Статья Развитие навыков речевой деятельности с ведущей ролью монологической речи при обучении английскому языку с помощью методики опорных сигналов (технология: педагогика сотрудничества)


Развитие навыков речевой деятельности с ведущей ролью монологической речи при обучении английскому языку с помощью методики опорных сигналов (технология: педагогика сотрудничества)
Катина Ирина Михайловна, учитель английского языка, МАОУ гимназия № 16, г Тюмень
Аннотация
Целью обучения английскому языку в школе является развитие навыков речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения и письма. Метод работы по опорным сигналам (конспектам) даёт возможность развивать все из них, особенно – самый трудный - монологическую речь. Кроме того, решаются задачи комплексного развития и воспитания личности учащихся в русле педагогики сотрудничества.
Работа с опорными конспектами предполагает два варианта: 1)ученики составляют опорный конспект вместе с учителем; 2)учитель предлагает готовый опорный конспект.
Использование в практике методического пособия автора Татьяны Константиновны Сигал «Английский язык. Устная речь с помощью опорных сигналов» (Москва, «Айрис Пресс», 2006) помогает решать задачи обучения, воспитания и развития личности учащихся.
В данной статье приведён примерный проект занятия по теме «Спорт в Британии», построенный на материале вышеупомянутого пособия.
Развитие навыков речевой деятельности с ведущей ролью монологической речи при обучении английскому языку с помощью методики опорных сигналов (технология: педагогика сотрудничества)
Катина Ирина Михайловна, учитель английского языка, МАОУ гимназия № 16, г Тюмень
Терминология:
Педагогика сотрудничества представляет собой  систему методов и приёмов  воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.
Основные идеи педагогики сотрудничества:
обучение ребенка в зоне ближайшего развития
учение без принуждения
набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
идея опережения
идея крупных блоков
идея свободы выбора
идея диалогического размышления
идея интеллектуального фона класса
идея совместной деятельности учителей и учеников
идея добровольности в досуговой деятельности
Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как: Амонашвили Шалва Александрович, Шаталов Виктор Федорович, Лысенкова Софья Николаевна и др. отечественные лидеры образования 80-х годов прошлого столетия. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.
«Опорный сигнал – это не [просто] схема, а набор ключевых слов, знаков и других опор для мысли, особым образом расположенных на листе. До сих пор мы знали лишь один метод развития мышления – проблемный: мысль вызывается вопросом. Но у части учеников мысль настолько слаба, что она окончательно замирает при встрече с самой небольшой трудностью «Педагогика сотрудничества» предполагает развитие даже самой малой способности к мышлению».(В.Ф. Шаталов)
«Опорные схемы, или просто опоры, – говорит С. Н.Лысенкова, – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка».
Опоры, отмечает она, должны подключаться к конкретному уроку, а не висеть постоянно на стене (принцип «новизны»).
Опорные схемы, карточки, конспекты «представляют собой содержательно-логический план темы, состоящий из различных опорных сигналов - ключевых слов, рисунков, символов, аббревиатур и т.д. Следуя по этим опорным сигналам, можно восстановить текст или сделать высказывание по теме. Создавая свои опорные сигналы, можно закодировать один и тот же текст в разном виде» (Фандюшина С. В.)
Как известно, речевая деятельность на уроках английского языка в школе предполагает развитие у обучающихся четырёх основных её видов: говорения, аудирования, чтения и письма.
*** *** ***
Наибольшую трудность для учащихся при обучении английскому языку вызывает говорение, особенно монологическая речь. Так как она имеет больший объем и требует соблюдения логической последовательности. По существу, ученик должен одновременно
1) помнить, что он хочет сказать,
2) в какой последовательности сказать,
3) вспоминать нужные лексические единицы,
4) подбирать грамматические конструкции.
Опорные конспекты помогают снять эти трудности.
Работа с опорными конспектами предполагает два варианта:
1)учитель предлагает готовый вариант опорного конспекта;
2) ученики составляют опорный конспект вместе с учителем.
Неоспоримо, что на первоначальном этапе разработки опорного конспекта учителю придётся затратить большое количество времени. Вероятнее всего, что в ходе работы над темой опорный конспект будет меняться, усовершенствоваться.
Поэтому использование готовых методических разработок опорных конспектов, например, замечательное издание «Английский язык.Устная речь с помощью опорных сигналов» (автор - Татьяна Константиновна Сигал) – это хорошее подспорье для любого учителя.
Учитель английского языка Т. К. Сигал, одна из последовательниц методики опорных сигналов В.Ф.Шаталова, считает: «Принципиальное отличие заключается в том, что метод опорных сигналов позволяет учащимся не просто механически заучить и озвучить текст, зачастую не понимая его содержания, а именно мыслить на языке, самим конструировать грамматические формы, строить самостоятельные речевые высказывания, не копируя предложенный текст, а обогащая его в соответствии со своими жизненными представлениями и опытом».Использование опорных конспектов возможно как на уроках английского языка, так и в различных видах внеурочной деятельности.
Из опыта работы, представляю примерный проект занятия по методическому пособию Т.К. Сигал «Английский язык. Устная речь с помощью опорных сигналов».
Класс: 5-7 (в зависимости от уровня подготовки)
Формы работы: индивидуальная (И), парная (П), фронтальная (Ф), групповая (Г).
Тема: «Sport in Britain». (2 часа)
Цель: развитие навыков речевой деятельности с ведущей ролью монологической речи по теме «Спорт в Британии».
Карточки с текстом и заданиями к нему и опорным конспектом раздаются поэтапно, по мере выполнения заданий.
1 урок
Этапы урока Время
(мин) Формы
работы Виды речевой деятельности
1 ОргмоментРечевая зарядка
1 2 Первое прослушивание текста 2 Ф Аудирование
Ученики слушают текст
3 Определение темы 1 И,Ф Ученики предлагают варианты названий темы урока
4 Второе прослушивание текста и параллельное чтение про себя
(см. Приложение 1) 2 Ф, И Аудирование
Ученики слушают текст второй раз и одновременно читают
5 Словарная работа (устная и письменная)
(см. Приложение 2) 3 И, ППисьмо, чтение
Ученики находят в тексте перевод слов и записывают в карточки
6 Чтение в слух 5 И Чтение
Ученики по очереди читают вслух
7 Вопросы к тексту
(см. Приложение 3) 5 Ф Мини-Диалог
Ученики отвечают на вопросы к тексту
8 Прослушивание предложений на соответствие тексту
(см. Приложение 4)
4 Ф, И Аудирование
Ученики прослушивают предложения и выполняют тест на соответствие тексту
9 Объяснение учителем значения символов в опорном конспекте
(см. Приложение 5) 2 10 Составление рассказа о спорте Британии по опорному конспекту
15 И, ПМонологическая речь
Сильные ученики повторяют рассказ, используя опорный конспект
11 Подведение итогов
(оценки, рефлексия).
Домашнее задание 2 И Монологическая речь
Составить устный рассказ о британском спорте пользуясь опорным конспектом и словарными карточками
2 урок
На следующем уроке опрашиваются все ученики. Перед опросом домашнего задания во время речевой практики учитель снова в быстром темпе задаёт вопросы по тексту домашнего задания (опорный конспект находится в поле зрения учеников). Это позволяет быстро восстановить в памяти и использовать в речи учащихся материал предыдущего урока и подготовить их к ответу домашнего задания. Учитель может первым озвучить опорный конспект, если это необходимо. Сначала опрашиваются сильные ученики группы и, убедившись в их хорошей подготовке по опорному конспекту, им предлагается выступить в роли консультантов на уроке. Консультанты должны выслушать ответы своих одноклассников и оценить их знания.
(*Количество времени на проверку домашнего задания – примерное и зависит от количества учеников в классеЭтапы урока Время*
(мин) Формы
работы Виды речевой деятельности
1 ОргмоментКласс делиться на группы.
1 Повторение.
2 Учитель в быстром темпе задаёт вопросы по тексту домашнего задания (опорный конспект находится в поле зрения учеников) 3 И Мини-Диалог
Ученики отвечают на вопросы к тексту
3 Учитель озвучивает опорный конспект 3 Ф Аудирование
Ученики прослушивают текст
Проверка домашнего задания.
4 Опрашиваются сильные ученики группы c опорой на конспект 10 И, Ф Аудирование Монологическая речь
Сильные ученики озвучивают опорный конспект.
Все ученики прослушивают их выступления.
5 Сильные ученики (консультанты) выслушивают ответы своих одноклассников в группе и оценивают их знания.
20 И, Г Монологическая речь
Ученики повторяют рассказ, используя опорный конспект
6 Подведение итогов (оценки, рефлексия)
Домашнее задание
3 Письмо
Написать рассказ о британском спорте по опорному конспекту
Как видно из таблиц, на уроках с применением опорных конспектов развиваются все виды речевой деятельности учащихся: аудирование, чтение, письмо, диалогическая и особенно монологическая речь. Используются различные формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.
Таким образом, использование метода опорных сигналов на уроках английского языка имеет следующие положительные стороны:
- развиваются отношения сотрудничества в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
- к деятельности на уроке привлекаются все ученики, даже самые слабые;
- работа по опорным сигналам побуждает к творчеству и учителя и учеников;
- опоры развивают у учащихся самостоятельность мышления;
- применение опорных сигналов позволяет сократить до минимума использование родного языка;
- увеличение количества времени на устные ответы ведёт к повышению речевой активности учащихся на уроке;
- использование опорных конспектов снимает психологический барьер, создаёт ситуацию успеха.
Чтобы научиться правильно пользоваться опорными конспектами и добиться максимального результата, учащимся, разумеется, потребуется какое-то время.
Естественно, что применение метода опорных сигналов на уроках английского языка в школе даёт максимальный эффект, когда учителя подходят к процессу обучения комплексно, используя в практике и другие прогрессивные методы обучения иностранному языку.
Приложение 1
Sport in Britain
Прочитайте и переведите текст.
Football was born in England. It is very popular among children and grown-ups. Nearly every school has its own football team. In Britain the football season begins in the middle of August.
Tennis is very popular in Britain too. Every summer a great international tennis festival takes place at Wimbledon.
Cricket is a typically British sport. There are 2 teams of 11 players. Matches last from 1 to 5 days.
All kinds of races are popular in Britain: boat-races, horse-races, dog-races and so on. There is also the egg-and-spoon race. Each runner carries an egg in a spoon. The runner should not break it. If he does, he must pick it up with a spoon. It’s very funny to watch this race.
Skiing is not very popular in Britain, as there are not many mountains.
Basketball and volleyball are not popular in Britain either.
Приложение 2
Sport in Britain
Найдите перевод слов из текста.
Родился Среди Взрослые Почти Собственный В середине Типичный Длится Все виды И так далее Нести Разбить Поднять Не …тоже Приложение 3
Sport in Britain
Ответьте на следующие вопросы.
Where was football born?
Is it popular among children only?
Nearly every school has its own football team, doesn’t it?
When does the football season begin in Britain?
Is tennis popular in Britain?
Where does a great international tennis festival take place every summer?
What is a typical British sport?
How long do the matches last?
What kinds of races are popular in Britain?
Why isn’t skiing popular in Britain?
Basketball and volleyball are not popular in Britain, are they?
Приложение 4
Sport in Britain
Прослушайте предложения. Если предложение соответствует содержанию текста, поставьте знак «+», если нет, то знак «-»Football is very popular in Britain.
Every school in Britain has its football team.
London is the city where tennis festivals take place.
There are 2 teams of 15 players in cricket.
All kinds of races are popular in Britain.
Skiing is very popular in Britain.
Basketball and volleyball are not popular in Britain.
Приложение 5

Список литературы:
1 Кольченко В. Хилтунен Е. Идея опорного сигнала. http://ps.1september.ru/1999/50/1-5.htm
2 Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М.: Просвещение, 1989.
3 Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий .М.:2006.Т.1
4 Сигал Т. К. Английский язык. Устная речь с помощью опорных сигналов. 5-6 классы. М.: Айрис-Пресс, 2006
5 Фандюшина С. В. Использование опорных конспектов на младшем этапе обучения английскому языку. http://festival.1september.ru/articles/636384/