асеева, Л. И. Божович, Р. Х. Вайсмана , O.K. Тихомирова, Е.В. Шороховой).
На протяжении всего периода развития олимпиад по информатике в нашей стране совершенствовались и формы организации работы с одаренными в области информатики детьми. Не стала исключением и подготовка школьников к различным соревнованиям по информатике, в том числе и к всероссийской олимпиаде школьников, причем такая подготовка всегда рассматривалась не как самоцель, а как составная часть большой работы по воспитанию в стране отечественной элиты в области информатики и информационных технологий.
Формы работы с талантливыми школьниками всегда определяются несколькими объективными факторами, которыми характеризуется современное общество: это информационные ресурсы, в том числе в школе и семье, это кадровый потенциал учителей и наставников, и это новые методики в области информатики.
Чтобы понять характерные для сегодняшнего дня новые тенденции в работе с одаренными информатиками, рассмотрим основные этапы в развитии форм и методов этой работы, характерные для нашей страны. Это важно, поскольку нельзя говорить, что появление новаций в этом направлении автоматически приведет к повсеместному их использованию в учреждениях образования. В то же время и то лучшее, что у нас было, необходимо сохранять и приумножать.
Первый этап в развитии форм и методов подготовки к олимпиаде школьников по информатике во многом определялся развитием школьной информатики и становлением олимпиадного движения по этому предмету в стране. К концу 80-х годов ХХ века, когда в отдельных школах и центрах дополнительного образования появились первые компьютеры, созрели минимальные условия, определившие тогда главную форму такой работы, основанную на общей модели индивидуальной подготовки.
Обучение олимпиадной информатике на этом этапе осуществлялось либо в школе силами наиболее квалифицированных учителей информатики, либо в центрах дополнительного обучения специалистами, профессиональная деятельность которых была тесно связана с информатикой и вычислительной техникой. Часто эти люди были не педагогами по образованию, а профессионалами в своей области, нашедшими призвание в работе с детьми школьного возраста. Именно такие профессионалы определили высокий старт олимпиадной подготовки по информатике для одаренных школьников, так как уроки информатики в школе пока не могли компенсировать дефицит в глубине и тематике подготовки детей.
Интерес школьников к олимпиадной информатике привел к появлению факультативных занятий в школе, групповым тренингам в специальных летних и зимних детских лагерях, а также в кружках при ВУЗах. Большую роль на этом этапе сыграло партнерство систем общего и дополнительного образования детей, а также технический ресурс, предоставленный школе ведущими вузами страны, что позволило использовать возможности их вычислительных центров в работе с талантливыми школьниками.
Нужно отметь, что важную часть подготовки школьников к олимпиадам по информатике в то время играли занятия по математике. Понимание этого факта привело к тесному сотрудничеству учителей информатики и математики школы, а также преподавателей вузов. Примером такого сотрудничества стала организация индивидуальной подготовки талантливых школьников в Аничковом лицее совместно с Дворцом творчества юных в Санкт-Петербурге, лицея №40 и университета в Нижнем Новгороде, а также специализированных учебно-научные центрах при университетах в Москве и Екатеринбурге.
Кадровый и ресурсный потенциал такого сотрудничества позволили на первом этапе сформировать уникальный опыт индивидуальных форм работы с одаренными детьми. Этот опыт послужил основой для его внедрения в таких городах, как Новосибирск, Саратов, Казань, Владивосток, Челябинск, Петрозаводск, Салават, Вологда. Как следствие, именно школьники из этих городов стали составлять костяк кандидатов в сборную команду России по информатике, а многие затем стали победителями или призерами международных олимпиад.
В силу ограниченности технического ресурса и программного обеспечения на первом этапе, компьютерная составляющая работы с одаренными детьми в области информатики еще не была поставлена в основу самостоятельной работы детей и проходила в режиме тренингов на доступном для них компьютерном ресурсе. Поэтому звено подготовки в части саморазвития детей пока не работало, школьник во многом зависел от наставника. Практически отсутствовала методическая поддержка в виде учебно-методических материалов.
С конца 90-х годов в стране началось активное внедрение в школы ИКТ-кабинетов. Это в значительной степени предопределило переход на новый этап развития форм работы с талантливыми школьниками и подготовки их к международным олимпиадам. Теперь огромную роль стали играть коллективные формы подготовки детей с привлечением уже не одного педагога или наставника. Появившиеся общие подходы при подготовке школьников к олимпиадам различного уровня позволили им быстро адаптироваться к обучению с разными наставниками, причем независимо от места проведения занятий. Этому также способствовал тот факт, что в подготовку школьников к олимпиадам активно включились студенты, бывшие победители и призеры международных олимпиад, которые стали важной составляющей в этой работе. Как следствие, в стране был создан потенциал тренеров-тьюторов в звене молодежи, участвующей в олимпиадах. Бывший олимпиец, выпускник школы, сам еще занимающийся с наставником в вузе для подготовки к студенческим олимпиадам, становился тьютором у школьников из своей школы.
Пришедший на смену первому этапу второй этап в развитии форм работы с талантливой молодежью и подготовки лучших из них к международным олимпиадам можно назвать этапом формирования моделей корпоративного обучения, расширяющих традиционное индивидуальное обучение. Такие модели предполагают формирование разновозрастных групп обучаемых, которые являются основой будущих сообществ олимпиадников. В эти сообщества объединяются ставшие уже студентами вузов победители и призеры прошлых олимпиад, группы научных наставников из числа учителей информатики, преподавателей вузов, родителей-профессионалов и ученых.
Важную роль на втором этапе стала играть уже не школа, позиции информатики в которой с точки зрения олимпиадной информатики к тому времени были ослаблены, а школьные кабинеты ИКТ, которые после уроков становились клубами юных информатиков и программистов. Активизировалась в этот период и система дополнительного образования для школьников, благодаря чему начались организовываться специализированные выездные компьютерные школы и летние лагеря, где в качестве наставников начали работать студенты ведущих вузов страны.
Еще одной особенностью второго этапа стало формирование в это время учебных заведений, специализирующихся в области информатики. Ими стали информационно-технологические лицеи – первые профильные школы целевой подготовки детей в области ИКТ. Многие физико-математические лицеи в своей подготовке также стали формировать специальные классы с углубленной подготовкой по информатике. Все это положительно сказалось на развитии коллективных форм и методов подготовки школьников к олимпиадам и постепенно началось отражаться на достижениях наших школьников.
Расширение форм работы с талантливыми школьниками значительно подняло планку в квалификации учителя информатики, вовлеченного в олимпиадное движение. Объективно сложилась потребность в создании ассоциативных групп наставников. Прообразом такой профессиональной ассоциации служит Центральная методическая комиссия и научный комитет заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике.
Некоторые регионы также пошли по этому пути, сформировав у себя такие же ассоциативные группы наставников. Как следствие, в этих регионах обеспечивается высокое качество работы с одаренными школьниками и подготовки их к олимпиадам, а также высокий уровень организации региональных олимпиад по информатике.
Развитие информационных технологий и активное внедрение их в образовательный процесс, а также тесное сотрудничество учителей информатики с преподавателями вузов и привлечение студентов к участию в подготовке школьников к олимпиадам позволило подготовить почву для перехода на третий этап развития форм работы с одаренными детьми и подготовки к международным олимпиадам. С начала ХХI века наступило время удаленных коммуникативных форм работы с детьми.
Третий этап стал периодом формирования коммуникативных, или сетевых, моделей работы с одаренными школьниками и подготовки их к олимпиадам. Главным техническим ресурсом на этом этапе становится интернет, который уже сейчас пришел во все школы страны. Если учесть еще и активное проникновение интернет в семью, то все это не могло ни сказаться на появлении новых форм в работе с талантливой молодежью на основе интеграции информационных и образовательных технологий.
В первую очередь, начало создаваться сетевое олимпиадное сообщество, объединяющее различные межвозрастные группы школьников-олимпиадников всей страны. Эти сетевые группы не имеют территориальных границ и могут быть тесно связаны со студенческими командами, постоянно участвующими в межвузовских соревнованиях по программированию, проводимых в нашей стране и в мире. Кроме того, в интернете начали появляться региональные сообщества наставников, поэтому прежняя разобщенность, присущая ранее работе с одаренными школьниками, начала постепенно уходить в прошлое.
Открытость и доступность интернет сразу активизировала работу по формированию методических электронных ресурсов для поддержки олимпиадного движения в стране. За короткое время возникли различные сайты, содержащие те или иные материалы, полезные при подготовке к олимпиадам различного уровня. В 2005 году при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина компанией «Кирилл и Мефодий» был разработан и введен в эксплуатацию портал Всероссийских олимпиад школьников [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , и сразу Рособразованием была поставлена задача создания в России единой методической базы олимпиадных заданий всероссийской олимпиады школьников по информатике со свободным доступом для всех детей и наставников.
Еще одна новая форма, которая начала активно развиваться на третьем этапе, – это интернет-олимпиады по информатике. Возможность участия в них любого школьника страны, независимо от школы, в какой он учится, и места его проживания, с одной стороны, дала импульс к развитию форм самообучения и самотренингов школьников, а с другой стороны, создала все необходимые условия объективно проявить свои способности всем желающим и заявить о себе олимпиадному сообществу.
Сейчас в стране интернет-олимпиады по информатике проводятся достаточно часто. На федеральном уровне примером такой олимпиады являются интернет-туры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике, которые проводятся с 2006 года. Интерес к ним всегда большой, так как у тех школьников, кто не прошел отбор на заключительный этап есть возможность оценить свои способности, решая те же задачи и в том же режиме, что и участники очных соревнований.
Интернет-олимпиады по информатике уже не один год проводятся и на региональном уровне. Более того, в ряде регионов страны эти олимпиады носят еще и отборочный характер, что позволяет в рамках муниципального образования выявить как можно больше талантливых школьников для подготовки и участия в последующих этапах всероссийской олимпиады. Это очень важно, так как не во всех школах проводится олимпиада по информатике, а если и проводится, то уровень ее оставляет желать лучшего. Поэтому у школьников, которые учатся в таких учреждениях образования, единственный путь заявить о себе – это участвовать в интернет-олимпиадах.
Важным следствием развития интернет-олимпиад является формирование в интернете распределенного портфолио учащихся. Это позволяет создавать новые уникальные подходы к механизмам отбора талантливых детей, открывающих их сообществу наставников независимо от места проживания ребенка. Сейчас интерес к такому факту у региональных наставников пока достаточно низок в силу малого опыта работы с коммуникативной формой подготовки олимпиадников. Однако с развитием сетевых технологий и расширением охвата детей этой формой возможно появление новых и полезных дополнений к системе подготовки одаренных детей, и опыт в этом направлении развитых стран, особенно США, более чем убедительно говорит об этом. Там коммуникативные формы работы с одаренными детьми по информатике являются ключевыми и курируются ведущими вузами.
В настоящее время коммуникативные и сетевые модели работы с одаренными школьниками и подготовки их к олимпиадам продолжают развиваться. Эта касается и дистанционных форм обучения (дистанционные школы наставников, дистанционные центры дополнительного обучения одаренных детей), и создания интернет-среды, содержащей банк олимпиадных задач и систему проверки в режиме реального времени любой задачи в нем, и других олимпиадных сервисов. Работа в этом направлении очень важна, поскольку расширение охвата школьников олимпиадным движением приводит к проблеме нехватки квалифицированных кадров, а бесконечно расширять сообщество наставников и специализированных школ не представляется возможным.
Говоря о развитии коммуникативных и сетевых моделей работы с одаренными школьниками, нельзя не отметить их влияние и на поддержку самих учителей и наставников, особенно тех, кто начинает свой путь в олимпиадном движении. Сейчас они, в основном, предоставлены сами себе, а система повышения квалификации мало в чем может им помочь. Появление специализированных дистанционных курсов передачи опыта, научных сетевых мастерских обмена опытом, сетевых лекториев ведущих вузов и научных организаций в области информатики – вот путь решения обозначенных проблем, однако это требует немалых финансовых вложений и дополнительных ресурсов.
Несмотря на то, что этап формирования коммуникативных или сетевых моделей работы с одаренными школьниками и подготовки их к олимпиадам находится в стадии развития, тем не менее, уже сейчас можно говорить о наличии определенного количества сформированных сетевых ресурсов, которые полезно использовать школьникам и их наставникам в своей работе.
В основе следующего этапа в развитии форм олимпиадной работы с одаренными детьми должны лежать модели партнерства в системе олимпиадного движения. Определяющим ресурсом этого этапа станут скоростной Интернет в каждой школе, большое многообразие коллекций олимпиадных заданий различной сложности в открытом доступе, сайты профессиональных сообществ наставников и тренеров-тьюторов олимпиадного движения по информатике, регулярно проводимые интернет-туры олимпиад, сайты методической поддержки олимпиад по информатике ведущих вузов страны в области информатики.
Новое развитие получат дистанционные формы изучения олимпиадной информатики, которые позволят школам восполнить дефицит педагогических кадров в работе с талантливыми детьми по информатике. Широкое применение получат новые сетевые сервисы, такие как видео веб-сессии, которые устранят неравные условия наставничества детей, позволят им использовать видеотеки в интернете с лекциями ведущих наставников, известных ученых, работать с ними в режиме реального времени.
Модель партнерства в системе олимпиадного движения предполагает также активное вовлечение в олимпиадное движение Российской академии наук, сообщества высококвалифицированных специалистов технопарков и бизнес-сообщества. Такое сотрудничество даст возможность одаренным детям не только удовлетворять потребности в зоне своих олимпиадных интересов, но и более точно определиться с будущей профессией, и тем самым способствовать решению важной для страны проблемы закрепления одаренной молодежи в науке и народном хозяйстве.

1.3 Обзор существующих интернет-олимпиад по информатике для учащихся начальной школы

В настоящее время всё больше учеников младших классов принимает участие в олимпиадах. Это происходит благодаря информатизации общества, внедрению новых технологий в школу. У учеников появляется больше мотивации к изучению информатики.
В интернете существуют различные конкурсы и игры для учеников начальных классов, связанные с информатикой. Рассмотрим некоторые из них.
ЭМУ – Международный дистанционный проект «Эрудит-марафон учащихся» (ЭМУ) [13 REF _Ref300845539 \h 143015] реализуется в несколько этапов:
1.Конкурс Эрудитов
2.Конкурс Специалистов
3.Конкурс Творческих команд
Кроме того, участникам «ЭМУ» (и не только им) предлагается детский образовательный журнал «Приключения ЭМУ».
В проекте «ЭМУ» участвуют школьники из России, Беларуси, Украины и Казахстана.
Для участия приглашаются школьники с 1 по 9 классы без предварительного отбора. ЭМУ впервые стартовал в 2008 учебном году.
Конкурс Эрудитов. Конкурс состоит из трех раундов: «Быстрый» раунд, «Умный» раунд и «Смелый» раунд. «Быстрый» раунд – задания на эрудицию и логику. Вопросы игрового развивающего характера. Задания на эрудицию не привязаны к учебным предметам. «Умный» раунд – задания проверяют самоорганизационные умения. В тесте собраны компетентностно-ориентированные задания разной сложности. Участник должен выбрать и решить некоторые из них. «Смелый» раунд – задания на работу с информацией. В тесте предлагается решить несколько проблем. Каждая проблема описывается текстом, рисунком или диаграммой. Требуется изучить предложенную информацию по проблеме и ответить на заданные вопросы.
Задания всех раундов конкурса выполняются каждым учащимся индивидуально в своей школе по материалам, полученным в оргкомитете.
Отсчёт времени начинается после проведения инструктажа и подписания работ. Время на выполнение заданий одного раунда – не более 30 минут.
Участники – учащиеся с 1 по 9 классы общеобразовательных учреждений России и стран СНГ без предварительного отбора. Учащийся может поучаствовать в любом количестве раундов.
Конкурс Специалистов. Участникам предлагаются конкурсные задания (тесты) по следующим предметам/раундам:
1-4 классы
5-9 классы

6 предметных раундов:
русский язык
математика
информатика
окружающий мир
английский язык
литературное чтение
5 межпредметных раундов:
общественные науки
технические науки
гуманитарные науки
лингвистические науки
естественные науки

На выполнение заданий одного раунда отводится 30 минут
На выполнение заданий одного раунда отводится 30 минут.


Задание по каждому раунду составлено в едином формате на основе компетентностного подхода. Каждый тест структурно состоит из заданий, направленных на формирование ключевых компетентностей: компетентности разрешения проблемы (самоорганизационные), информационной компетентности, коммуникационной компетентности, и логических общеучебных умений и навыков. Каждый вопрос проверяет степень владения ребенком каким-либо аспектом одной из данных ключевых компетентностей. Каждый ребёнок имеет право участвовать в нескольких предметах (это даже рекомендуется, так как в результате его личная карта развития будет более полной и разносторонней). Рекомендуется участие учащихся по трём и более предметам.
Участники – учащиеся с 1 по 9 классы общеобразовательных учреждений России и стран СНГ без предварительного отбора. Учащийся может принять участие в любом количестве предметных раундов.
Конкурс творческих команд. Конкурс творческих команд проводится в школах. Администрация школ на добровольной основе знакомит педагогический коллектив, учащихся и родителей с условиями проведения конкурса.
Задания конкурса разделены на 4 возрастные категории: 1-2 классы, 3-4 классы, 5-6 классы и 7,8,9 классы. Команды, выступающие в разных категориях, будут оцениваться по-разному. Каждая школа, которая принимает участие в конкурсе, должна сформировать творческие команды. Каждую команду возглавляет капитан – педагог. Максимальное количество учащихся в команде – 20 человек.
Участники-команды соревнуются в четырёх возрастных категориях:
- учащиеся 1-2 классов
- учащиеся 3-4 классов
- учащиеся 5-6 классов
- учащиеся 7,8,9 классов
Стоимость – 60 рублей с ребёнка за участие в каждом из раундов. Из них 10 рублей остаётся в школе на организаторские расходы, а 50 рублей перечисляется на расчётный счёт Центра.
КИТ – компьютеры, информатика, технологии [13 REF _Ref300845662 \h 141515]. Конкурс проводится с 2008 года. «КИТ» по форме проведения максимально приближен к таким хорошо известным и популярным конкурсам, как «Кенгуру» [13 REF _Ref300845844 \h 142315], «Золотое руно» [13 REF _Ref300845984 \h 142715], «Британский бульдог» [13 REF _Ref300845984 \h 142715].
Задания КИТа составлены для возрастных групп: 2-3, 4-5, 6-7, 8-9 и 10-11 классы. На выполнение заданий отводится 75 минут.
Каждый участник будет выполнять работу в своей школе, ему предстоит решить 30 тестовых заданий, выбрав один вариант ответа из 4 предложенных и заполнить специальные поля в бланке ответа.
Стоимость участия: 40 руб.
Инфознайка [13 REF _Ref300846095 \h 14615] – игра-конкурс по информатике и информационным технологиям для учащихся общеобразовательных школ. Конкурс проводится на следующих уровнях:
- начальный (1-2 классы);
- подготовительный (3-4 классы);
- пропедевтический (5-7 классы);
- основной (8-9 классы);
- общеобразовательный (10-11 классы);
- углубленный (10-11 классы).
Задачи начального и подготовительного уровней рассчитаны на учеников, не изучавших информатику, либо изучавших ее в безмашинном варианте.
Задачи пропедевтического уровня ориентированы на учащихся, имеющих первоначальные навыки работы с компьютером и начавших изучать курс информатики.
Задачи основного и общеобразовательного уровней рассчитаны на учащихся, изучающих информатику на базовом общеобразовательном уровне.
Задания углубленного уровня – для учащихся, изучающих информатику больше, чем 1-2 урока в неделю.
Задания для конкурса составляют организаторы конкурса. Все задания являются авторскими. Для подготовки к конкурсу оргкомитет ежегодно издает сборники заданий с ответами за прошлые игры (с 2005 года), которые можно либо скачать с сайта игры (в pdf-формате), либо заказать в бумажном варианте, связавшись с оргкомитетом.
Игра может проводиться в трех вариантах:
- бумажный (посредством обычной почты учитель получает задания, бланки ответов, дипломы и призы);
- электронный (учитель скачивает с сайта конкурса задания, бланки ответов, распечатывает их, результаты присылает в электронном виде (в формате Excel); использование компьютера учащимися не обязательно;
- смешанный (учитель получает задания, бланки ответов по обычной почте, а результаты присылает в электронном виде (в формате Excel ).
Все участники конкурса получают сертификаты, победители – дипломы и призы, учителя – благодарности. Оплата за игру составляет 40 рублей с участника. Часть денег (в соответствии с договором) учитель оставляет себе на покрытие организационных расходов. Оплата может быть произведена банковским или почтовым переводом.
1.4 Возможности использования электронных образовательных ресурсов в начальной школе
Важнейшей составляющей образования в современных условиях является начальное формирование информационной компетентности, которая позволит эффективно использовать информационные технологии и интегрированный подход в обучении, добиваясь экономии времени и реальной разгрузки учащихся. Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Использование новых информационных технологий в современной начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Электронные образовательные ресурсы, информационные учебно-методические комплексы, как и другие развивающие образовательные системы, предлагают вносить изменения в приоритеты в образовании в соответствии с требованиями сегодняшнего дня – жизни в информационном обществе, где главное:
- не запоминать большой набор готовых знаний, а уметь ими пользоваться, ориентироваться в их системе, самостоятельно расширяя и применяя знания и умения по мере необходимости, решая возникающие в жизни задачи, т.е. в процессе обучения важно сформировать функционально грамотную личность.
- не заучивать все подряд, а учиться выбирать главное и интересное, сформировать такое умение поможет принцип минимакса, согласно которому учебные материалы содержат как обязательные для всех знания (минимум), так и избыточные знания (максимум), которые учащиеся могут усваивать, предварительно сделав выбор.
- не искать и повторять готовые ответы, а самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения и отвечать за них, используя проблемно-диалогическую технологию. Это обеспечивает создание мотивации у учащихся, а главное позволяет подготовить их к самостоятельному решению возникающих проблем, т.е. к тем ситуациям в жизни, когда приходится использовать полученные знания и умения.
Важнейшей задачей информатизации учебного процесса в современной школе является: повышение уровня обучения за счет включения в педагогическую практику современных информационно-коммуникационных технологий, использования цифровых образовательных ресурсов. В школе имеется медиатека, в которой собрана коллекция мультимедийных уроков, энциклопедий, словарей, интерактивных репетиторов, развивающих игр и обучающих программ.
Отметим несколько самых востребованных способов использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебно-воспитательном процессе младших школьников. Электронное пособие применяется непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного. Использование ЭОР, особенно в начальной школе, позволяет при минимальных затратах времени создавать наглядные пособия и как следствие повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости. Также немаловажное значение имеет и тот факт, что такие наглядные пособия хранятся в электронном виде и не требуют много места. ЭОР помогает учителю наглядно и доходчиво изложить материал, причем может быть применен как на уроке, так и при подготовке к нему, особенно если учитель использует, например, собственные презентации, дополняя их вычлененными из электронного методического комплекса цифровыми образовательными ресурсами. Также ЭОР может быть полезен при подготовке раздаточного материала, подготовка которых почти всегда является для учителя достаточно трудоемким процессом. В таком режиме работы полезно использование в качестве ЭОР анимационных и видеофрагментов, проигрывание звуковых файлов.
На наш взгляд, следует отметить большие возможности выполнения учащимися самостоятельной работы с электронным учебным комплексом (ЭУК). Такая работа может быть осуществлена при подготовке учениками домашних заданий. ЭОР может быть востребован при выполнении заданий по методу проектов. Здесь могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и даже простые тексты. Необходимо отметить, что при таком методе использования ЭОР у учащихся возникает больший интерес к предмету и выбранной тематике, появляется возможность почувствовать себя исследователями в данной области, а учителю позволяет наиболее эффективным способом реализовывать межпредметные связи.
Ещё одним возможным способом использования целостных электронных учебных комплексов, а также вычлененных электронных образовательных ресурсов является их применение при проведении текущего контроля знаний учащихся и уровня усвоения ими материала. После объяснения материала учителем в большинстве случаев организуются контрольно-диагностические мероприятия, под которыми обычно принято понимать проведение тестирования знаний учащихся. Здесь применение соответствующего программного обеспечения позволяет превратить классное или групповое занятие, фактически, в индивидуальное, т.к. уникальное задание будет выполняться конкретным учеником за его отдельным рабочим местом. При этом идентификатором учащегося будет являться его сетевое имя, и, следовательно, исключается возможность списывания. К достоинствам данного подхода можно отнести и программное отслеживание хода решения, информирование преподавателя наглядным способом (с использованием графиков, таблиц и диаграмм) о проценте верных ответов как у одного ученика, так и группы, выполняющей тестирование. В некоторых электронных учебных комплексах вводится ранжированная система оценивания по конкретным вопросам и темам, к которым они относятся; упрощается процесс сбора и анализа информации об успеваемости, исключается возможное негативное отношение преподавателя к конкретному ученику, т.е. психологический фактор.
Использование мультимедийных пособий дает возможность накопления электронных учебных комплексов и электронных образовательных ресурсов по конкретному предмету или направлению. Это позволяет сформировать базу данных хранимых ресурсов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЭОР как для учителей, так и для учеников.
Возможным методом использования ЭОР является их применение при выполнении практических, лабораторных и групповых занятий. Речь идет об интерактивных ЭОР, фактически являющихся имитаторами проведения лабораторных работ. Безусловно, подобное использование ЭОР обладает рядом недостатков: ученик не участвует непосредственно в проведении опыта; результат, получаемый им, является виртуальным; опыт, хотя и показывается учащемуся в деталях, не дает ему выполнить работу своими руками, почувствовать текстуру материала, научиться пользоваться измерительными и другими приборами. Тем не менее, при использовании подобных ЭОР достигается высокий уровень наглядности, реализуется возможность непосредственного обращения при необходимости к теоретическому или справочному материалу по теме работы, применение таких электронных учебных комплексов и электронных образовательных ресурсов позволяет заменить громоздкое и дорогостоящее оборудование учебных классов и лабораторий.
Следующий метод наиболее характерен для предметов естественно-научного цикла, а также информатики и ИКТ. Речь идет об использовании интерактивных ЭОР в качестве тренажеров. В данном случае программно создается модель объекта, явления или процесса, максимально приближенная к реальности. Такой способ использования может быть полезен не только в преподавании такого предмета как информатика и ИКТ. Возможно смоделировать практически любой процесс или явление, поведение того или иного устройства, а это наряду с остальным позволяет унифицировать учебный процесс, перевести выполнение опасных или дорогостоящих опытов на компьютер.
Эффективным способом использования ЭОР и ЭУК может явиться дистанционное образование, дающее возможность ученику и его родителям, а при необходимости и учителю, знакомиться с материалом, выполнять практические работы и тестовые задания, что весьма актуально для временно нетрудоспособных учеников, учащихся на домашнем обучении или находящихся в отъезде.
Необходимостью использования ЭОР можно считать благоприятный фон для достижения успеха и психологического комфорта работы учащегося с учебным материалом. Как показывают исследования [13 REF _Ref300764724 \h 14915], страх ошибки является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей. Поэтому использование ЭОР на уроках в начальной школе исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию.
Одной из важнейших особенностей современных средств обучения является тенденция к унификации ресурсов. Наибольшую ценность для широкого использования представляют ресурсы, которые требуют от преподавателя минимальных навыков работы на компьютере и максимально унифицируют работу школьника. Одной из популярных является Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов, которая создается в ходе проекта «Информатизация системы образования» на федеральном уровне. Инструментальные средства также успешно используются для размещения учебных материалов в сети и их постоянного обновления. Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить веб-сайты, посвященные отдельным сферам образования, предметной области, уровню обучения, образовательным ресурсам и т.п.
Использование ЭОР в учебной и внеурочной деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Работа с цифровыми образовательными ресурсами увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.
1.5 Формы и методы подготовки детей к олимпиадам в начальной школе
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Слово «олимпиада», ассоциируется с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
Кроме таких олимпиад, в настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
- дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
- создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
- привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут ветеранами интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
- некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
- по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
- каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио.
Существует следующая система подготовки участников олимпиад [13 REF _Ref300766426 \h 141615]:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года. При подготовке к олимпиаде необходима индивидуальная программа для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества. Следует уделять внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач. Учителю надо использовать все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
При подготовке школьников начальных классов к олимпиадам по информатике можно выделить следующие этапы [13 REF _Ref300848190 \h 142015].
- выявление наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
наблюдения в ходе уроков;
организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
- создание творческой группы, команды школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:
реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
- планирование работы:
при планировании работы с группой школьников необходимо избегать формализма и излишней заорганизованности;
следует оптимально выстраивать индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
должна быть предусмотрена возможность отдыха, релаксации;
основная форма работы на занятиях – различные формы индивидуальной и парной работы.
- расширение кругозора обучающихся:
чтение книг, журналов;
работа в Интернете;
дистанционное общение.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые [13 REF _Ref300765410 \h 141915]:
- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности;
- имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность;
- испытывают радость от умственного труда.
Для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.
Существует примерный план мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам [13 REF _Ref301355832 \h 142515]:
Планируемое мероприятие
Ответственный
Планируемый результат

Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности
Педагог-психолог
Карта одаренности на каждого ребенка

Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам
Учителя-предметники, зам. директора по УВР
Проект программы

Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с одаренными детьми
Заместитель директора по УВР, директор школы
- Приказ об утверждении рабочей группы по работе с одаренными детьми
- Приказ об утверждении программы
- Приказ об утверждении курсов по выбору и факультативов
- Положение о стимулирующих надбавках педагогов в рамках НСОТ
- Положение об индивидуальных образовательных программах одаренных учащихся
- Положение о проведении школьных олимпиад

Утверждение расписания курсов по выбору и факультативов, нацеленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся
Заместитель директора по УВР, директор школы
Утвержденное расписание занятий курсов по выбору и факультативов

Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся по предметам
Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники
Индивидуальные образовательные программы (ИОП) на каждого одаренного ребенка имеются у каждого педагога

Проведение школьных олимпиад в рамках предметных недель, брейн-рингов и т.д.
Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники
Участие детей в данных мероприятиях – 90-100%

Организация участия одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники
Участие детей в мероприятии – не менее 9%

Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики
Сертификаты участников, дипломы

Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики
График работы компьютерного кабинета

Развитие логического и интеллектуального мышления учащихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности
Школьный библиотекарь, учитель информатики
Чтение интернет-журнала

Подписка на периодический журнал «Юный эрудит»
Школьный библиотекарь
Повышение интереса к чтению научного журнала


Работа с педагогическими кадрами. Семинары по теме: «Особенности обучения одаренных детей»
Заместитель директора по УВР, руководитель ШМО учителей-предметников
Повышение уровня педагогического мастерства с одаренными детьми

Работа с родителями. Проведение лекториев для родителей по темам: «Сложности психического развития одаренных детей», «Развитие и формирование одаренности в процессе обучения, воспитания и общения»
Заместитель директора по УВР, кл. руководители
Родители оказывают помощь в работе с одаренными детьми

Отслеживание результативности участия школьников в олимпиадах различного уровня
Заместитель директора по УВР
- Определение уровня овладения знаниями и умениями мотивированных детей
- Результативное представление о потенциале школы
- Проектирование перспективной траектории развития школы (отбор и дальнейшее развитие одаренных детей)


Система разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у одаренной личности системные знания и личностные качества. Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала детьми различных возрастных групп. Содержание науки и возрастные особенности одаренных детей требуют соответствующей, активной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм.
Подготовка одаренных детей имеет чёткую направленность на реализацию таких компонентов содержания образования, как:
- развитие интереса, расширение и актуализация знаний по предметам школьной программы, развитие представлений о межпредметных связях;
- развитие интеллектуальной инициативы обучающихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
- создание предпосылок для развития научного образа мышления;
- освоение творческого подхода к любому виду деятельности;
- формирование установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками;
- становление сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;
- обучение информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
- формирование развивающей образовательной среды;
- профессиональное самоопределение детей;
- получение предпрофессиональной подготовки [13 REF _Ref300912829 \h 143215].
Умелый выбор формы процесса обучения позволяет осуществить данную направленность наиболее результативно.
Каждый ребенок имеет способности и таланты. Все дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умелое руководство со стороны взрослых.
Общая одаренность представляет собой широкий диапазон способностей, лежащих в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. Регулярное, целенаправленное внимание к проблеме развития общей одарённости формирует беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени), гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую), оригинальность (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых), любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), умение выдвигать и развивать гипотезы и т.д.
К принципам педагогической деятельности в работе с одаренными детьми относятся:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Как отмечается в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [13 REF _Ref300761842 \h 143315], при создании системы поддержки талантливых детей необходимо создавать: во-первых, специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, во-вторых, общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.
В рамках второго направления ведется работа по поддерживанию творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации учащимся каждого образовательного учреждения. С этой целью расширяется система олимпиад и конкурсов школьников, практика дополнительного образования, различного рода ученические конференций и семинары, отрабатываются механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приеме в вузы.

Глава 2. Разработка обучающего средства для подготовки школьников к профильной олимпиаде по информатике
Типы задач по информатике в начальной школе
Освоение основных понятий информатики проходит успешнее, если используются задания в занимательной форме. Обычно «занимательное» понимается как увлекательное, интересное, притягивающее к себе благодаря необычности, нетрадиционности формы или содержания, положительно влияющих на эмоциональный настрой аудитории. Количество занимательных задач велико.
Выделим четыре типа, применяемые в обучении информатике в начальной школе: задачи-рисунки, логические мини-задачи, задачи-шутки и задачи с неполным условием. В настоящее время в качестве средства обучения в основном применяются задачи двух последних типов.
Задачи-рисунки представляют собой изображения (в том числе схематические) каких-либо объектов, сделанные в необычных ракурсах, то есть с тех сторон, с которых мы видим данные объекты наименее часто. При решении такой задачи учитель задаёт аудитории вопросы типа «Что изображено на рисунке?», «С какой стороны изображён предмет?» либо вопросы о принадлежности данного объекта кому или чему-либо.
Если младшие школьники затрудняются сразу дать правильный ответ, то их следует подвести к нему через систему наводящих подсказок, которые могут быть предложены как словесно, так и в виде рисунков. Ученики сами могут задавать учителю наводящие вопросы, из ответов на которые можно собрать достаточное количество полезной информации.
К логическим мини-задачам относятся короткие по формулировке задачи, состоящие из единственного предложения-вопроса, где ключевые (как кажется на первый взгляд) данные явно или неявно уводят в сторону от правильного ответа.
На задачи со скрытой некорректностью поставленных вопросов ответы можно дать лишь при определённом уровне знания материала. Такие вопросы провоцируются диалогом, ведущимся в неуточнённом контексте, и в них либо заложена ложная посылка, либо для ответа требуется некоторая дополнительная информация, либо когда неправильно использовано вопросительное слово, либо когда в вопросе присутствует шутка, которую обучаемые должны распознать и дать адекватный ответ.
В задачах-шутках допускаются ответы шутливого характера, не несущие в себе конкретной информации, но такие ответы не должны переходить грань дозволенного в общении учителя с учеником, поэтому здесь требуется особая осторожность. Задача-шутка может состоять из серии вопросов, часть из которых поставлена корректно («правильные»), а один вопрос поставлен некорректно (не обязательно последний по счёту).
Ниже в таблице обобщается принцип решения задач-шуток.
Тип вопроса
Количество и качество ответов

В вопросе содержится ложная посылка
Единственный ответ отрицательного характера

Вопрос с недостаточной информацией
Из-за отсутствия полной информации однозначный ответ без получения дополнительной информации дать затруднительно

Неправильно использовано вопросное
слово
Несколько различных по смыслу правильных ответов

В вопросе содержится шутка
Один правдоподобный или шутливый ответ

В вопросе явно содержится правильный ответ
Единственный ответ, содержащийся в вопросе


Часто учащимся трудно различать задачи второго и третьего типа. В этом случае младшие школьники дают ответы не машинально, а задумываясь над вопросом, учатся различать корректно и некорректно поставленные вопросы, глубже проникают в суть ситуации.
Предлагая задачи с неполным условием, учитель описывает некую реальную ситуацию, где часть исходных данных неизвестна. Задавая учителю наводящие вопросы, учащиеся должны найти недостающие звенья решения. При этом вопросы ставятся так, чтобы учитель мог дать на них либо односложные («Да»/«Нет»), либо нейтральные («Вопрос задан некорректно», «Неважно» и т.п.) ответы. Ориентируясь на них, дети должны определить и объяснить описанную в задаче ситуацию.
Решать занимательные задачи можно как на уроке, так и во внеурочное время; их можно включать в процесс обучения практически на любом этапе урока любого типа. На каждом уроке решать занимательные задачи нецелесообразно, а количество таких задач не должно превышать 1–2. Особенности и преимущества занимательных задач приведены ниже в таблице.

Тип задач
Особенности задач
Расширение возможностей учителя
Результат для ученика

Задачи-рисунки
Несоответствие истинных размеров предмета размерам изображения. Например, на рисунке дискета такого же размера, что и сканер
Формирование умений видеть предметы в необычных ракурсах, развитие творческих способностей, наглядно-образного мышления, пространственного и плоскостного восприятия предметов, организация совместной коллективной деятельности
Умение глубже проникать в суть явлений, правильно ставить вопросы и анализировать ответы; развитие интуиции, исследовательских навыков, зрительного внимания, абстрактного мышления

Логические
мини_
задачи
Данные, приводимые в условии задачи, явно или неявно уводят в сторону от правильного ответа
Непосредственная проверка знаний и глубины понимания материала (поверхностно/полно/слабо),
активизация учебной деятельности
Умение отделять главное от второстепенного, различать существенные и несущественные свойства объектов

Задачи_
шутки
В формулировке задачи содержится избыточная или недостаточная информация либо сам ответ в явном виде
Опосредованная проверка знаний и глубины понимания материала, снятие эмоционального напряжения
Эмоциональная разрядка, развитие фантазии и чувства юмора, умение различать корректно и некорректно поставленные вопросы, ориентироваться в них, правильно устанавливать полноту исходных данных и выявлять недостающие данные, устанавливать противоречие, факт истинности или ложности высказывания, возможность существования объекта с заданными свойствами

Логические задачи с неполным условием
Ответ знает только учитель, иначе задача становится неактуальной
Формирование умений отличать главное от второстепенного, опосредованная активизация учебной деятельности, организация совместной коллективной деятельности
Умение слушать друг друга, соотносить свои интересы с интересами коллектива, ставить разумные вопросы, устанавливать связи между различными сторонами явления или процесса, выстраивать причинно-следственные отношения, привлекать дополнительные источники информации и методы исследования, осуществлять анализ и поиск неизвестного в случае неявной постановки вопроса, развитие фантазии, гибкости ума, речи


1.2 Особенности выбора задач и подготовки к участию в профильной олимпиаде по информатике КГУ учеников 1-4 классов
Подбор заданий для олимпиады является очень важным организационным моментом. Ведь нужны не просто сложные задачи, а разнообразные задания творческого характера, которые были бы одновременно и интересны, и поучительны, и имели бы практическое применение. Работа по подготовке олимпиады предполагает также разработку рациональной методики оценивания решений предъявляемых задач.
Проверка заданий может осуществляться с использованием заранее продуманных и проверенных тестовых данных.
Самым сложным вопросом при проведении олимпиады остается подбор заданий и их тестирование. Существует несколько основных принципов, по которым должны строиться олимпиадные задачи [13 REF _Ref300846851 \h 141315]:
Задания олимпиады должны быть разного уровня сложности, так чтобы часть заданий могло решить подавляющее большинство учеников, а 1-2 из них могли решить только самые сильные учащиеся. Это позволит, с одной стороны, провести отбор лучших учеников, а с другой, соблюсти принцип дифференциации обучения. Решение задач не должно быть громоздким, а его реализация не должна поглощать много времени. Чтобы все участники могли реализовать свои амбиции, в олимпиадном варианте обязательно должна быть «утешительная» задача для слабых участников и трудная задача для самых сильных.
Задания должны быть практически ориентированы. Кроме того, они должны быть лишены «сухости», а нести, к примеру, элемент занимательности. В 1-4-х классах элемент «сказочности» в задаче делает ее более привлекательной.
Количество заданий может быть достаточно большим (7-10) и значительно превышать то количество, которое может решить даже самый сильный ученик за отведенные часы. Такая организация заданий будет развивать тактические умения учащихся для того, чтобы, оценив сложность заданий, правильно распределить акценты при выборе очередности решения задач.
Критерии оценки олимпиадных задач вырабатываются членами жюри.
Правильное и полное решение каждой задачи оценивается баллами (вес задач определяют организаторы олимпиады, учитель в процессе подготовки может корректироватъ его количественное представление, учитывая уровень подготовленности учеников).
При подготовке учащихся к олимпиадам необходимо определиться со стратегией обучения решению нестандартных заданий и задач повышенной сложности. Рассмотрим их краткие характеристики.
Ускорение. Эта стратегия позволяет учесть потребности и возможности определённой категории учащихся, отличающихся разным темпом развития. Ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащённому в той или иной мере углублённому учебному содержанию по предмету. Примером такой формы подготовки могут быть погружения, творческие мастерские, мастер-классы, интенсивные образовательные программы.
Углубление. Соответствующая стратегия подготовки эффективна по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету. При этом предполагается более глубокое изучение тем конкретной области знаний. Это может быть школа и класс с углублённым изучением предмета.
Обогащение. Данный тип стратегии ориентирован на качественно иное содержание обучения учащихся, изучения нетрадиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или предметами. Такая программа предполагает обучение школьников разнообразным способам и приёмам работы с олимпиадными заданиями. Подготовка может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, интеллектуальные турниры и конкурсы по развитию тех или иных способностей и т. д.
Проблематизация. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся фактов, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению предмета.
При подготовке школьников к олимпиаде следует знакомить их с правилами организации олимпиад более высокого уровня и способами организации деятельности, при которой правила не стали бы непреодолимой преградой при выполнении заданий.
Необходимо позаботиться о том, чтобы учащиеся активно участвовали в подготовке к олимпиаде. Детям необходимо помочь добиваться успехов, т. е. помочь приобретать знания и навыки и применять их на практике. Участие в олимпиаде должно способствовать раскрытию потенциала учащегося, а достижение выдающихся результатов укрепит самосознание учащегося. Важно показать школьникам, что олимпиада – тоже путь к самоутверждению.
Важный вопрос, решение которого требует творческого подхода – реклама олимпиады, создание у учащихся необходимой мотивации. Кроме того, если подведение итогов олимпиады проводить на мероприятии, где обычно присутствует большинство учеников школы, разместить красочно оформленные результаты олимпиады на сайте, то интерес учеников к данному мероприятию значительно возрастет.

1.3 Рекомендации по работе с обучающим средством для подготовки школьников к профильной олимпиаде по информатике
Обучающее средство выполнено в виде сайта. После загрузки появляется главная страница сайта, содержащая сведения о его составе и назначении (см. рис. 1).

Рис. 1. Главная страница сайта.
Ознакомившись с этой страницей, учащийся может выбрать одну из интересующих его тем в меню, которое расположено в правой части страницы.
Меню представляет собой список типов олимпиадных задач. При выборе одного из них под наименованием выбранного типа появляются еще два пункта меню: примеры решения задач и задачи для самоконтроля (см. рис. 2).

Рис. 2. Вид меню с раскрывающимся списком.
Выбрав пункт «Решение задач», учащийся загружает страницу, на которой разобраны несколько задач выбранного им ранее типа (см. рис. 3).

Рис. 3. Вид страницы «Примеры решения задач» раздела «Задачи на переливания, взвешивания, разъезды, переправы».
Страница «Задачи для самоконтроля» для каждого типа задач выполнена в виде теста, в котором учащийся должен выбрать правильный ответ и нескольких предложенных.

Рис. 4. Вид страницы «Задачи для самоконтроля» для задач на системы счисления.
Выбрав один из вариантов ответа, учащийся должен нажать кнопку «Ответить», и ниже этой кнопки появится сообщение, верный ли ответ выбран, и правильный вариант в случае неверного ответа.

Рис. 5. Вид страницы «Задачи для самоконтроля» после нажатия кнопки «Ответить».

Заключение
Проведение олимпиад в начальной школе имеет большое воспитательное и обучающее значение. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени почувствовать в себе уверенность, служат развитию творческой инициативы ребят. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение и т.д.), вызывают интерес к процессу познания.
В выпускной квалификационной работе (ВКР) были рассморены особенности программы подготовки к олимпиаде по информатике младших школьников. К ним относится, в частности, необходимость формирования коммуникативных или сетевых моделей работы с одаренными школьниками и подготовки их к олимпиадам. Именно поэтому обучающее средство для подготовки к профильной олимпиаде по информатике выполнено в виде web-сайта.
Обзор существующих интернет-олимпиад по информатике и информационным технологиям показал, что интернет-олимпиады для младших школьников являются платными. Сайты для подготовки к олимпиадам предназначены для учеников старших классов. Следовательно, ни один из рассмотренных сайтов не может заменить предлагаемое в выпускной квалификационной работе программно-педагогическое средство для подготовки к профильной олимпиаде по информатике.
Анализ психологической и педагогической литературы позволил выделить ряд условий, которые создают благоприятную почву для формирования мотивации учения. Одним из них является развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Для этого в современных условиях все чаще применяют элементы дистанционной формы обучения на основе интернет-технологий.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были рассмотрены существующие методики разработки и оценивания олимпиадных задач по информатике, которые предполагают проверку уровня развития творческого мышления ребенка и его умении реализовать возникающие идеи на практике.
В процессе выполнения ВКР была проведена классификация задач по информатике, которая позволила отобрать типы задач для подготовки к профильной олимпиаде КГУ по информатике учащихся младших классов.
На основе отобранных задач было разработано программно-педагогическое средство для подготовки учеников начальной школы к профильной олимпиаде КГУ по информатике.

Литература
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 14115. Алексеев А.С. Студенческие олимпиады по программированию: взгляд тренера // Компьютерные инструменты в образовании. – СПб.: Изд-во ЦПО "Информатизация образования", 2001, №2, С. 19-20.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 14215. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. МОДЭК, 2010.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 14315. Андреев А.А. Проблемы подготовки современного преподавателя высшей школы // Научно-практический электронный альманах «Вопросы информатизации образования». – выпуск 18 – http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=291.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 14415. Бим-Бад Б.М. Опережающее образование: теория и практика // Советская педагогика. 1988. №  2. С. 51 – 55.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 14515. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (под ред. Полат Е.С.). М.: Академия, 2008.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 14615. Всероссийская игра-конкурс по информатике «Инфознайка» www.infoznaika.ru.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 14715. Гальперин П. Я.  Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 2010.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 14815. Городняя Л.В. О конкурсах по информатике // Компьютерные инструменты в образовании. - СПб.: Изд-во ЦПО "Информатизация образования" , 2001, №1, С.35-40.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 14915. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 2010.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 141015. Дистанционная подготовка по информатике, informatics.mccme.ru/moodle.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 141115. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии. – 1975. – № 2. – С. 68-80.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 141215. Кирюхин В.М. Информатика. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. - М.: Просвещение, 2010.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 141315. В.М. Кирюхин Методика проведения и подготовки к участию в олимпиадах по информатике: всероссийская олимпиада школьников. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 141415. Кирюхин В.М., Цветкова М.С. Влияние Государственного образовательного стандарта на содержание всероссийской олимпиады школьников по информатике // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 12 – С. 64-66.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 141515. КИТ – компьютеры, информатика, технологии konkurskit.org.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 141615. Краевский В.В., Хуторской А.В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 141715. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М., АПН, 1961.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 141815. Олимпиады по базовому курсу информатики: методическое пособие, 2–е изд., под ред. С. В. Русакова. – Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 141915. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2009.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 142015. Паньгина Н.Н. Подготовка учеников к олимпиадам по информатике // Компьютерные инструменты в образовании. - СПб.: Изд-во ЦПО "Информатизация образования", 2000, №1, С. 29-38.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 142115. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 142215. Разбор олимпиадных задач по информатике от Михаила Густокашина http://www.g6prog.narod.ru.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 142315. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). ИИО РАО. М., 2009.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 142415. Российская страница международного математического конкурса «Кенгуру» mathkang.ru.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 142515. Рыжов В.Н. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов вузов, педагогических колледжей и училищ. 3-е изд., перераб. и доп. – Саратов, 2010.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 142615. Сенокосов А.И. Опыт информатизации школы//Информатика. 2002. -№23.-С. 10-29.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 142715. Цветкова М.С. Модели непрерывного информационного образования. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 142815. Центр продуктивного обучения runodog.ru.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 142915. Черкасова П.Г. Кружки и олимпиады по программированию // Компьютерные инструменты в образовании. - СПб.: Изд-во ЦПО "Информатизация образования", 1998, №5, С. 73-79.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 143015. Школа программиста, acmp.ru.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 143115. Эрудит-марафон учащихся cerm.ru/index.php?action=article&a=24.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 143215. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. 3инченко. М., "Педагогика", 2009.
13 SEQ Reference \* ARABIC \* MERGEFORMAT 143315. Президентская инициатива «Наша новая школа» http://nasha-novaya-shkola.ru/.









13PAGE \* MERGEFORMAT14315







Рисунок 1Рисунок 10Ѕђ Заголовок 1Ѕђ Заголовок 2rђ Заголовок 315