Проект урока по изобразительному искусству Линия и ее выразительные возможности, разработанный по учебнику Л.А.Неменской Изобразительное искусство, 6 класс.


Шелипова Анжела Валерьевна учитель изобразительного искусства МБОУ "Шипуновской СОШ им. А.В.Луначарского Шипуновского района" . Шипуново.
Конспект урока
Класс 6 , четверть I .
Тема урока:
Линия и ее выразительные возможности.
Цель урока: Познакомить с выразительными свойствами линии, видами и характером линии.
Задачи урока:
сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике, развивать умение различать свойства линий, виды и характер, ритм, условность и образность линейного изображения, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений;
развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;
совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности;
формировать коммуникативные компетенции; активировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал учащихся;
создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;
продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности.
Образовательные ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki http://www.artsait.ru
П.И. Чайковский «Времена года»
Наглядно- демонстрационный материал: Презентация «Линия и ее выразительные возможности»
Репродукции картин:
«Женщина с распущенными волосами» А.Матисс.
«Голубь мира» П.Пикассо.
«Портрет балерины Т.Карсавиной» В.Серов.
«Танец» П.Пикассо.

УМК по которому работает учитель:
Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс :учеб. Для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2012;
Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс/ Л.А.Неменская, И.Б.Полякова, Т.А.Мухина, Т.С.Горбачевская; под ред. Б.М.Неменского.
Этапы урока
Цели, задачи этапа Художественно-педагогическая деятельность учителя (ХПД) Художественно-эстетическая деятельность ученика (ХЭД) Результаты ХЭД учащихся на каждом этапе урока
I. Организационный момент.
Этап мотивации и актуализации знаний.
Учитель организовывает художественно-эстетическую деятельность учащихся (ХЭД)
Проверка готовности учащихся к уроку.
Ребята, сейчас я прочитаю несколько строк стихотворения, а вы с помощью карандаша выполните «быстрый рисунок» Напомните мне, как называется такой рисунок.
Правильно, набросок.
Вот старый дуб-листва из звонкой меди,
Могучий стан в извилинах коры-
Он весь гудит, рокочет о победе,
Как некогда на струнах гусляры.
Вс. Рождественский.
-Рассмотрим ваши рисунки.
-Что является их основным элементом? (Основной элемент рисунка – линия)
Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Постановка учебной задачи. - Чтобы точнее сформулировать тему, обратим внимание на эпиграф.
Слайд 2. Художник Анри Матисс говорил: «Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью».
Сообщение темы урока.
-Действительно, сегодня мы будем говорить о линии. Тема урока так и называется - «Линия и её выразительные возможности».
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Учитель выносит планирование на доску.
1.Линия-начало всех начал в рисунке.
2.Разнообразие линий.
3.Линия в творчестве художников.
4.Использование выразительных возможностей линий в художественном творчестве.
Какие действия необходимы для решения поставленных задач?
Дети настраиваются на эмоциональное настроение урока, которое создает учитель.
Выполняют творческое задание

-Основной элемент рисунка – линия.
Определяют тему урока.
Определение учебной цели осуществляется учащимися под руководством учителя.
-Что это такое-линия?
-Что я о линиях знаю?
-Что я о линиях не знаю? Не понимаю?
-От чего зависит впечатление от рисунка?
-Чему буду учиться?
Участвуют в планировании работы.
Внимательно слушать, анализировать, выделять главное, проявить свои умения в практической работе.
Учатся настраиваться на одну «эмоциональную волну» с учителем.
Проявляют способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.
Осознают свои интересы (основной элемент рисунка его значение и основная задача).
Проявляют интерес к изучаемому материалу.
Формируемые умения:
умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и сравнительного анализа
Определяют цель, проблему в учебной деятельности

II.
Изучение нового материала
Первичное закрепление
Творческая практическая деятельность.
Учитель переходит к теме урока. Учитель излагает теоретические основы темы. Учитель организует восприятие художественного произведения.
Для какого вида изобразительного искусства линия является основным выразительным средством? ( Для графики)
Слайд 3.
- Что такое графика?
(Вид изобразительного искусства, где отражение действительности решается с помощью рисунка)
Слайд 4.
- Какие виды рисунка вы знаете?–(Набросок, зарисовка, эскиз.)
- С чего начинается рисунок?
( Рисунок начинается с линии. Линия является началом всех начал в рисунке.)
- Какие линии вы знаете? Какими могут быть линии по начертанию? –(Длинные, короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и т.д.)
Слайд 5.Известный художник – график В.А.Фаворский говорил: «Всякую линию – и кривую и прямую – мы можем представить себе как остановившуюся и как движущуюся…».
-Как вы понимаете слова художника?
(Художник относится к линии как к живой – она может двигаться, а может и остановиться.)
А какими ещё чертами мы можем наделить линию?
Сможем ответить на этот вопрос, выполнив задание.
Каждому учащемуся группы (класс заранее разделен) необходимо написать слово «линия». К какому выводу вы пришли? (Одно и то же слово каждый написал по - своему).
Известно, что по почерку можно многое сказать о характере человека. У человека, рисующего линией, как и пишущего, есть свой почерк- своя манера вести линию, обрисовывать контуры предмета. Из всего сказанного можно сделать вывод, закончите мою мысль: «Каждая линия имеет свой …». Правильно, каждая линия имеет свой характер.
А какой характер может быть у линии?
Давайте наделим линию теми же чертами характера, что и у человека. Придумаем лирические эпитеты, чтобы обозначить её характер (линия может быть уверенной, лихой, смелой или строгой, обстоятельной, мягкой, жесткой, нежной, грубой и т.д.) Линия может звучать как струна: случайно задетая, выразительно звучащая или надрывно кричащая.
-Предлагаю вам немного поиграть:
Первый ряд- все вместе слегка стучат ладошками по столу. Второй ряд- потирает ладошкой о ладошку. Третий ряд – хлопает в ладоши. Все движения начинаем одновременно по моей команде. Прислушайтесь: выдерживая определенный ритм, мы создали шум дождя. Дождливые капли, течение речки - быстрое или плавное движение воды, движение на ветру травы или веток деревьев передается ритмом линий, длинных или коротких, создавая тревожное или радостное настроение, пасмурную или солнечную погоду. Согласование ритма линий и цвета создает настроение. Ритмы могут быть быстрыми плавными, спокойными и тревожными.
(Слайд 6.)
-Что мы обозначаем линией? (Найти ответ на вопрос, задание выполнить самостоятельно, используя учебник с.30)
(Линией мы обозначаем контур предмета, его край. Линия – это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы тоже линии. Только писать буквы мы стараемся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.)
- Зачем художнику столько разных линий? Для чего он их использует?
(линия – это средство создания образа; чтобы образ был выразительнее).
Учитель излагает теоретические основы темы.
Интерес к выразительности линии рождает её характер. Характер линии выражает эмоции, чувства художника.
Магия творческого акта – явления линии – безукоризненно передана в работе А.Матисса и П.Пикассо, выполненных одной линией на белом фоне.
Первичное закрепление .
Учитель организует восприятие и анализ художественных произведений, запланированных на урок.
Учитель дает задания на восприятие произведения.
Слайд 7 . «Женщина с распущенными волосами» А.Матисс.
- Какие впечатления у вас от этого женского образа? (предполагаемые ответы учащихся: нежная, загадочная, задумчивая, добрая молодая женщина).
Сам А.Матисс сказал: «Я не могу ничего прибавить к этой линии, ни отнять от неё».
Слайд 8.«Голубь мира» П.Пикассо.
- Что видите вы в рисунке Пикассо? Может быть, что-то необычное? (очень лаконично передан женский образ, плавно переходящий в изображение голубя).
Здесь линия, созданная как бы одним взмахом руки художника.
Поэт Всеволод Рождественский к рисунку «Голубь мира» написал стихотворение, которое так и называется «Рисунок Пикассо» (прочитать отрывок)
«Певучим медленным овалом
Пленительно обведена,
Встаёт виденьем небывалым
Белее лилии – она.
Голубки нежной трепетаньем
Её лицо окаймлено,
И вся она – любви сиянье,
Зарёй вошедшее в окно…»

Слайд 9. «Портрет балерины Т.Карсавиной» В.Серов.
Сам процесс рождения линии запечатлён В.Серовым в «Портрете балерины Т.Карсавиной» - линейный рисунок тела переходит в штриховое пятно головы. Такую линию называют «живой». Вот линия напряглась, как струна, или мягко расплылась, раскрывая пластичность прекрасного тела балерины.
Слайд 10. «Танец» П.Пикассо.
- А что вы можете сказать про рисунок П.Пикассо «Танец»?
Множество линий передают экспрессию танца в рисунке П.Пикассо «Танец».
Учитель организует практическую художественную деятельность учащихся, определяя основные цели и этапы этой работы
Каждой группе необходимо выполнить творческое задание
Любым удобным графическим материалом изобразить линиями различного характера добро и зло. Чтобы легче было справиться с заданием, возможно передать эти качества через образ дерева.
Чтобы понять суть задания, посмотрим учебные рисунки на эту тему.
Учитель организует восприятие художественного произведения .
Слайды11-15. Учебные рисунки с передачей разных состояний и черт характера через образ дерева.
Учитель следит и консультирует учащихся, по ходу выполнения работы, создает необходимый эмоциональный фон, используя музыкальный ряд.
(Во время практической работы звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)
Учитель делает целевые обходы:
- контроль организации рабочего места;
- контроль правильности выполнения рисунка;
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
-Для графики
Вид изобразительного искусства, где отражение действительности решается с помощью рисунка.
-Набросок, зарисовка, эскиз.
«Открытие» обучающимися нового знания.
-Рисунок начинается с линии.
-Длинные, короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и т.д.
-Одно и то же слово каждый написал по - своему.
В игровой приходят к понятию «ритм».
Работа по учебнику
-Линией мы обозначаем контур предмета, его край. Линия – это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы тоже линии. Только писать буквы мы стараемся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.
-линия – это средство создания образа; чтобы образ был выразительнее.
Дети рассматривают произведение, пытаются определить внутреннее содержание авторского замысла.
Ученики дают ответы на вопросы учителя, анализируют художественное произведение.
Учащиеся, воспринимая произведение, высказывают свое отношение к нему.
Учащиеся воспринимают, анализируют произведение.
При выполнении практической работы дети принимают композиционные решения, пытаясь воплотить свой авторский образ.
Находят решение поставленных учебных задач
Формируемые умения:
Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии.
Формируют понятие о линии как основном средстве выразительности в графике.
Учатся высказывать свое мнение
Сформируют понятие о линии как об условности и образности линейного изображения.
Развивают умение различать свойства линий.
Формируемые умения: умение иллюстрировать свои мысли примерами;
навыки устного выступления.
Дети учатся определять для себя главное, происходящее на
уроке.
Развивают умение различать характер, ритм линии.
Совершенствуют умения в работе с текстом, обобщают информацию.
Проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений;
Сформируют понятие о линии как об условности и образности линейного изображения.
Дети учатся анализировать настроение, характер произведения, средствами изобразительного языка
Дети получают и развивают навыки изобразительной деятельности, согласно художественному образу.
Создание художественного образа по заданной теме.
Умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в художественной деятельности.
III. Итоги урока.
Рефлексия.
Учитель организовывает обобщение урока,
акцентирует внимание детей на теме урока.
Рефлексия деятельности
1).Выставка работ учащихся.
2). Рефлексия.
Теперь вы можете ответить на вопрос:
-От чего будет зависеть впечатление от рисунка?
( От свойства, характера, вида линий. Ритма линий.)
Ваше впечатление будет зависеть от того, каким образом линия управляет движением вашего взгляда.
Закончить фразу:
-Я знаю…
-Я понимаю…
-Для меня было открытием…
-У меня получилось…
-Мне понравилось…
3).Заключительное слово учителя.
Главное выразительное средство рисунка – линия. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной.
Вернёмся к эпиграфу: «В рисунке художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью».
Сегодня на уроке вы на практике убедились, что изображая что – либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями и вместе с тем передать (достичь) выразительность образа. Дети участвуют в обобщении содержания урока.
Активно принимают участие в представлении коллективных творческих работ
Дети с повышенным вниманием и переживанием анализируют представленные на выставку работы одноклассников.
-От свойства, характера, вида линий. Ритма линий
Отвечают на поставленный вопрос.
Выражают свои эмоции. Достигают цели, поставленной в начале урока.
Обобщают свои мысли впечатления, и т.д.
Учащиеся развивают навыки самооценки и взаимооценки.
Аргументированно оценивают работы товарищей.
Совершенствуют умения анализировать, сравнивать, обобщать информацию. Делают вывод.

Формируется умение:
формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии.
Оценивают свои достижения на уроке.
IV.
Домашнее задание Учитель предлагает на выбор задания, связанные с темой урока.
Домашнее задание: подготовить графические материалы, повторить виды рисунка. Выполнить набросок, зарисовку или эскиз, используя разные линии по своему характеру. Дети самостоятельно выбираю домашнее задание, связанное с темой урока.
Учащиеся формируют навык самоопределения.