Презентация по русскому языку на тему Совершенствование умений и навыков при подготовке к ЕГЭ


Совершенствование умений и навыков в работе с текстом при подготовке к ЕГЭ . Учитель русского языка и литературы 1 категории МАОУ Каскаринская СОШ №1Демчук Н.И. Текст и его теория открывают следующие возможности:- Понимать слово, обороты речи, грамматические формы в тексте- Устранить разрыв в исследовании структуры языка и механизмов речи- Применять разные типы заданий: выразительное чтение, переработка текста, редактирование, собственное творчество на основе исходного текста- Осваивать коммуникативно- деятельностную методику(методику, ориентированную на текст: в ней взаимодействует грамматика, стилистика, интонация, психология речи ( общение), риторика, литературоведение и т.д.) Цели и задачи при подготовке к ЕГЭ (написание сочинения-рассуждения) Устранить пробелы в знаниях речеведческих понятий.Отработать требования критериев оценки части С: формулировать проблему, комментировать её, определять позицию автора исходного текста, выражать собственное мнение и аргументировать его и т.д.Последовательно и логично излагать мысли.Применять практическую грамотность. Повторим теорию Тема текста- это то , о чём ( или о ком) в нём говорится . Очень часто тема текста отражается в его заглавии. Основная мысль текста- это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста, но чаще всего её надо «найти» и сформулировать. Типы речи Стили речи Название стиля функция стиля Языковые средства Научный стиль Функция сообщения *Терминология *Абстрактная лексика *Сложные предложения Официально- деловой Функция сообщения *Лексика официальная, канцелярская; *Использование клише, штампов;Публицистический стиль Функция воздействие и *общественно-политическая лексика; сообщения *эмоционально-экспрессивная лексика; *риторические вопросы, восклицания т.д. Стили речи Название стиля Функция стиля Языковые средства Художественный стиль * Экспрессивные и выразительные средства * Богатство синтаксических форм; Разговорный стиль Функция общения *Обиходно-бытовая лексика; *Слова эмоционально- экспрессивной окраски; * Частицы, междометия Функция воздействия.Писатель словами рисует конкретные картины и образы. . Композиция сочинения-рассуждения (ЕГЭ) 1.Проблема текста.2. Комментарий проблемы.3. Позиция автора.4. Собственное мнение.5.Аргументация собственного мнения. Проблема- В основе проблемы может лежать некое противоречие, конфликт, конфликтная жизненная ситуация (проблема отцов и детей, например).Проблема-это предмет обсуждения, то, ради чего автор создал свой текст. Сложный вопрос, требующийразрешения, исследования. Какие бывают проблемы? ПРОБЛЕМЫ Философские Политические Экологические Нравственные(Морально-этические) Социальные(Социально-экономические) ПРОБЛЕМА МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНА ДВУМЯ СПОСОБАМИ: 1. СПОСОБ: В текстеИССЛЕДУЕТСЯАНАЛИЗИРУЕТСЯПОДНИМАЕТСЯРАССМАТРИВАЕТСЯЗАТРАГИВАЕТСЯпроблема (чего?) (Род. падеж): нравственного выбора экологии добра и зла и т.д. ОДНИМ СЛОВОМ ИЛИ СОЧЕТАНИЕМ СЛОВ 2.СПОСОБ Что важнее- закон или совесть?Может ли прогресс быть человечным?Необходимо ли милосердие в нашей жизни? В форме вопроса: Речевое клише В тексте автор затрагивает( ставит, освещает) проблему…Одна из проблем, которые поднимает автор, касается…Публицист подчеркивает важность вопроса…Автор данного текста останавливается (особо) на следующих проблемах(вопросах, фактах)…Проблема, поднятая автором всегда актуальна: это проблема… Комментарий проблемы Комментирование- рассуждение, пояснение, замечание по поводу чего-либо.(Толковый словарь) Прокомментировать проблему- значитПоказать: степень понимания текста; умение видеть его важные аспекты.Понять замысел автора; ход авторской мысли. Пересказа исходного текста или любой его части.Рассуждений по поводу всех проблем текста.Комментариев о действиях героев текста.Общих рассуждений о тексте: ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем! В комментарии н е должно быть Комментарий Концептуальный Текстуальный Объясняет проблему текста, её актуальность, различные мнения о проблеме Поясняет текст, авторский замысел, проблемы Комментарий проблемы Концептуальный Усилия должны быть направлены в первую очередь на анализ того, что сказано и как сказано в тексте.Ученик должен извлечь из текста мысли, чувства автора, понять его замысел и грамотно изложить свои наблюдения. Текстуальный Следуем за автором в раскрытии проблемы.На каком материале автор раскрывает проблему?На какие аспекты проблемы он обращает внимание?Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты?Почему именно эти аспекты его волнуют? Речевое клише Автор считает(полагает, придерживается точки зрения)…Автор сравнивает( сопоставляет, противопоставляет)…Автор приводит читателя к мысли о том, что…Проблему (чего?) автор раскрывает на примере...Рассматривая проблему…на примере…, автор с ( иронией, тревогой, возмущением и т .д.) рассказывает о том, что… Пример комментария В приведенном тексте М.Пришвин ставит проблему: какова роль природы в жизни человека. Рассуждая, автор приводит красочный образ двух дождевых капелек, которые догоняли друг друга, потом слились в одну и вместе упали на землю. Эта аллегория позволяет писателю строить размышления о мире человека и мире природы. Позиция автора- это Выражается его ответ на поставленный им же вопрос, его отношение к поставленной им же проблеме. Чётко, прямо Косвенно Позиция автора выражается Прямо, непосредственно В названии текста.В отдельных предложениях текста.Через ряд аргументов. Косвенно, через модальный план текста Риторические вопросы.Риторические восклицанияПорядок слов.Лексические повторы.Оценочную лексику.Модальные слова и частицы. Определяя позицию автора, Учитываем его настроение Ирония;Сарказм;Грустная, печальная тональность;Радость;Оптимистический настройПессимистический настрой. Используем глаголы: УтверждаетПризываетСомневаетсяЗаставляет задуматьсяНегодуетразмышляет Речевое клише Автор утверждает, что…., сравнивая (назвать предметы сравнения)…Автор призывает к…, так как убежден, что…Доказательством этому являются (факты, явления, события, которые приводит автор)Рассуждая о…, автор сожалеет о том, что…Автор считает, что…Задача автора-убедить читателей в том, что…Позиция автора очевидна: … Позиция читателя- Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, позиция читателя не считается сформулированной!!! это собственное мнение (отношение) к позиции автора текста-согласны вы или не согласны с мнением автора. Оценочные слова(клише) С удовольствием прочитал…Нельзя остаться равнодушным…К сожалению,…К немалому удивлению, узнал, что…Убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателяРазделяя негодование автора, хочу сказать, что…Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищениеВозмущает(радует, восхищает, огорчает и т.д.) то, что…Интересно то, как автор… Возражаем корректно(клише) Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что…Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения , но я считаю, что…Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений. Последовательность действий . Сформулировать свое отношение к проблеме, приведя аргументы (не менее 2-х, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) (К-4) При этом своя позиция может не совпадать с авторской («Трудно согласиться с автором в том, что…») Аргументация Аргументация- это совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего-либо. Аргумент- это довод, подтверждение, объяснение, основание, приводимые в доказательства чего-либо. Аргументами являются Ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмыСсылки на признанные авторитеты и их произведенияИмена исторических деятелейСвидетельства очевидцевНазвания событийЦитатыРазличные факты( место, обстоятельства, участники событий)Собственные наблюдения и выводы Положения официальных документовРазличные общественные законыЗаконы природыНародная мудрость: пословицы, поговорки, приметы и т. д.Статистические данныеНаучные данныеПримеры из художественной, научно-популярной, исторической литературыПримеры из жизни окружающих Обрати внимание! Аргументация будет более убеди-тельной, если аргументы иллюстри- ровать примерами (из жизни или литературы). Иногда яркий пример может заменить аргумент. Тезис Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1 Аргумент2 Что следует из вышесказанного? В ы в о д Типы аргументации. Поддерживающая Тезис Прямые доказательства Вывод Тезис В жестоком мире людей человек с ограниченными физическими возможностями не может быть счастлив. Аргумент 1 учителя Я согласен с позицией автора. Нездоровое любопытство окружающих, их цинизм и бестактность всякий раз заставляют инвалида чувствовать себя ущербным. Мой аргумент 1 Иллюстрация 1 учителя Подобное отношение к себе пережил Квазимодо, герой романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери». Его внешность пробуждает в людях отвращение, враждебность, и они буквально ненавидят несчастного горбуна. Моя иллюстрация 1 Аргумент 2 учителя Во-вторых, возможность инвалида прожить счастливую жизнь, не ощущая собственной ущербности, зависит от того, насколько он сам будет стремиться наполнить её радостью, которую часто дает творчество. Мой аргумент 2 Иллюстрация 2 учителя Например, художник Григорий Журавлев появился на свет без рук и без ног. Он писал картины кистью, держа ее ртом. Окружающие завидовали ему, считая мастера по-настоящему счастливым! Моя иллюстрация 2 Вывод учителя Жизнь инвалидов всегда будет иметь только те цвета, которыми они сами её раскрасят. Мой вывод Вариант «банка» аргументов Блоки проблем Проблемы Утвержда-ющие тезисы а) Аргументы из читательского опыта;б)аргументы из жизненного опыта Чело-век и общест-во Лицемерия, двуличия Двуличные люди безнрав-ственны. а) Иудушка Головлёв, герой романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы», постоянно говорил о любви к «милому другу маменьке», а впоследствии, завладев наследством, превратил ее в приживалку в своем доме. Он же, лицемерно изображая человека, истинно верующего в Бога, довел сына до самоубийства.б) Сейчас с экрана телевизора можно часто услышать негодующие речи о жестокости молодёжи. Но ведь то же самое телевидение практически на каждом канале демонстрирует фильмы, посмотрев которые, осознаешь, что человек человеку – враг… Типы аргументации. Опровергающая Тезис Обратныедоказательства Антитезис Тезис В жестоком мире людей человек с ограниченными физическими возможностями не может быть счастлив. Аргумент 1 учителя С автором сложно согласиться. Во-первых, восприятие жизни зависит от мироощущения самого человека. Мой аргумент 1 Иллюстрация 1 учителя Так, главный герой автобиографической повести австралийского писателя Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи» в результате болезни навсегда потерял способность передвигаться без костылей. Многое пришлось пережить этому мальчику, однако он сохранил в себе удивительную способность радоваться жизни, всем её проявлениям. Моя иллюстрация 1 Читай! Думай! Твори! литература Н.А. Сенина. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Части А,В и С (модели сочинений).Учебно-методическое пособие. «Легион»,Ростов-на-Дону,2011г.Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич.-Изд-3.-Ростов-на-Дону:Легион,2011г. литература Презентация Г.Т. Егораевой. ЕГЭ. Часть С.Г.Т. Егораева. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части 3 (С).Издательство «Экзамен», М. 2011.Т.И. Павлова, Н.А. Раннева. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. Путь к успеху. Учебно-методическое пособие. «Легион», Ростов-на- Дону,2011г.