Влияние речевой ритмики на совершенствование произносительных навыков младших неслышащих школьников


Влияние речевой ритмики на совершенствование произносительных навыков младших неслышащих школьников Выполнила: учитель – дефектологКузькина Елена Николаевна «Музыкально – ритмические занятия» включают в себя следующие разделы:- обучение восприятию музыки,- обучение музыкально – ритмическим движениям, - обучение декламации песен под музыку, - обучение игре на элементарных музыкальных инструментах, - автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической (речевой) ритмики и музыки). Речевая ритмика– это система двигательных упражнений, в которых различные движения (рук, ног, головы, корпуса тела) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Макромоторика (большие движения) стимулирует микромоторику и из крупных, менее дифференцированных движений, постепенно возникают мелкие и более тонкие движения речевого органа. Хорошая речь может быть сформирована только при хорошей моторике всего тела. Следовательно, в процессе реабилитации неслышащего ребёнка большую роль играет физическое состояние его тела и его тонус. Цели, которые определяют основные направления в занятиях фонетической ритмики заключаются в том, чтобы: соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;способствовать формированию естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода от общей моторики к речедвигательной;развивать слуховое восприятие у учащихся в ходе формирования и коррекции произносительных навыков. Задачи речевой ритмики: правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах и фразах;нормализация речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;воспроизведение речевого материала в заданном темпе;восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;умение выражать свои эмоции разнообразными интона­ционными средствами. Все упражнения, содержащие движения и устную речь включены в соответствующие разделы:1. работа над звуками речи;2. отделение одного слога от ряда слогов;3. долгота звучания;4. слитность звучания;5. темп произнесения;6. сила голоса;7. высота голоса;8. ритмическая структура речи;9. интонационная сторона речи;10. работа над речевым дыханием;11. работа над голосом. Работа над звуками речи В процессе формирования звукового состава речи выделяют два этапа: первый этап – нерегламентированное усвоение звуков в составе слова и второй – регламентация звукового состава речи.Первый этап работы над звуковой стороной речи – это работа по вызыванию звуков с помощью фонетической ритмики (по подражания взрослому). Характер движения, сопровождающего произнесение, обуславливается общим для ряда звуков способом артикуляции. Важно, чтобы характер этих движений оставался постоянным. Так как движение и произношение одинаково зависят от: динамики (сильное и слабое);усиления (большое и маленькое);времени (длительное и короткое);простора (прямое и непрямое направление), для правильной организации работы по речевой ритмике педагог должен знать качественную характеристику звука. Отделение одного слога от ряда слогов Движения при произнесении ряда слогов должны отличаться от движений на один слог:сидя на полу, стучать мячом о пол – папапа, вытянуть руки с мячом вперёд – па;стоя, хлопнуть в ладоши перед грудью – па, хлопать руками по ногам или по бёдрам – папапа;шагать на месте – татата, подпрыгнуть – та;стоя, отводить руки поочерёдно в стороны – нанана, вытянуть две руки вперёд – на;стоя, вращать кисти над головой – ляляля; спрятать руки за спину – ля. Долгота звучания Обучение долгому и краткому произнесению звуков и слогов; при этом долгому звуку соответствует плавное, длительное движение, а краткому – резкое, короткое:укачивать куклу: кукла (ляля) спит – а___ - а___ (протяжно); кукла проснулась и прыгает – па па па (кратко);сидя на полу, вращать мяч рукой, произнося о___, отбрасывать мяч вперёд – о или па;сидя на полу или за столом, «везти» поезд (машину) «далеко» - у___ и поворачивать – у;округло соединять руки перед собой (над головой) - о___, резко опустить соединённые руки вниз – о. Слитность звучания Упражнения помогают формировать слитную речь:стоя или сидя, резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз, произнося папапа (слитно), стучать кулаком о кулак – па па па (не слитно);стоя, покачиваться из стороны в сторону (например, изображая мишку), произнося то___то___то___; топать одной ногой – то то то;изображать большой и маленький мячи: «большой мяч» подпрыгивает – по по по; «маленький мяч» слегка приседает – попопо;стоя, выполнять вращательные движения ладонями над головой – ляляляля; руки на поясе, наклоняться в стороны – ля ля ля. Темп произнесения Сочетать быстрый темп движений с произнесением слога на каждое движение трудно, поэтому темп следует наращивать постепенно. Упражнения по изменению темпа:сидя на полу, ноги в стороны, производить резкие удары мячом о пол, произнося па___па___па___ и частые – папапа;сидя, часто ударять кулаками о пол – папапа, хлопать ладонями по бедрам, произнося в нормальном темпе – па_па_па_, хлопать ладонями но ногам, медленно произнося па___па___па___;В это же время детей учат произвольно изменять темп и при произнесении словесного материала («там» - близко, «та_м» - дальше, «та___м___» - ещё дальше). Сила голоса После того как у детей вызван голос, их учат произносить слоги громко и тихо; громко, потише и тихо. Чем громче звук, тем больше амплитуда движений:«Ляля спит» - дети тихо подходят к спящей в кроватке кукле, произнося тихим голосом папапа; педагог предлагает разбудить куклу, дети громко топают, произнося громким голосом ПАПАПА; кукла просыпается;сидя, стучать пальцем о палец у колен, произнося татата (тихо), у груди – ТАТАТА (громче), над головой ТАТАТА (громко); при этом увеличивается и амплитуда движений;Затем детей учат произносить не только слоги, но и слова и фразы:стоя, разводить руки в сторону, произнося слово «мама» с усилением и ослаблением голоса; при этом руки постепенно поднимаются вверх, а затем опускаются. Высота голоса Один из наиболее сложных разделов. Высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон их голоса высокий, у других – низкий. Ребёнка учат изменять высоту голоса в пределах его частотного диапазона. Важно, чтобы высокий голос не переходил в фальцет (тогда вибрирует не грудная клетка, а темя).После того как у детей вызван голос нормальной высоты, их учат говорить высоким и низким голосом (обыгрывание различных игрушек и не только):изображать большого и маленького мишку (зайку, собаку): большой медведь идёт медленно – А – А – А (низкий голос), маленький – бежит – а – а – а (высокий голос);Затем детей учат постепенному повышению и понижению голоса:«самолёт» едет, а потом взлетает: А___ (низкий голос), а___ (высокий голос); «самолёт» летит высоко и садится: а___ (высокий голос) А___ (низкий голос); «самолёт» едет, поднимается, летит и садится: А___а___А___;Далее в упражнения включаются слова и фразы (дети на себя берут роль кого либо и говорят соответствующим голосом «Я иду – топ-топ-топ» - голосом дедушки или ляли). Стихотворения (Колокольчик зазвенел: дин, дан, дон). Ритмическая структура речи После того, когда дети научатся отделять один слог от ряда слогов и определять на слухо-зрительной и слуховой основе количество звучаний в пределах трёх, педагог приступает к работе над воспроизведением ритма звучаний. В ходе различных упражнений дети отхлопывают, отстукивают, изображают их дирижированием. Движение на ударный слог должно отличаться от движения на безударный:сидя, ударять ладошками по коленям, произнося безударный слог па, и кулачками по полу – ударный – ПА (папа, Папа);Далее детей учат воспроизведению повторяющихся ритмов:дети ходят по кругу ТатаТАтаТАта или папаПАпапаПАпапаПА (можно шагать на месте, хлопать в ладоши). Интонационная сторона речи Произносительные навыки, которые формируются в ходе проведения выше описанных упражнений – основа для овладения ребёнком самой сложной составляющей фонетической системы языка – речевой интонацией. Речь ребёнка со значительным снижением слуха – монотонна, не интонирована. Дети учатся передавать интонацию на основе подражания (имитировать различные чувства, пользуясь при этом выразительной мимикой лица) :боль – а-а-а, бобо, болит, у меня болит живот;радость – А___! УРА! Не болит! У меня не болит живот! Мама пришла!вопрос – а? Что там? Мама? Где папа? Папа дома? Почему?просьбу – а___, а-а, дай, помоги, иди ко мне; тетя Оля, помоги!обсуждение – а___, а-а-а, ай – я-яй! Фу! Плохо! Неверно!усталость – о___, ох! Устал (а), я устал (а)… Работа над речевым дыханием Усвоение длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи, представляет детей определённые трудности. Для формирования длительного, определённой силы выдоха используются специальные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью: сдувание со стола комочков ваты, бумаги, продувание шариков через трубочку, выдувание мыльных пузырей… Эти упражнения проводятся с первого года обучения, сначала индивидуально, затем – на фронтальных занятиях.Для развития речевого дыхания полезно проводить упражнения, связанные с протяжным произнесением гласных и многократным повторением слогов на одном выдохе, например: папапапа, тататата. Требования к длительности выдоха постепенно нарастают (папа, собака, дом там, вот рыба…). Работа над голосом Первые произвольные голосовые реакции появляются у детей при подражании речи взрослых. Следует внимательно наблюдать за всеми голосопроявлениями детей, чтобы выявить их естественные голоса и переделать склонность ребёнка к тому или иному нарушению голоса. Дефекты голоса могут быть связаны с нарушением его силы, нормальной высоты и тембра. К дефектам, связанным с нарушением силы голоса, относятся следующие:голос очень тихий, слабый, едва слышный; голос крикливый; голос фальцетный; голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых звуках.К дефектам, связанным с нарушением тембра, относятся следующие:голос низкий, беззвучный, приближающийся к шепотному, с большой утечкой воздуха; гнусавый голос; голос хриплый; голос сдавленный, скрипучий. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые нередко свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Фонетическая ритмика играет существенную роль в формировании произносительной стороны речи детей с нарушением слуха. Опыт показывает, что занятия по фонетической ритмике способствуют формированию у дошкольников слитной, выразительной и естественной речи.  Спасибо за внимание!