Обрати внимание на своё внимание. Урок по окружающему миру в 4 классе


Обрати внимание на своё внимание
Урок по окружающему миру в 4 классе
Цели урока:
образовательные – дать знания об особенностях внимания; знакомство с основным психическим процессом – вниманием; формирование навыка работы с книгой и другими источниками;
развивающие – способствовать развитию произвольного внимания, умению наблюдать, обобщать, делать выводы; познанию себя, формированию умения работать в группах;
воспитательные – способствовать развитию нравственных качеств личности: познавательного интереса, внимания к людям, доброжелательности, ответственности за выполнение порученной части общего дела; показать ценность научного познания мира;
здоровьесберегающие – тренировка глазных мышц с целью профилактики нарушения зрения при длительной нагрузке, способствовать преодолению телесной скованности и напряжения во время урока.
Оборудование: компьютер, м/м проектор, экран, маркер, набор разноцветных кругов (для деления на группы), листы цветной бумаги (для проведения рефлексии), карточки с заданиями, мяч, учебник «Окружающий мир» 4 класс авт. Виноградова Н.Ф.
Организационный этап
- Ребята, как вы думаете, кто на перекрёстке самый главный? Почему? (светофор) Все мы знаем, что обозначает каждый цвет светофора.
Детям предлагается выбрать цветные круги (по цветам светофора) и объединиться в группы по цвету.
2.Введение в тему
Сегодня мы с вами работаем в группах. Для того чтобы узнать, какая сегодня тема урока, вы должны выполнить задание. (см. приложение 1)
Задание для первой группы: дано зашифрованное слово. Вам нужно его расшифровать (слайд 1).
Задание для второй группы: на крестах расположены слова, прочитайте их внимательно и найдите лишнее слово (слайд 2).
Задание для третьей группы: у вас на столе карточка с буквами. Составьте из этих букв слово (слайд 3).
Получилось слово «внимание» (слайд 4).
Проверка. Что помогло вам выполнить задание?
3. Информационный блок
Понятие о внимании
ВНИМАНИЕ, что мы знаем о внимании и внимательности
– Вы, наверное, много раз слышали слова «внимание», «внимательный».
– Не отвлекайся, будь повнимательнее, – просит мама или учительница.
– Спасибо за внимание, – вежливо благодарит ведущий мероприятия своих слушателей.
А вам часто приходится слышать это слово, где и от кого?
Как вы считаете, у всех ли есть внимание?
А оно одинаково?
Внимание есть у каждого, но развито оно по-разному, кто-то запоминает много, но всё подряд, а кто-то немножко, но самое основное.
Где нам пригодится хорошее внимание? (в школе, в профессиях)
Окружающий мир мы познаём с помощью органов чувств. Всё, что мы воспринимаем, вызывает в нас какое-нибудь отношение. Но бывают моменты, когда что-то привлекает наше внимание.
А) Постановка цели урока
Так что же такое внимание? Какого человека можно назвать внимательным? Какую роль играет внимание в нашей жизни? Вот на эти вопросы, мы постараемся сегодня ответить.
Б) Работа с учебником по изучению нового материала
Внешние проявления внимания
Само по себе внимание увидеть нельзя, заметно только его внешнее проявление. Это мимика, поза, жесты. Мимика – это движение губ, глаз, бровей. Поза – положение тела. Жесты – движения рукой.
Так что же такое внимание?
- Предлагаю открыть учебник, вспомнить, как в тексте выделяется самое главное, важное и найти определение понятия «внимание».
Стр. 37 учебника «Окружающий мир». «Внимание – это особенность человека выделять что-нибудь в окружающем мире, одновременно отвлекаясь от всего другого» (слайд 5)

В) Виды и свойства внимания
Легко быть внимательным, когда смотришь интересный фильм, но трудно быть внимательным, когда учишь трудный урок.
(Подать неожиданный звук)
- Почему вы так отреагировали?
– Почему так происходит? Потому что мы в этих двух случаях мы встречаемся с разным вниманием: непроизвольным и произвольным. Непроизвольное внимание направляется на объект без всяких усилий с нашей стороны. Что может привлекать к себе непроизвольное внимание? Таких объектов много. Это громкие, неожиданные звуки (гром, свисток, резкий визг тормозов); яркие световые явления (молния, красочная реклама); резкие вкусы (горечь, кислота, неожиданный вкус); сильные запахи (духов, гари, вкусной еды); все, что интересно и неожиданно для данного человека.Когда речь идет о непроизвольном внимании можно сказать, что не мы обращаем внимание на объекты, а они сами овладевают нашим вниманием.
Совсем иначе обстоит дело с произвольным вниманием. Здесь объект сам по себе не привлекает внимание, но человек удерживает на нем свое внимание своим собственным усилием. Произвольное внимание человек сам направляет на объект, который сознательно выбрал. Например, для того чтобы решить математическую задачу, надо самому постоянно удерживать на ней свое внимание.
– Приведите свои примеры непроизвольного и произвольного внимания?
– Почему для нас важно развивать внимание произвольное?
- Какого человека можно назвать внимательным?
4. Физминутка. Игра «Запрещённое движение», упражнения для снятия напряжения с глаз.
виды (непроизвольное, произвольное); (слайд 6)
Для того чтобы овладеть вниманием, нужно еще знать, как устроено внимание. Рассмотрим некоторые свойства внимания.
свойства (объём, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение) (слайд 7).
(Учитель задаёт вопросы, выясняя как дети понимают смысл того или иного понятия. Даёт в конце объяснений краткую характеристику каждому понятию).По тому, сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме его внимания.
Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.
Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.
Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.
Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Сосредоточение, устойчивость, переключение – это положительные свойства внимания.
Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.
Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.
Отрицательные свойства внимания коррелируют с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.
5. Экспериментальный блок
- Рассмотрим, каково же ваше внимание. Для этого проведём несколько экспериментов.
Эксперимент 1 (слайд 8)
Определение объёма внимания (см. приложение 2)
На короткое время (1 сек.) я покажу вам рисунок, на котором будет несколько чисел, посмотрите внимательно, какие числа написаны, а когда исчезнет рисунок, сложите их сумму и запишите. Кто сделает правильно первым это задание и окажется самым внимательным?
Эксперимент 2 (слайд 9)
Концентрация внимания
В данном тексте букву а подчеркните одной чертой; букву и обведите в кружок, букву о зачеркни знаком х
На берегу реки сидела лиса. Ярко светило солнце. В его лучах резвились в воде рыбки. Лисе очень хотелось наловить рыбок для завтрака.
Эксперимент 3
Переключение внимания (слайд 10).
(см. приложение 3)
Некоторые люди могут легко и просто переходить от одного занятия к другому. У таких людей внимание подвижное, гибкое. Для других переход с одного дела к другому связан с определенным усилием: им нужно некоторое время, чтобы «собраться с мыслями», «войти в работу». Эти люди различаются по такому свойству внимания, как способность к переключению внимания. Попробуйте сосчитать от 1 до 51, отыскивая соответствующие числа на рисунке, за ограниченное количество времени. Побеждает тот, кто затрачивает меньшее количество времени.
Можно ли развить способность быть внимательным? С каждой тренировкой вы будете затрачивать меньше времени на выполнение этого задания.
Эксперимент 4.
Распределение внимания
Рассказать таблицу умножения на 3, при этом подбрасывать вверх мяч.
Эксперимент 5.
Взаимосвязанность свойств внимания. Чтобы быть внимательным, нужно уметь сосредотачиваться, уметь переключаться с одной работы на другую, уметь не просто смотреть, а видеть. Эти свойства внимания не существуют отдельно друг от друга, они взаимосвязаны и сочетаются между собой. В учебнике «Окружающий мир» на стр. . Рассмотри рисунки и найди 5 отличий. Кто выполнит задание первым?
Эксперимент 6.
Желающие проверить своё внимание. 5 человек. Каждому раздаётся карточка с заданием (см. приложение 4).
Эксперимент 7.
Каждой группе раздаются карточки. Необходимо провести коррекцию предложенных предложений (см. приложение 5). (слайды 11-13)
Какое внимание работало у учеников во время выполнения этих заданий?
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Работа с учебником. – с 37.Выскажите мнение, кто из детей прав.
Олег говорит: «Человек может обойтись без внимания. Достаточно того, что он видит и слышит».
Лена думает по-другому: «Внимание помогает людям жить, больше знать и уметь».
Сегодня на уроке кто-то был очень внимательным, кто-то допускал ошибки. Для того чтобы развить своё внимание, нужно выполнять определённые упражнения.
- Внимание – слово многозначное – оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих.
-Подводя итог урока, что же такое внимание?
- Какого человека можно назвать внимательным?
- Где вам в жизни пригодится внимание? (а на перекрёстках?)
- В начале урока вы выбрали себе разноцветные круги. На доске три листа.
Если вам на уроке было легко с ребятами работать в группе, вы довольны своей работой, у вас отличное настроение - прикрепите свои круги к листу зелёного цвета;
Если вы считаете, что работа группы могла быть лучше и сами вы можете работать лучше, у вас хорошее настроение – прикрепите свой кружок к жёлтому листу;
Если вам было трудно работать в группе, вы испытывали затруднения в работе и настроение так себе. Не очень. Прикрепите свой кружок к листу красного цвета.
7. Домашнее задание
1) Я предлагаю вам дома потренировать своё внимание, выполнив задание на карточках ( см. приложение 6) Вы должны будете в тексте зачеркнуть лишние буквы Ю, Г. Если вы внимательно выполните это задание, то вы прочтете считалочку, которую сочинил Борис Заходер.
2)Я предлагаю некоторым учащимся найти упражнения, которые будут способствовать развитию внимания, оформить эти упражнения на листе и принести в класс, и мы будем их использовать для развития внимания.
Приложения
Приложение 1
Задание для 1 группы.
Зашифровано слово. Вам нужно его расшифровать.
САНВНИМАНИЕЭРТ
Задание для 2 группы.
На крестах расположены слова, прочитайте их внимательно и найдите лишнее слово.
НОС, ЯЗЫК, ГЛАЗА, ВНИМАНИЕ
Задание для 3 группы.
У вас на столе карточка с буквами. Составьте из этих букв слово.
И Е М
А И Н В Н
Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4
1. Закрой глаза и опиши, во что одеты остальные игроки 2. Закрой глаза и перечисли все звуки, которые ты слышишь 3. Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных игроков
4. Не поворачиваясь, назови все предметы за своей спиной и опиши их форму, размеры и цвет 5. Закрой глаза и назови игроков, распределив их по росту от самого маленького до самого высокого  
Приложение 5
Карточка для 1 группы
*Чтобы зашить дырку, нужно взять иголку, завязать на конце узелок и приступить к делу.
*Мы очень любим пить горячий чай, который достаем из холодильника.
*Ух, какие высокие домы на этой улице.
*На телевизоре показывали очень интересные мультфильмы.
Карточка для 2 группы.
*Нарисовай мне кораблик, пожалуйста, - попросил Коля папу.
*Девочки пошли гулять и надели тёплые сапожки, потому что на улице была ужасная жара.
*У Феди была ещё совсем молодая бабушка. Ей исполнилось всего 347 лет.
*Родник из-под камня весело вьёт, птичка на дереве гнёздышко бьёт.
Карточка для 3 группы.
*Пчелка сок цветочный пьет, из него готовит лёд.
*Чтобы дети съели молочный суп весь до капельки, мама дала им вилки.
*Чтобы выросли листочки, на ветвях набухли бочки.
*Волны ходят на просторе, день и ночь в открытом горе.
Приложение 6
Тест «Корректурная проба»
Это необычное задание. В считалочку, написанную Борисом Заходером, прокрались лишние буквы: Ю, Г. Вы сможете прочитать считалочку и выучить её только после того, как зачеркнёте все буквы Ю, Г.
Пираты.
ШлигизюАфрикигвгСаратовюсемьготчаянныхпиратов, гнеюдошлиюгдоюгюДушанбеггвидятюнадпись гнастолбе: гю «юшлигизгАфрикигвгСаратовюсемьготчаянныхпиратов. юнегюдошлиюдоюДушанбеюгвидятгнадписьюна столбею:г «ю шлию…»