Методические рекомендации по обучению осознанному чтению текста для успешной подготовки к сдаче ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе

Методические рекомендации МО учителей математики и информатики ГОУ СОШ №277
по обучению осознанному чтению текста для успешной подготовки к сдаче ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе


План.
Работа с планом текста задачи.
Перевод текста в таблицу, схему, график, диаграмму.
Пересказ текста (сжатый, подробный, выборочный).
Оценка информации.

Работа с планом текста задачи может включать в себя следующие виды упражнений:
найти ошибку в предложенном варианте плана;
дополнить имеющиеся пункты плана недостающими пунктами;
закончить начатое предложение;
синтез предыдущих пунктов.

Перевод текста в таблицу, схему, график, диаграмму.

Текстовые задачи. Как правило, условие текстовых задач оформляется либо в виде таблицы, либо в виде текста, либо в виде схемы (задачи на движение), где должны полностью быть отражены все данные задачи. Поэтому упражнения на составление краткой записи условия могут включать в себя следующие:
Вставить в готовую запись условия пропущенные формулы, наименования или слова.
Дорисовать схему или надписать недостающие данные к ней.
Заполнить таблицу или дополнить таблицу.
Комбинированные задания предыдущих пунктов.
Чтение графиков. Этот блок задач решается по готовому графику. Упражнения могут быть следующими:
Дополнить уже имеющиеся чертежи изображением осей координат, так чтобы обозначенный график функции был графиком указанной функции.
Заполнить таблицу данных по графику.
Дана функция, заполнить пропуски в тексте, на графике.
Изобразить схематично графики функций, если задана формула функции и, наоборот, по заданным графикам написать формулу функции.
По готовому графику ответить на вопросы.
Составление диаграмм, схем и таблиц по условию задачи. Необходимость составить диаграмму, таблицу или схему возникает при решении задач по статистике и теории вероятностей. Для данного раздела приемлемы следующие упражнения:
Заполнить таблицу данных или дополнить её.
По готовым данным в таблице построить диаграмму столбиковую, а потом круговую.
По готовым диаграммам составить таблицу данных.
Дать словесное описание таблицы, схемы, графика.
Вставить пропущенные данные в таблицу(диаграмму, схему) по имеющейся диаграмме(таблице, схеме).

3, Пересказ текста. Упражнения по пересказу текста задачи могут быть
проведены в устной форме в виде диалога, в процессе которого выде –
ляются основные условия задачи и главный вопрос, а затем применя –
ются упражнения из п.2.

4. Оценка информации. Чтобы правильно оценить полученную
информацию из задачи необходимо прочитать условие 3 – 5 раз,
каждый раз анализируя данные условия задачи. Вспомогательные
упражнения могут иметь вид упражнений п.1 и п.2
15