Календарно-тематическое планирование уроков ИЗО в 6 классе (ФГОС) Т.Я. Шпикалова


по раз
делу
Тема раздела, урока
Кол. час.
Тип урока

Планируемые результаты (предметные)
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности.
Домаш
нее задание
Дата



Образ цветущей природы – вечная тема в искусстве – 6 часов.



1.
1.
Осенний букет в натюрморте живописцев.
1
Урок постановки
и решения учебной задачи
Рассматривать натюрморты живописцев, запечатлевших красоту цветов в букетах.
Наблюдать цветы в природе, различать их характерные особенности.
Сравнивать натюрморты художников Западной Европы и России, находить в них общее и различное.
Объяснять смысл понятий идеал, красота, художественный образ.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успехов и неудач в собственной учебе.
Этюд осенних цветов с натуры.


2-3.
2-3.
Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и Нижнего Тагила.
2
Урок постановки
и решения учебной задачи
Рассматривать изделия из разных региональных центров России и характеризовать росписи лаковых подносов из Жостова и Нижнего Тагила.
Сравнивать изображение цветочного мотива на подносах из Нижнего Тагила с росписью Жостова, находить общее и различное. Узнавать этапы послойного письма Жостова и называть их.
Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Выполнить цветочные мотивы.


4.
4.
Осенние цветы в росписи твоего подноса.
1
Урок постановки
и решения учебной задачи
Характеризовать художественные изделия – лаковые подносы, выполненные народными мастерами из Жостова, узнавать своеобразную роспись и называть ее элементы.
Называть способы организации композиции цветочной росписи на подносах («букет в центре», «букет в раскидку», «букет с угла», «венок»).
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. Участвовать в подведении итогов работы. Обсуждать творческие работы одноклассников.
Выполнить декоратив
ную композицию нарядных осенних цветов.


5-6.
5-6.
Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран Запада и Востока.
2
Урок постановки
и решения учебной задачи
Рассматривать разнообразные изделия декоративно-прикладного искусства народов мира, находить общее и различное в изображении цветов (натюрморты А. Матисса и Н.Н. Сапунова). Различать формы, цвета, строение цветов в природе и сравнивать их с изображением в декоративно-прикладном искусстве. Определять центр композиции и характер расположения цветочных мотивов.
Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.
Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.
Выполнить наброски цветка с натуры.




Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур – 10 часов.



7.
1.
Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта.
1
Урок постановки
и решения учебной задачи
Рассматривать произведения разных видов искусства, украшенные растительным орнаментом. Высказывать суждение об орнаментальном искусстве Древнего Египта на примере росписей дворцов, храмов и гробниц. Сопоставлять изображение реального лотоса и тростника с их декоративным изображением. Анализировать приемы трансформирования формы, цвета, объема природных растений в декоративные.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успехов и неудач в собственной учебе.
Выполнить цветные зарисовки-повтор мотивов древнеегипетского орнамента.


8.
2.
Зооморфные мотивы в искусстве Древнего Египта.
1
Урок постановки
и решения учебной задачи
Рассматривать фантастические образы божеств в искусстве Древнего Египта. Анализировать аллегорическую форму выражения отвлеченных понятий (священный жук – знак солнца и др.). Объяснять смысл понятий аллегория, символ.
Изучать ритм, симметрию, колорит, трансформацию при изображении фантастических существ в древнеегипетском орнаменте.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Обсуждать и давать оценку результатам творческой деятельности.
Выполнить зарисовки-повтор отдельных зооморфных мотивов.


9.
3.
Изысканный декор сосудов Древней Греции.
1
Урок постановки
и решения учебной задачи
Рассматривать сюжетно-изобразительную роспись древнегреческой керамики – своеобразную энциклопедию жизни древних греков. Сопоставлять декор чернофигурных и краснофигурных ваз, выявлять связь сюжетной росписи с формой сосудов, узнавать сюжетно-изобразительные росписи о героях мифов и называть их.
Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.
Уважительно относиться к творчеству, как к своему, так и других людей.
Выполнить зарисовки-повтор мотивов древнегреческого орнамента.


10-11.
4-5.
Древние орнаменты в творчестве художников разного времени.
2
Урок постановки
и решения учебной задачи
Рассматривать изделия балхарской керамики, фарфор Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, гончарную чернолощеную керамику российских современных мастеров. Сравнивать современные балхарские сосуды с древнегреческими амфорами, находить общее и различное в их пластике и росписи. Приводить примеры трансформации декоративных композиций.
Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.
Конструиро
вать объемную вазу.

Выполнить роспись вазы.


12-13.
6-7.
Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии и русская набойка.
2
Урок постановки
и решения учебной задачи
Рассматривать орнаментальное оформление изделий декоративно-прикладного искусства, архитектурных рельефов храмов Индии. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия красоты орнаментальных мотивов на индийских тканях и русской набойке. Сравнивать орнаментальные мотивы Индии и русской набойки.
Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание.
Уважительно относиться к творчеству, как к своему, так и других людей. Обсуждать и давать оценку результатам творческой деятельности.
Выполнить зарисовку индийского орнамента «индийская пальметта».

Выполнить эскиз коврика-покрывала для слона.


14.
8.
Традиции встречи Нового года в современной культуре.
1
Урок постановки
и решения учебной задачи
Рассматривать произведения разных видов искусства, посвященные традициям встречи нового года, эскизы театральных костюмов, выполненные К.А.Коровиным, Л.С.Бакстом и др. Рассказывать, какие персонажи изображены, из чего изготавливались маски-личины, какие поверья, обычаи характерны для народного быта на Святках в России.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.
Конструиро
вание сувенира, украшения для елки.


15-16.
9-10.
«Новый год шагает по планете»
2
Урок постановки
и решения учебной задачи
Рассматривать произведения отечественных и западноевропейских живописцев, находить в них соответствия в передаче главных признаков радости, праздничных ситуаций, цветовых сочетаний в изображении участников карнавала.
Сравнивать композицию и цветовое решение сцен праздничного карнавала в работах разных живописцев.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.
Рисовать по памяти, по представле
нию фигуры празднично
го карнавального шествия.

Создать коллектив
ную композицию «Новогодний карнавал».




Исторические реалии в искусстве разных народов – 10 часов.



17.
1.
Каменные стражи России (12-14 вв.).
1
Урок постановки
и решения учебной задачи
Рассматривать крепостные сооружения древнерусских городов. Узнавать и называть древнерусские крепости России. Рассказывать о взаимосвязи архитектурных крепостных сооружений с особенностями ландшафта. Узнавать основные архитектурные элементы древнерусских крепостей и сравнивать их. Находить сходство и различия.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
Выполнить по памяти зарисовки элементов древнерус
ских крепостей (стены, башни, ворота, бойницы).


18.
2.
Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре Западной Европы.
1
Урок постановки
и решения учебной задачи
Рассматривать особенности крепостной архитектуры Западной Европы. Определять своими словами главное в архитектурном облике замков разных стран. Высказывать свое отношение к мощи и красоте оборонительных сооружений.
Объяснять смысл понятий романский и готический стили.
Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.
Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
Выполнить зарисовки по представле
нию главных архитектур
ных элементов средневеко
вого замка романского или готического стиля.


19.
3.
Военное облачение русского воина и доспехи западноевропейского рыцаря в жизни и искусстве.
1
Урок постановки
и решения учебной задачи
Рассматривать произведения русских и западноевропейских художников, изделия народных мастеров России и Западной Европы, посвященные теме героического эпоса и исторического прошлого периода Средневековья. Определять своими словами главное в них. Рассказывать о своих впечатлениях.
Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.
Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
Выполнить зарисовки по описанию фигуры русского воина или рыцаря в доспехах.


20.
4.
Батальная композиция.
У истоков исторического жанра.
1
Урок постановки
и решения учебной задачи
Называть батальные композиции, известные из курса начальной школы. Приводить примеры изображения боевых сцен разных народов Древнего мира. Рассматривать батальные композиции в разных видах искусства (графика, живопись, шпалера, лаковая миниатюра).
Объяснять смысл понятия батальный жанр.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами.
Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.
Рисовать батальную композицию (в любой технике).


21.
5.
Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве.
1
Урок постановки
и решения учебной задачи
Рассматривать произведения иконописи и светской живописи, воссоздавшие образ женщины. Рассказывать о своих впечатлениях от произведений византийской и древнерусской иконописи. Высказывать суждения о произведениях Леонардо да Винчи и других художников эпохи Возрождения, о том, что тема материнства и женственности – вечная тема искусства.
Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.
Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве.
Выполнить зарисовки по представлению женского лица с передачей возрастных особеннос
тей.


22.
6.
Личность женщины в портретно-исторической композиции 19 -начала 20 вв.
1
Урок постановки
и решения учебной задачи
Рассматривать женские портреты, созданные отечественными и западноевропейскими художниками. Рассказывать, какие портреты и каких художников понравились и почему. Определять особенности в передаче образа героини и ее костюма в портретах разных времен.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения.
Создать портретно-историчес
кую композицию


23-24.
7-8.
Русский народный костюм как культурное достояние нашего Отечества.
2
Урок постановки
и решения учебной задачи
Рассматривать образцы традиционного русского женского и мужского костюма конца 19 в. Рассказывать, из каких элементов состоит северорусский и южнорусский комплекс традиционной одежды, выявлять разнообразие кроя и вышивки.
Называть музеи, в фондах которых хранятся традиционные русские народные костюмы.
Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.
Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения.

Выполнить зарисовку женской фигуры в народном костюме.

Завершить композицию женской фигуры в народном костюме в цвете.


25-26.
9-10.
«Возьмемся за руки, друзья» Разноликий хоровод.
2
Урок постановки
и решения учебной задачи
Рассматривать традиционные костюмы народов России. Рассказывать об общем и различном в народных костюмах представителей разных народов России. Высказывать свои суждения о том, с какой целью проводятся фольклорные фестивали.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.




Выполнить эскиз наряда участника фольклорно го фестиваля.

Выполнить композицию людей в народных костюмах.




Образ времени года в искусстве. Весна – утро года – 8 часов.



27-28.
1-2.
Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве.
2
Урок постановки
и решения учебной задачи
Рассматривать произведения пейзажного искусства и анималистического жанра отечественных и зарубежных художников, воссоздавших живописные образы весны и птиц. Находить в них признаки реальной природы. Различать произведения по технике исполнения, по приемам росписи.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства.
Выполнить по памяти, зарисовку птицы.

Выполнить по эскизу скульптур
ный этюд птицы-образа.


29-30.
3-4.
«Живая зыбь».
2
Урок постановки
и решения учебной задачи
Рассматривать пейзажи отечественных и зарубежных мастеров, воссоздавших образы водной стихии. Сопоставлять их с реальными природными явлениями.
Выявлять среди пейзажных произведений сходство и различия в композиционном решении, манере исполнения, эмоциональном настроении.
Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание.
Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения.
Выполнить эскиз композиции по памяти пейзажа с водным пространством.

Завершить композицию в цвете.


31-32.
5-6.
«Как мир хорош в своей красе нежданной»
2
Урок постановки
и решения учебной задачи
Рассматривать произведения отечественных художников, в которых воссозданы образы Пасхи – праздника Воскресения Христова, весны, плодоносящих сил природы. Высказывать свое суждение и отношение к Пасхальному празднику, к произведениям иконописи.
Сопоставлять натюрморты художников с праздничной пасхальной атрибутикой.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения.
Выполнить эскиз пасхального натюрморта.

Завершить композицию натюрморта в цвете.


33-34.
7-8.
Земля пробуждается.
2
Урок постановки
и решения учебной задачи. Обобщающий.
Рассматривать произведения отечественных и зарубежных художников, воссоздавших образы пробуждающейся природы. Рассматривать произведения декоративно-прикладного искусства, в декоре которых присутствуют разнообразные природные мотивы. Сопоставлять эти мотивы с реальными природными объектами. Находить в них сходство и различия.
Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Выполнить графические зарисовки с натуры цветов, трав, насекомых.

Создать коллективн
ую декоративно- живописн
ую композицию



15